МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архитектоника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Архитектоника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «Архитектоника» заключается в формировании теоретико-практической базы по: разработке эстетичной и функциональной структуры оригинальной формы объекта дизайна, выраженной в конкретном материале материальному воплощению различных объектов дизайна систематизации эргономических данных при создании функциональных объектов использованию графических приёмов проектирования объектов дизайна.
Задачи:
-ознакомиться с основными теоретическими и практическими проблемами в области формообразования;
-освоить основные инструменты анализа и оценки того или иного практического задания, которое сформирует предметно – пространственную среду;
-сформировать представления об основных эстетических и художественных принципах построения формы объекта; выявить его связи со всем комплексом материальной составляющей культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-35 готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.имеет представление об архитектонических особенностях основных видов конструкций, материалов и технологических приёмов;
сущность процессов, определяющих современное состояния формотворчества в различных областях архитектуры и дизайна;
теоретические основы функционирования разнообразия форм в рамках дизайнерского проектирования;
теоретические основы архитектурного и дизайнерского моделирования
3.2.Уметь:
3.2.1.основные функции визуальных коммуникаций в дизайне любой среды;
различать существенные принципы и компоненты модели, распознавать их значение, выделять сходство и различия в многообразии примеров;
анализировать сложившиеся ситуации в процессе формотворчества и уметь принимать адекватные решения;
ясно и логично излагать изучаемый теоретический материал и осознанно применять свои знания в проектировании того или другого объекта;
находить и отбирать информацию, необходимую для анализа существующих и создания аналогичных или творчески созданных новых форм
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками графического изображения пластики образного решения объектов с детальной проработкой стилеобразующих элементов формы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные принципы архитектурно - дизайнерского проектирования
1.1. Виды и разносидности архитектонического творчества. Основные принципы архитектурно - дизайнерского проектирования средовых объектов. Основы формообразования в дизайне Сам. работа 5 2 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Работа с материалом "Создание среды жизнедеятельности - основное содержание формообразования" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Комплекс принципов формообразования. Особенности композиционного формирования объектов дизайна Лекции 5 2 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Работа с материалом "Язык формирования пространственной среды" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Дизайн среды внутренних архитектурных пространств. Пропорция и симметрия в зрительном восприятии искусства Сам. работа 5 2 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Работа с материалом "Предметное наполнение интерьера пространства, их язык и информативность" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Структура художественного восприятия и закономерности процесса эстетического восприятия
2.1. Понятие равновесия как основного принципа визуального восприятия объекта. Очертание - существенная характерность объекта Лекции 5 2 ПК-35 Л3.1, Л1.1
2.2. Составление конспекта "Равновесие психологическое и физическое" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л3.1, Л1.1
2.3. Правила группирования как специфические взаимоотношения между частями Сам. работа 5 4 ПК-35 Л3.1, Л1.1
2.4. Составление конспекта "Условия простоты и структурные особенности, определяемые целостность модели" Сам. работа 5 4 ПК-35 Л3.1, Л1.1
2.5. Понятие формы и пространства Сам. работа 5 2 ПК-35 Л3.1, Л1.1
2.6. Восприятие внутренне присущих объекту свойств и выбор способа изображение. Влияние искажений на восприятие объекта Практические 5 4 ПК-35 Л3.1, Л1.1
2.7. Работа с лекционным материалом "Действие закона красоты на создание и восприятие формы объекта" Сам. работа 5 20 ПК-35 Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Композиция как одна из важнейших творческих основ дизайна
3.1. Понятие композиции. Общая концепция и общая методика композиционного построения. Законы визуального восприятия Сам. работа 5 2 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л1.1
3.2. Работа с лекционным материалом "Основные принципы визуального восприятия и способы их применения" Сам. работа 5 8 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Основы проектирования открытых пространств
4.1. Композиционные средства формирования открытых пространств Лекции 5 8 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.2. Композиционные средства организации открытого пространства Сам. работа 5 2 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.3. Составление конспекта "Индивидуальность и информативность облика пространства" Сам. работа 5 2 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.4. Предметно - пространственная среда общественных центров Сам. работа 5 4 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.5. Оборудование и элементы благоустройства открытых пространств Сам. работа 5 2 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.6. Подготовка эссе "Особенности проектирования приусадебных участков" Сам. работа 5 2 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л1.1
4.7. Зачет 5 4 ПК-35 Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Седова Л. И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании: учеб. пособие для вузов УралГАХА, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Храпач В. В. Ландшафтный дизайн: учеб. пособие для вузов СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Кругляк В. В. , Перелыгина Е. Н. , Дарковская А. С. Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры: учеб. пособие для вузов Воронежская государственная лесотехническая академия, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142412
Л2.3 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.masterproff.ru/mozaika/Solo-Mosaico
Э2 http://www.sdrussia.ru/
Э3 http://architektonika.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к зачёту

Основное в подготовке к зачёту – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к зачёту избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачёту, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачёту следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.

Методические указания по защите реферата

При защите реферата студент должен излагать его содержание свободно, не читать текст без отрыва от конспекта. При изложении рассматриваемого вопроса студент должен сослаться на соответствующие источники, нормативно-правовые акты, учебники, которые использовал при подготовке реферата, привести конкретные примеры по теме реферата.

Содержание выступления должно быть продумано и составлено самостоятельно. В выступлении должно прозвучать: название темы, постановка проблемы, краткое вступление, основные положения рассматриваемой проблемы, выводы. Длительность выступления – 5-7 минут. Автор реферата должен быть готов ответить на вопросы, поставленные аудиторией, может и сам ставить вопросы перед слушателями.