Закреплена за кафедрой | Кафедра конституционного и международного права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Юрист в сфере государственного и муниципального управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 40_04_01_ЮвГМУ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
в том числе инт. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра конституционного и международного права
Протокол от 30.05.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины конституционно-правовые основы межбюджетных отношений являются познание особенностей механизма правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, практики их реализации в различных федеративных государствах, овладение правоприменительной, нормотворческой и иными видами профессиональной деятельности в сфере межбюджетных отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.07 |
ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать: основы проведения экспертизы проектов НПА, регулирующие межбюджетные отношения; правила составления заключений; признаки коррупции; различные варианты защиты нарушенных прав и законных интересов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь: проводить экспертизу проектов НПА; составлять заключения и иные сопутствующие акты, выявлять коррупционные признаки; оперировать понятиями и категориями основных нормативных правовых актов в бюджетной сфере; анализировать юридические факты и порождающие ими отношения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть: методиками выявления коррупционных деяний; методами проведения экспертизы проектов НПА; навыками написания нормативных правовых актов; навыками работы с нормативными правовыми актами и анализа различных правовых явлений и юридических фактов; навыками толкования нормативных правовых актов и применения их к конкретным ситуациям; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам межбюджетных отношений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы правового регулирования межбюджетных отношений | ||||||
1.1. | Основы правового регулирования межбюджетных отношений | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основы правового регулирования межбюджетных отношений | Практические | 3 | 4 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Основы правового регулирования межбюджетных отношений | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства | ||||||
2.1. | Теоретико-правовые основы бюджетного устройства | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Теоретико-правовые основы бюджетного устройства | Лекции | 3 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Правовые основы доходов бюджетов | ||||||
3.1. | Правовые основы доходов бюджетов | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Правовые основы доходов бюджетов | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Правовые основы расходов бюджета | ||||||
4.1. | Правовые основы расходов бюджета | Практические | 3 | 4 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Правовые основы расходов бюджета | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Межбюджетные трансферты | ||||||
5.1. | Межбюджетные трансферты | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Межбюджетные трансферты | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Лабораторный практикум | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований | ||||||
6.1. | Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Практическое занятие по решению задач | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основы правового регулирования межбюджетных отношений. 2. Конституционно-правовые нормы в механизме правового регулирования межбюджетных отношений (российский и зарубежный опыт). 3. Бюджетное законодательство РФ: понятие, структура, общая характеристика. 4. Бюджетный кодекс РФ: структура, содержание. Основные направления совершенствования правового регулирования бюджетных отношений в БК РФ. 5. Особенности регионального бюджетного законодательства (на примере Алтайского края). 6. Бюджетное устройство РФ. 7. Межбюджетные отношения: понятие, субъекты, принципы, основные черты и тенденции развития. 8. Доходы бюджетов: понятие, виды, порядок их разграничения между бюджетами бюджетной системы РФ. 9. Доходы федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета. 10. Доходы бюджетов субъектов РФ. 11. Доходы местных бюджетов. 12. Расходы бюджетов: понятие, виды и порядок разграничения расходов между бюджетами бюджетной системы РФ. 13. Основные принципы разграничения и осуществления расходов. 14. Особенности расходов федерального бюджета. 15. Расходные обязательства РФ. 16. Расходные обязательства субъектов РФ. 17. Расходные обязательства муниципальных образований. 18. Общая характеристика бюджетно-правового статуса публично-правовых образований. 19. Бюджетно-правовой статус РФ. 20. Бюджетные полномочия РФ, обусловленные задачами проведения единой финансово-бюджетной политики в стране. 21. Бюджетно-правовой статус субъектов РФ. 22. Бюджетно-правовой статус муниципальных образований. 23. Реализация бюджетной компетенции субъектов РФ и муниципальных образований при введении на их территории временной финансовой администрации. 24. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, правовой режим. 25. Условия предоставления межбюджетных трансфертов. 26. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований. 27. Правовой режим субсидий и субвенций. Основания и порядок предоставления субсидий из местных бюджетов вышестоящим бюджетам. 28. Особенности бюджетного процесса в субъектах РФ и МО. 29. Меры публичного государственного принуждения, применяемые в межбюджетных отношениях. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крохина, Ю. А. | Бюджетное право России [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры : Бюджетное право России [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, , 2018. | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | С. В. Запольский [и др.] ; под общ. ред. С. В. Запольского. | Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата : Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата | Юрайт, , 2018. | www.biblio-online.ru/book/0E3B9855-BC87-466F-AA00-4D0F1B40B995 |
Л2.2 | Е. М. Ашмарина [и др.] ; под ред. Е. М. Ашмариной. | Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для прикладного бакалавриата: Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для прикладного бакалавриата | Юрайт, , 2018. | www.biblio-online.ru/book/20C5C885-D1F9-4383-ABF3-8DCCDE95F6C0 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Совет Федерации www.council.gov.ru | |||
Э2 | Президент РФ www.president.kremlin.ru | |||
Э3 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | |||
Э4 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | |||
Э5 | Правительство РФ www.government.gov.ru | |||
Э6 | Генеральная прокуратура РФ www.genproc.gov.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях. Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале. Организационные формы обучения: • контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий; • самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера. Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Конституционно-правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Конституционно-правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». В случае отсутствия положительных оценок, полученных в течение всего срока освоения дисциплины, студенту необходимо подготовить вопросы на зачет, пройти тестирование и выполнить лабораторный практикум. Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше. Работа с вопросами и заданиями к текущему контролю проводится на специально выделенном для этого семинарском занятии и представляет собой экспресс-опрос по заявленной теме. Проводится он по окончании каждого раздела программы дисциплины. Критерии оценивания представлены в ФОС. Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС. Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС. Практические задания представляют собой представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий и направленное на проявление аналитических способностей. Выполнение практического задания оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС. Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Предлагаемые изменения должны относиться к положениям указанного закона, быть обоснованными, логичными и реализуемыми. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС. Деловая игра. До проведения деловой игры всем участникам (обучающимся) необходимо ознакомиться с Бюджетным кодексом РФ, той его частью, которая закрепляет основы бюджетного процесса, с Законами Алтайского края: 1) от 03.09.2007 г. №75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае»; 2) от 10.10.2011 г. №123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края»; 3) О краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период и с другими материалами, необходимыми для удачного проведения игры. Каждый из участников готовит свои заготовки и раздаточные материалы, беря в качестве образца текст Закона АК или законопроекта и внося свои дополнения, поправки (см. информацию на сайтах краевой администрации и краевого законодательного собрания Алтайского края по краевому бюджету). Подготовленные материал студенты приносят на занятие, где используют при реализации своих ролевых функций. Каждый участник игры должен иметь письменный текст своего выступления, обоснованного с юридической, экономической и политической (принадлежность выступающего к определенной политической партии) позиции. Заседание ведёт Председатель АКЗС. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено. |