Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 21 | 21 | 21 | 21 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель курса – раскрытие сущности и роли законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием материалов средств массовой информации, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций СМИ, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов. Задачи: - изучение особенностей законодательства в области информационного права, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности средств массовой информации; - усвоение источников правовых норм, понимание содержания ключевых положений международных правовых актов, Конституции РФ, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Закона РФ «О средствах массовой информации», законов, имеющих отношение к сфере средств массовой информации и журналистике; - формирование умения защищать свои профессиональные права и популяризировать нормы правового демократического государства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ОПК-7 | способность руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | источники правовых норм, особенности законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности медиа, средств массовой информации и журналистики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | реализовывать и защищать свои профессиональные права, популяризировать нормы правового демократического государства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками реализации законодательных норм, осуществления и защиты информационных прав и свобод, соблюдения обязанностей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное право. Законодательная основа деятельности СМИ и журналистов. | ||||||
1.1. | Информационное право как комплексная отрасль российского права | Лекции | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.2. | Юридический статус редакции СМИ | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.3. | Законодательная основа свобод СМИ в России | Лекции | 5 | 4 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.4. | Законодательная основа свобод СМИ в России | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.5. | Законодательная база доступа к информации | Лекции | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.6. | Доступ журналиста к информации | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.7. | Институт аккредитации журналистов | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.8. | Анализ ситуаций из практики российских журналистов | Сам. работа | 5 | 5 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 2. Информационные права и свободы: основные нормы, реализация и защита. | ||||||
2.1. | Информационные права личности | Лекции | 5 | 4 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
2.2. | Информационные права личности и СМИ | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
2.3. | Правовое регулирование участия СМИ в избирательных компаниях | Лекции | 5 | 4 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
2.4. | Открытые вопросы по правовой проблематике | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 3. Особенности рекламы в СМИ. Авторское право в журналистике. | ||||||
3.1. | Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама в СМИ | Лекции | 5 | 4 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
3.2. | Авторское право в журналистике | Лекции | 5 | 4 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
3.3. | Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама в СМИ | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
3.4. | Авторское право журналиста | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
3.5. | Поиск, анализ и презентация примеров (случаев) нарушений российского законодательства | Сам. работа | 5 | 4 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 4. Специфика правового регулирования Интернета и информационная безопасность | ||||||
4.1. | Правовые проблемы регулирования коммуникации в сети Интернет | Лекции | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
4.2. | Особенности правового регулирования деятельности сетевых СМИ | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
4.3. | Информационная безопасность и СМИ | Лекции | 5 | 4 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
4.4. | Информационная безопасность и СМИ | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
4.5. | Избирательные кампании и деятельность СМИ | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 5. Работа журналиста в зоне боевых действий и освещение вооруженных конфликтов | ||||||
5.1. | Особенности подготовки журналиста к "опасным" командировкам | Лекции | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.2. | Принципы и правила поведения журналиста в зоне боевых действий | Лекции | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.3. | Работа журналистов в зонах вооруженных конфликтов | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.4. | Специфика освещения СМИ вооржуенных конфликтов | Лекции | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.5. | Освещение СМИ вооруженных конфликтов | Практические | 5 | 2 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.6. | Составление списка рекомендаций и правил поведения журналистов, собирающихся в «опасную командировку» | Сам. работа | 5 | 3 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.7. | Просмотр и анализ художественного фильма «Война без правил» | Сам. работа | 5 | 5 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.8. | Экзамен | 5 | 27 | ОК-5, ОПК-7 | Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | сост. Е.П. Прохоров | Правовые и этические нормы в журналистике: учебное пособие | М.: Аспект Пресс, 2012 | |
Л1.2 | Матушевский, Р.Г. | Правовые основы СМИ и журналистики : учебное пособие | А-Приор, 2006 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56365 |
Л1.3 | Лапина, М.А. | Информационное право : учебное пособие | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118624 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бакшин, В.В. | Основы журналистики : учебное пособие | Флинта, 2009 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79332 |
Л2.2 | Ковалева, Н.Н. | Информационное право России: учебное пособие | М.: Дашков и К, 2007 | |
Л2.3 | Судариков, С.А. | Право интеллектуальной собственности: учебник | М.: Проспект, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э2 | Гарант.ру информационно-правовой портал | www.garant.ru | ||
Э3 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |