МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮридическая психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
в том числе инт. 2 2 2 2
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы права

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 (030900) Юриспруденция (уровень магистратуры), утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Современные проблемы права» являются во-первых, теоретическое освоение базовых, методологических концепций и теорий юриспруденции, изучение ее основных понятий и конструкций как необходимое условие и предпосылка усвоения отраслевых и специальных юридических дисциплин и плодотворной юридической практики; во-вторых, изучение проблем теории права с учетом и на основе изученного студентами материала отраслевых и специальных дисциплин, что должно способствовать преодолению фрагментарности знаний и формированию целостного представления о юриспруденции как единой науке; в-третьих, овладение необходимыми знаниями, навыками и умениями для правотворческой, правоохранительной и иной юридической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-1 способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-3: основные методы, способы и сред-ства повышения интеллектуального и общекультурного уровня; причины, которые влияют на уровень культуры мышления личности.
ПК-1: понятие предмета и метода правового регулирования; правила юридической техники; принципы профессионального мышления современного юриста, юридическую терминологию; совокупность источников права по предмету правового регулирования; соответствующие научные доктрины по предмету правового регулирования.
ПК-2: основания дифференциации отраслей права на материальные и процессуальные; систему источников мате-риального права; понятие и элементы механизма правового регулирования; правоприменительный процесс, его стадии и итоговые акты;
ПК-11: методы и средства поиска, обработки, систематизации и обработки правовой и иной информации; конкретные социологические методики изучения права; критерии, которым должно соответствовать научное исследование для признания его качественным и квалифицированным.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-3: организовать работу по развитию интеллектуального и общекультурного уровня; формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их.
ПК-1: применять полученные знания, юридическую терминологию, нормы материального и процессуального права в процессе правотворческой деятельности; разрабатывать план подготовки нормативно-правового акта;
ПК-2: толковать нормы материального права; моделировать ситуацию применения норм материального права в профессиональной деятельности; оценивать правовые явления в правоприменительной плоскости; осуществлять действия в рамках реализации норм материального права.
ПК-11: оценивать результаты исследования на предмет их квалифицированность и научности; оформлять результаты научного исследования; использовать информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-3: методикой самостоятельного изучения и анализа, в том числе в предметной области социологии права.
ПК-1: способностью формулировать обоснованные предложения о средствах совершенствования правового регулирования по конкретному вопросу; способностью составлять план подготовки нормативно-правового акта; навыками работы с правовыми документами; методикой написания и оформления нормативно-правового акта; навыками представления разработанного нормативно-правового акта.
ПК-2: способами толкования норм материального права; навыками определения природы спорного правоотношения; навыками разрешения коллизий между нормами материального права.
ПК-11: конкретными социологическими методиками изучения права; навыками сбора и обработки научной информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные проблемы теории государства и права
1.1. Актуальные проблемы методологии теории права. Практические 1 0 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Актуальные проблемы методологии теории права. Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Актуальные проблемы определения, признаков и сущности права Лекции 1 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.4. Лабораторный практикум по теме "Актуальные проблемы определения, признаков и сущности права"; Принципы права и деятельность судей Конституционного Суда РФ Лабораторные 1 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.5. Актуальные проблемы определения, признаков и сущности права Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.6. Актуальные проблемы системы нормативного социального регулирования Практические 1 0 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.7. Актуальные проблемы системы нормативного социального регулирования Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.8. Актуальные проблемы правового регулирования и его механизма Практические 1 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.9. Актуальные проблемы правового регулирования и его механизма Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.10. Актуальные проблемы понятия формы (источников) права Лекции 1 0 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.11. Актуальные проблемы понятия формы (источников) права Практические 1 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.12. Актуальные проблемы понятие формы (источников) права Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.13. Актуальные проблемы системы права и системы законодательства Практические 1 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.14. Актуальные проблемы системы права и системы законодательства Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.15. Актуальные проблемы правоотношения Практические 1 2 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.16. Актуальные проблемы правоотношения Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.17. Практическое занятие по решению задач по теме "Актуальные проблемы реализация права" Практические 1 0 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.18. Актуальные проблемы реализации права Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.19. Актуальные проблемы правонауршения и юридической ответственности Практические 1 0 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.20. Актуальные проблемы правонарушения и юридической ответственности Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.21. Актуальные проблемы правосознания и правовой культуры Лекции 1 0 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.22. Актуальные проблемы правосознания и правовой культуры Практические 1 0 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.23. Актуальные проблемы правосознания и правовой культуры Сам. работа 1 8 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.24. Актуальные проблемы законности и правопорядка Практические 1 0 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.25. Актуальные проблемы законности и правопорядка Сам. работа 1 9 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен 1 9 ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Предмет и объекты общей теории права.
2. Методология юридической науки.
3. Функции общей теории права.
4. Общая теория права в системе научного знания.
5. Зарождение общей теории права в России. Видные представители российской общеправовой мысли.
6. Происхождение и смысловые значения термина «право».
7. Понятие (признаки) и определение права (объективного права).
8. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности.
9. Сущность и содержание права. Воля в праве.
10. Естественное право и позитивное право.
11. Право и государство.
12. Формы (источники) права: понятие и виды.
13. Нормативный правовой акт: понятие и виды.
14. Право и закон.
15. Право в системе социальных норм.
16. Право и справедливость.
17. Право и экономика.
18. Право и политика.
19. Право и религия.
20. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права.
21. Предмет и методы правового регулирования.
22. Система права.
23. Материальное и процессуальное право. Юридическая процедура.
24. Частное и публичное право.
25. Система права и система законодательства в их соотношении.
26. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.
27. Правотворчество: понятие и виды. Правотворчество и правообразование.
28. Стадии законодательной деятельности. Юридическая техника.
29. Нормы права: понятие и виды.
30. Строение нормы права.
31. Норма права и статья нормативного правового акта. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.
32. Правоотношение: понятие и виды.
33. Норма права и правоотношение: взаимосвязь в рамках различных концепций правопонимания.
34. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение.
35. Виды правосубъектности.
36. Субъекты права: понятие и виды. Субъект права и субъект правоотношения.
37. Юридические факты: понятие и классификация.
38. Объекты правоотношения.
39. Реализация права: понятие и формы.
40. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права.
41. Правовые акты: понятие и виды.
42. Пробелы в праве и способы их восполнения в процессе правоприменения.
43. Толкование права: понятие и способы.
44. Виды толкования права.
45. Юридические презумпции и фикции.
46. Правосознание: понятие, строение, виды.
47. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления.
48. Правовая культура.
49. Право как социальная ценность.
50. Правонарушение: понятие и виды.
51. Правовое принуждение: понятие и виды.
52. Юридическая ответственность: понятие и виды.
53. Основание юридической ответственности.
54. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования.
55. Злоупотребление правом.
56. Правая система: понятие, элементы, типы.
57. Соотношение внутригосударственного и международного права.
58. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права.
59. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции.
60. Современное правопонимание: основные концепции.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Глобальные проблемы современности и возможности национально-правовых систем по их решению.
2. Изменение понятия государственного суверенитета.
3. Перспективы развития государственных систем.
4. Место и роль современного российского государства в глобальном мире.
5. Сущность и основные закономерности развития права в современных условиях.
6. Взаимодействие национальных правовых систем и правовых семей. Правовая интеграция.
7. Рецепция права в современном мире. Правовой империализм.
8. Взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права.
9. Соотношение международного права и внутригосударственного права в современной России.
10. Дискуссионные проблемы определения норм права.
11. Правовой обычай, правовой прецедент и юридическая доктрина как форма права.
12. Нормативная роль юридической доктрины в современных правовых системах.
13. Право и государство: проблемы взаимодействия.
14. Правовые презумпции, правовые символы и правовые фикции.
15. Правовые привилегии и иммунитеты.
16. Проблемы злоупотребления гражданами субъективными правами.
17. Институт ограничения прав граждан по российскому законодательству (проблемы теории и практики реализации).
18. Проблемы современного правотворчества в России. Юридическая техника и юридическая стилистика.
19. Современные концепции правопонимания.
20. Правовая природа решений Конституционного суда РФ (вопросы теории и практики).
21. Коллизии в российском законодательстве и пути их устранения (проблемы теории и практики).
22. Правовая экспертиза российского законодательства (проблемы теории и практики реализации).
23. Правовые средства, правовые режимы, правовая политика.
24. Гарантии и система обеспечения законности (проблемы теории и практики).
25. Судебный прецедент и правовой обычай в современном российском праве (вопросы теории и практики).
26. Право и закон.
27. Правовой статус личности.
28. Правовые проблемы обеспечения прав человека и гражданина в России. Защита прав человека: понятие и формы.
29. Юридические конфликты при реализации норм права.
30. Государственная власть и правопорядок.
31. Государственная власть в российской правовой традиции.
32. Теоретико-правовые проблемы развития современного государства.
33. Государственная власть как особая разновидность власти.
34. Эволюция функций Российского государства.
35. Правовой контроль за соблюдением основных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в практике различных государств.
36. Правотворческие ошибки и процессуальные средства их устранения.
37. Культурное наследование в правовой системе. Проблема рецепции права.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Селютина Е.Н., Холодов В.А. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комаров С.А. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 9-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Своременные проблемы права» завершается экзаменом. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение периода изучения дисциплины.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от знания природы принципов права, их системы, иерархичности, обращения к материалам общей теории права и отраслевых юридических наук. Проверке подлежит содержание представленной студентом позиции, которую он должен защитить перед своими одногруппниками. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
В конце изучения дисциплины студенты сдают экзамен. Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.