МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в музееведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д-р искусствоведения, декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Введение в музееведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка компетентного выпускника, умеющего применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности при овладении особенностями, присущих музеям и учреждениям музейного типа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владению навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение, задачи, предмет, функции и периоды формирования музееведения/музеологии как науки, исследовательские подходы самостоятельности дисциплины;
основные положения и методы научно-фондовой работы; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность музеев;
историю развития отечественного и зарубежного музейного дела;
сущность, значение и возможности экспозиционного проектирования, осуществляемые в музейной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять междисциплинарное значение музееведения и интерпретировать при решении социальных и профессиональных задач;
применять базовые знания музееведения в процессе обсуждения проблемных тем в дальнейшей профессиональной деятельности;
разрабатывать и использовать музейные нормативно-правовые документы;
выявлять движущие силы и закономерности исторического процесса в развитии музея как одного из важнейших социокультурных институтов;
организовать культурно-образовательную деятельность музея.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научно-фондовой работы;
навыками организации выставочного пространства музея;
разработки и реализации социокультурных программ в области музейной деятельности;
основными навыками научно-художественного экспозиционного проектирования;
ведения экскурсий;
навыками историографического и библиографического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая теория музееведения. Музеи России XVIII - XIX вв.
1.1. Общая теория музееведения Лекции 3 2 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Общая теория музееведения (работа с лекционным материалом) Сам. работа 3 4 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Основные цели и задачи изучения истории музейного дела. Формирование собраний памятников искусства и старины в России XII – XVII вв. Лекции 3 2 ПК-9 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.4. Подготовка к семинарскому занятию по теме - Основные цели и задачи изучения истории музейного дела. Формирование собраний памятников искусства и старины в России XII – XVII вв. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Основные цели и задачи изучения истории музейного дела. Формирование собраний памятников искусства и старины в России XII – XVII вв. Сам. работа 3 16 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3
1.6. Музеи России в ХVIII веке Сам. работа 3 12 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.7. Подготовка к семинарскому занятию по теме - Музеи России в ХVIII веке / Сам. работа 3 10 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л2.2
1.8. Частные собрания древностей и искусства в XVIII в. / Сам. работа 3 10 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л2.2
1.9. Развитие музеев в XIX веке Сам. работа 3 14 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.1
1.10. Развитие музеев в XIX веке Практические 3 2 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Частное коллекционирование России во второй половине XIX-начале XX вв. Сам. работа 3 4 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Музеи России в ХX веке. Музейное дело в России в середине 1960 –х – начале XXI вв.
2.1. Музеи и проблемы сохранения культурного наследия России в 1917 – 1945 гг. Создание национальных исторических и художественных музеев. Основные направления деятельности музея. Сам. работа 3 6 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.2. Музейное дело в России в середине 1960 –х – начале XXI вв. Сам. работа 3 4 ПК-9 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.3. Подготовка к тестированию по разделу Музеи России в ХХ в. Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.4. Методики и практики музееведения. Научно-фондовая работа Лекции 3 2 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Научно-художественное проектирование экспозиции. Культурно-образовательная деятельность музея Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
2.6. Повторение лекционного материала, дополнительной литературы к темам Методики и практики музееведения, Научно-художественное проектирование экспозиции. Подготовка к зачету. Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.7. Проектирование экспозиции Практические 3 2 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л2.2
2.8. Музейная документация. Основные положения инструкций по учету и хранению музейных предметов Сам. работа 3 2 ПК-9 Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.9. Зачет 3 4 ПК-9 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова, Т. Г. Музеология: введение в профессию: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 авт.-сост. А. Тишкин, Т. Г.Горбунова]. Основы музеологии : учеб. Пособие Барнаул, изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2011. elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Гребенникова, Т. В. Тишкина История музеев России: учеб. пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Гребенникова, Т. Г. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: учеб. пособие Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/739
Л2.3 Именнова, Л.С. Музейная дестинация в системе культурного туризма: социокультурный анализ: монография М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. : [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2012. elibrary.asu.ru
Л3.2 Фак. искусств, Каф. истории отечественного и зарубежного искусства Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи: программа курса и метод. рекомендации для студентов факультета искусств АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Романов Н. И. Как устраивать местные музеи / Н. И. Романов. - М., 1919. http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/files_Al/ALMANAX-blok-02-10.pdf. (дата обращения)
Э2 Персин, А.И. Список краеведческой и музееведческой литературы с аннотациями [Электронный ресурс] // Краеведческий альманах. - 2010. - № 2. - С. 42-44. http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/files_Al/ALMANAX-blok-02-10.pdf. (дата обращения)
Э3 Российское музееведение: информационно-образовательный портал http://www.museumstudy.ru/main.html (дата обращения)
Э4 О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ: принят Государственной Думой от 24 апреля 1996 г. http://www.rosizo.ru/status/dokuments/zakon.html (извлечения) (дата обращения)
Э5 «Мир музея» (до 1992 г. «Советский музей»). http://www.mirmus.ru. - (дата обращения)
Э6 Словарь актуальных музейных терминов http://www.panor.ru/upload/iblock/838/slovar_muzey.pdf (дата обращения).
Э7 Музеи России http://www.museum.ru/ (дата обращения)
Э8 Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии www.adit.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.