Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.
1.1. | Подготовка компетентного выпускника, умеющего применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности при овладении особенностями, присущих музеям и учреждениям музейного типа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-9 | способностью к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владению навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | определение, задачи, предмет, функции и периоды формирования музееведения/музеологии как науки, исследовательские подходы самостоятельности дисциплины; основные положения и методы научно-фондовой работы; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность музеев; историю развития отечественного и зарубежного музейного дела; сущность, значение и возможности экспозиционного проектирования, осуществляемые в музейной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять междисциплинарное значение музееведения и интерпретировать при решении социальных и профессиональных задач; применять базовые знания музееведения в процессе обсуждения проблемных тем в дальнейшей профессиональной деятельности; разрабатывать и использовать музейные нормативно-правовые документы; выявлять движущие силы и закономерности исторического процесса в развитии музея как одного из важнейших социокультурных институтов; организовать культурно-образовательную деятельность музея. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | научно-фондовой работы; навыками организации выставочного пространства музея; разработки и реализации социокультурных программ в области музейной деятельности; основными навыками научно-художественного экспозиционного проектирования; ведения экскурсий; навыками историографического и библиографического анализа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая теория музееведения. Музеи России XVIII - XIX вв. | ||||||
1.1. | Общая теория музееведения | Лекции | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Общая теория музееведения (работа с лекционным материалом) | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Основные цели и задачи изучения истории музейного дела. Формирование собраний памятников искусства и старины в России XII – XVII вв. | Лекции | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Подготовка к семинарскому занятию по теме - Основные цели и задачи изучения истории музейного дела. Формирование собраний памятников искусства и старины в России XII – XVII вв. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2 |
1.5. | Основные цели и задачи изучения истории музейного дела. Формирование собраний памятников искусства и старины в России XII – XVII вв. | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3 |
1.6. | Музеи России в ХVIII веке | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Подготовка к семинарскому занятию по теме - Музеи России в ХVIII веке / | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л2.2 |
1.8. | Частные собрания древностей и искусства в XVIII в. / | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л2.2 |
1.9. | Развитие музеев в XIX веке | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.1 |
1.10. | Развитие музеев в XIX веке | Практические | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.11. | Частное коллекционирование России во второй половине XIX-начале XX вв. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Музеи России в ХX веке. Музейное дело в России в середине 1960 –х – начале XXI вв. | ||||||
2.1. | Музеи и проблемы сохранения культурного наследия России в 1917 – 1945 гг. Создание национальных исторических и художественных музеев. Основные направления деятельности музея. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Музейное дело в России в середине 1960 –х – начале XXI вв. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Подготовка к тестированию по разделу Музеи России в ХХ в. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Методики и практики музееведения. Научно-фондовая работа | Лекции | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1 |
2.5. | Научно-художественное проектирование экспозиции. Культурно-образовательная деятельность музея | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1 |
2.6. | Повторение лекционного материала, дополнительной литературы к темам Методики и практики музееведения, Научно-художественное проектирование экспозиции. Подготовка к зачету. | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Проектирование экспозиции | Практические | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л2.2 |
2.8. | Музейная документация. Основные положения инструкций по учету и хранению музейных предметов | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л3.2, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
2.9. | Зачет | 3 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенникова, Т. Г. | Музеология: введение в профессию: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | авт.-сост. А. Тишкин, Т. Г.Горбунова]. | Основы музеологии : учеб. Пособие | Барнаул, изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2011. | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. Г. Гребенникова, Т. В. Тишкина | История музеев России: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Гребенникова, Т. Г. | Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: учеб. пособие | Барнаул: АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/739 |
Л2.3 | Именнова, Л.С. | Музейная дестинация в системе культурного туризма: социокультурный анализ: монография | М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] | Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. : [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. | Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2012. | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Фак. искусств, Каф. истории отечественного и зарубежного искусства | Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи: программа курса и метод. рекомендации для студентов факультета искусств | АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Романов Н. И. Как устраивать местные музеи / Н. И. Романов. - М., 1919. | http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/files_Al/ALMANAX-blok-02-10.pdf. (дата обращения) | ||
Э2 | Персин, А.И. Список краеведческой и музееведческой литературы с аннотациями [Электронный ресурс] // Краеведческий альманах. - 2010. - № 2. - С. 42-44. | http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/files_Al/ALMANAX-blok-02-10.pdf. (дата обращения) | ||
Э3 | Российское музееведение: информационно-образовательный портал | http://www.museumstudy.ru/main.html (дата обращения) | ||
Э4 | О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ: принят Государственной Думой от 24 апреля 1996 г. | http://www.rosizo.ru/status/dokuments/zakon.html (извлечения) (дата обращения) | ||
Э5 | «Мир музея» (до 1992 г. «Советский музей»). | http://www.mirmus.ru. - (дата обращения) | ||
Э6 | Словарь актуальных музейных терминов | http://www.panor.ru/upload/iblock/838/slovar_muzey.pdf (дата обращения). | ||
Э7 | Музеи России | http://www.museum.ru/ (дата обращения) | ||
Э8 | Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии | www.adit.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |