МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическое лидерство в современной России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.полит.н., доцент, Т.А. Асеева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, О.С. Киреева

Рабочая программа дисциплины
Политическое лидерство в современной России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.полит.н., профессор Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.полит.н., профессор Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами категориальным аппаратом теории лидерства, раскрыть роль таких групп в политическом процесс, как политические лидеры, показать место политических лидеров в цивилизационном процессе России и мира, познакомить студентов с одним из разделов политической науки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.15

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-3 владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории лидерства и методологии его анализа; сущность политического лидера, их виды и способы отбора.
Особенности политических лидеров России на разных этапах исторического развития страны; основные проблемы политического лидерства, тенденции его формирования; о российских традициях в области лидерообразования. Детерминанты политического лидерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Характеризовать и анализировать особенности политического лидерства в контексте социально-экономических, политических, культурно-исторических и других условий российского социума; зарубежный и российский опыт в области отбора и функционирования политических лидеров; применять методики политологического и политико-психологического анализа при изучении политических лидеров в РФ. Анализировать и давать оценку особенностям политических лидеров.
Характеризовать и оценивать политические портреты современных российских лидеров. Выявлять основные проблемы политического лидерства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками анализа политического лидерства в контексте социально-экономических, политических, культурно-исторических и других условий российского социума; сравнения и сопоставления зарубежного и российского опыта в области отбора и функционирования политических лидеров; методиками политологического и политико-психологического анализа при изучении политических лидеров в РФ. Навыками анализа и оценки особенностей политических лидеров. Навыком оценки политических портретов современных российских лидеров; выявления основных проблем политического лидерства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие «лидер» в современном научном дискурсе
1.1. Основные направления теории лидерства Лекции 7 4 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные направления теории лидерства Сам. работа 7 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Лидерство и демократия Лекции 7 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Лидерство и демократия Сам. работа 7 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Смена и рекрутирование лидеров Лекции 7 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Смена и рекрутирование лидеров Сам. работа 7 4 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Структура и механизмы функционирования политических лидеров в современной России Практические 7 4 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.8. Структура и механизмы функционирования политических лидеров в современной России Сам. работа 7 3 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.9. Региональные лидеры в политическом процессе России. Практические 7 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.10. Региональные лидеры в политическом процессе России. Лекции 7 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.11. Лидеры и политическое управление Практические 7 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.12. Политические системы и лидеры новых независимых государств: основные модели и типы Практические 7 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.13. Политические системы и лидеры новых независимых государств: основные модели и типы Сам. работа 7 4 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.14. Психология лидеров Практические 7 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.15. Психология лидеров Сам. работа 7 4 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.16. Типология лидеров в современной России Практические 7 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.17. Типология лидеров в современной России Сам. работа 7 2 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.18. Экзамен 7 27 ОПК-9, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.Т. Мухаев Политология: конспект лекций: М.: Проспект, 2013
Л1.2 Спивак В.А. ЛИДЕРСТВО. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Бендас, Т. В. Психология лидерства : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/5ADD8274-EC5C-450A-9D65-E52EDA0E12AC
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильин В.А. ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Отв. ред. В.Д. Перевалов Политология : учебник М.: Норма; Инфра-М, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э3 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э4 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader




6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Политическое лидерство в современной России» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенты знакомятся с методологическими основами исследования политического лидерства; информацией о его структуре, функциях, уровнях и месте в политическом процессе. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к промежуточному контролю.
Практические занятия по дисциплине «Политическое лидерство в современной России» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме учебные знания и навыки, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студенты должны ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться, и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить план ответов на вопросы занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При изучении курса особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященных рассмотрению тем "Основные направления теории лидерства", "Психология лидеров", т.к. в данных темах раскрываются основные методологические подходы к анализу политического лидерства. При выполнении практических заданий посвященных анализу политического лидерства следует особое внимание уделять его социально-экономическим, политическим, культурно-историческим и другие факторам.
По результатам изучения дисциплины студенты должны научиться комплексно анализировать политическое лидерство, используя для этого методы и методологию политической науки, а так же стремиться использовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемой дисциплины, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендуемой литературой, выполнение практических заданий, подготовку к экзамену.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.