МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Основы теории коммуникации» является ознакомление с теорией коммуникации как структуры, процесса и вида деятельности с учетом системы факторов, действующих в реальном социальном пространстве и влияющих на характер коммуникации.
Задачи курса – представить специфику социокультурных феноменов, раскрыть со-циальную сущность массовой коммуникации, культурные феномены, процессы и практики информационного общества, познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями меди
В курсе специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освое-нию исследовательской литературы, анализу источников
Курс сосредотачивается на проблемах, с которыми сталкивается выпускник в прак-тике работы в структурах, занятых различными видами коммуникационной деятельности (журналистика, деятельность в сфере рекламы и связей с общественностью)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способность базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним
ОПК-14 способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций,технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль публичной коммуникации в культуре современного общества, характеристики массовой аудитории, функции и дисфункции СМК, природу и роль общественного мнения, влияния СМИ на общественное мнение, особенности массовой информации, технологические основы производства СМИ, содержательные особенности журналистских публикаций, их воздействие на массовую аудиторию, специфику новостного дискурса, воздействие на аудиторию различных знаковых с систем
3.2.Уметь:
3.2.1.учитывать специфику массовой культуры и массовой аудитории в процессах публичной коммуникации, организовывать интерактивное общение с аудиторией, с учетом социальных, этнических, конфессиональных, культурных различий, учитывать особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа современных массово- коммуникационных процессов инновационными подходами к созданию медиатекстов, навыками создания текстов для СМИ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в теорию коммуникации
1.1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. Предмет теории коммуникации. Законы и категории теории коммуникации. Методы и функции теории коммуникации. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста. Лекции 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Индивидуальное домашнее задание Практические 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Выявите этапы конструирования реальности средствами массовой информации Сам. работа 1 2
Раздел 2. История коммуникации
2.1. Антропосоциогенез и социальная коммуникация. Понятие коммуникации, виды коммуникации, суть символического взаимодействия. Установки теории символического интеракционизма. Лекции 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Межличностная, групповая, публичная и массовая коммуникации. Массовое общество и СМИ. Лекции 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Мультимедийные презентации Практические 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Опишите этапы процесса легализации недопустимого, по Овертону Сам. работа 1 1
Раздел 3. Теории коммуникативного процесса и его структуры
3.1. Главные этапы развития коммуникативной теории в XX веке. Идеи М. Маклюэна. Структуралистские концепции коммуникации. Теории коммуникативного процесса и его структуры. Модель Якобсона. Модель Шеннона-Вивера. Модель Ньюкома. Модель Лотмана. Модель Эко. Модель Барта. Модель знака. Лекции 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Посмотрите учебные фильмы и опишите 1. Технологические основы печатных СМИ 2. Технологические основы радиожурналистики 3. Технологические основы телевидения 4. Технологические основы интернет-коммуникации Сам. работа 1 4
Раздел 4. Сущность и функции массовой коммуникации
4.1. Коммуникация как структура: коммуникатор, средства коммуникации, сообщение, получатель сообщения. Коммуникация как процесс: стадии коммуникации, эффекты коммуникации и эффективность коммуникативной деятельности, контекст коммуникации. Лекции 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Коммуникация как деятельность: деятельность по производству и потреблению информации, массовая коммуникация как бизнес Практические 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблема дисфункций массовой коммуникации
5.1. Содержание понятия «дисфункции массовой коммуникации». Понятие манипуляции, манипулятивные техники современности.Категория дезинформации. Суть информационных войн. Консумеризм современных СМИ. Проблема мифотворчества СМИ. Практические 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Межкультурная коммуникация
6.1. Понятие межкультурной коммуникации, ее уровни и формы. Субъекты межкультурной коммуникации. Лекции 1 4 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.2. Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации. Практические 1 4 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.3. Планетарная коммуникация в условиях глобализации. Изменение сущности коммуникации в информационном обществе. Лекции 1 4 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.4. Прочтите главы книг М. Маклюэна «Галактика Гутенберга» проанализируйте, в чем вы согласны и в чем не согласны с позицией технологического детерминизма в определении социальной роли коммуникации Сам. работа 1 2 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.5. Тест Практические 1 6 ОПК-9, ОПК-14, ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
6.6. Экзамен 1 27 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кашкин, Вячеслав Борисович Основы теории коммуникации : учебное пособие Восток-Запад, 2007
Л1.2 Гавра, Дмитрий Петрович Основы теории коммуникации : для бакалавров и специалистов : учеб. пособие для вузов Питер, 2011
Л1.3 Шарков, Феликс Изосимович Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник Дашков и К°, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яшин, Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций : учебное поосбие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429211
Л2.2 под ред. М. А. Василика Основы теории коммуникации: учеб. для вузов М. : Гардарики, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Выполнение практических заданий оценивается исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
За выполнение задания студент может получить максимально 30 баллов.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle.
81-100% ответов правильны, существенных ошибок нет, тест пройден своевременно - отлично
65-80% ответов правильны, или 81-100% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно- хорошо
а) тест выполнен своевременно; 51-65% ответов правильны, б) 65-80% ответов правильны, но тест выполнен несвоевременно удовлетворительно
тест выполнен несвоевременно; менее 50% ответов правильны - неудовлетворительно
При данной системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, оцениваются в баллах. Оценка качества работы в данной системе является накопительной и используется для оценивания системной работы студентов в течение всего периода обучения
Результаты работы студентов фиксируются преподавателем в журнале успеваемости. По итогам работы в семестре студент может получить максимально 100 баллов.
Оценку студент получает в зависимости от набранной суммы баллов в течение семестра.
Итого: 100 баллов – максимально и 50 балл – минимально.