МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Концепции современного естествознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент Исаев Виктор Викторович

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Концепции современного естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» является формирование целостного представления о современной научной картине мира и перспективах развития планетарного социума, понимание характерных особенностей современного этапа развития науки, знание универсальных методов познания и законов развития природы, общества и человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-6 способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• об основных достижениях и перспективах развития современного естествознания как фундамента наукоемких технологий;
3.2.Уметь:
3.2.1.• знать фундаментальные законы и методы исследования современного естествознания, лежащие в основе прогрессивных отраслевых технологий;
• уметь применять основные концепции современного естествознания для создания прогрессивных технологических процессов;
• иметь научные знания о здоровом образе жизни
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• обладать научными методами познания и уметь применять их в своей профессиональной деятельности;
• овладеть инструментальной базой современного естествознания и методами обработки результатов измерения применительно к специфике технологии отрасли;
• владеть умениями и навыками самосовершенствования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Естествознание и его место в современной системе знаний. Общая характеристика науки. Методы, приемы и формы научного познания. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира.
1.1. Естествознание и его место в современной системе знаний. Общая характеристика науки. Лекции 3 2 ОК-5, ПК-6 Л2.1
1.2. Методы, приемы и формы научного познания. Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
1.3. Периодизация истории естествознания. Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
1.4. Естественно-научная картина мира. Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
1.5. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира. Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
1.6. Естествознание и его место в современной системе знаний. Общая характеристика науки. Методы, приемы и формы научного познания. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира. Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-6 Л2.1
Раздел 2. 2. Концептуальные основы современной космологии
2.1. Концепции космологической эволюции. Современные космологические модели Вселенной. Галактики и структура Вселенной. Солнечная система. Земля – планета Солнечной системы. Геологическая история Земли. Лекции 3 2 ОК-5, ПК-6 Л2.1
2.2. Концепции космологической эволюции. Современные космологические модели Вселенной. Галактики и структура Вселенной. Солнечная система Практические 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
2.3. Концепции космологической эволюции. Современные космологические модели Вселенной. Галактики и структура Вселенной. Солнечная система. Земля – планета Солнечной системы. Геологическая история Земли. Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
Раздел 3. 3. Концептуальные основы современной физики
3.1. Физическое мироздание и концептуальные основы его описания. Фундаментальные концепции описания природы. Структурные уровни организации материи Практические 3 3 ОК-5, ПК-6 Л2.1
3.2. Физическое мироздание и концептуальные основы его описания. Фундаментальные концепции описания природы. Структурные уровни организации материи Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-6 Л2.1
3.3. Физическое взаимодействие. Концепция детерменизма и статистические законы. Основные принципы современной физики. Основы термодинамики Сам. работа 3 2 ОК-5, ПК-6 Л2.1
3.4. Физическое взаимодействие. Концепция детерменизма и статистические законы. Основные принципы современной физики. Основы термодинамики. Концепция самоорганизации материи. Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-6 Л2.1
Раздел 4. 4. Концептуальные возможности современной химии
4.1. Общая характеристика современного химического знания. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
4.2. Общая характеристика современного химического знания. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Практические 3 1 ОК-5, ПК-6 Л2.1
4.3. Химические процессы, самоорганизация и эволюция химических систем Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
4.4. Общая характеристика современного химического знания. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Химические процессы, самоорганизация и эволюция химических систем Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-6 Л2.1
4.5. Общая характеристика современного химического знания. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Химические процессы, самоорганизация и эволюция химических систем Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
Раздел 5. 5. Концептуальные основы современной биологии
5.1. Общая характеристика современного биологического знания. Концепция эволюционного происхождения жизни Сам. работа 3 2 ОК-5, ПК-6 Л2.1
5.2. Общая характеристика современного биологического знания. Концепция эволюционного происхождения жизни Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-6 Л2.1
5.3. Общая характеристика современного биологического знания. Концепция эволюционного происхождения жизни. Концепция биосферы. Ноосфера. Человек. Сам. работа 3 8 ОК-5, ПК-6 Л2.1
Раздел 6. 7. Концептуальные основы антропосоциогенеза
6.1. 7. Концептуальные основы антропосоциогенеза Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1
6.2. Феномен человека. Новые науки и вопросы сознания Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-6 Л2.1
6.3. Зачет 3 4 ОК-5, ПК-6 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы;
2. Вещество и поле.
3. Внутреннее строение и история геологического развития Земли;
4. Географическая оболочка Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек;
5. Динамические и статистические закономерности в природе;
6. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Проблема двух культур. Пути решения проблемы.
7. Естествознание эпохи Средневековья, естествознание эпохи Возрождения, первая научная революция, естествознание Нового времени (XVIIв), научная революция XVII в.
8. Законы атомного мира.
9. Законы сохранения.
10. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах.
11. Звезды и их эволюция.
12. Интеллект (основные признаки интеллекта, основные компоненты интеллекта, признаки возникновения интеллекта, связь интеллекта с другими инстинктами, учение Фрейда, возможности создания искусственного интеллекта).
13. История естествознания. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания, познание природы в древнейших цивилизациях Востока, особенности античной науки, миропонимание и научные достижения натурфилософии, атомизм, геоцентрическая космология, развитие математики и механики, классификация наук Аристотелем.
14. Квантовая теория.
15. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
16. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая;
17. Научная революция второй половины XVIII-XIX вв., диалектизация естествознания, естественнонаучная революция первой половины XX в., теория относительности и квантовая механика.
18. Основы психологии человеческого общения.
19. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;
20. Память (информация и память, механизмы памяти, виды памяти, возможности и резервы памяти).
21. Понятие науки. Познание и наука. Разновидности знания.
22. Порядок и беспорядок в природе, хаос.
23. Принципы относительности.
24. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности;
25. Природа – биосфера – человек - ноосфера.
26. Пространство, время (понятие пространства, времени, геоцентрические и гелиоцентрические системы мира, принцип относительности Галилея, пространство и время в свете теории относительности А. Энштейна, свойства пространства и времени).
27. Самоорганизация в живой и неживой природе.
28. Симметрия и асимметрия.
29. Синергетика: современная революция в науке.
30. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры (системный подход к строению материи, взаимосвязь микро-, макро- и мегамиров).
31. Управляемые системы (примеры управляемых систем, определение процесса управления, обратная связь, устойчивость управляемых систем, оптимизация процесса управления пассивным и активным объектом).
32. Эволюция Вселенной.
33. Эволюция живой природы.
34. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научных исследований.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Раздел: «История естествознания. Открытия. Ученые».
I. Эпоха античности.
1.Пифагор.
2.Аристотель.
3.Архимед.
4.Сенека.
5.Тит Лукреций Кар.
6.Клавдий Птолемей.
7.Демокрит.
8.Гиппократ.
9.Платон.
10.Эпикур.
II. Средние века.
1.Абу-Наср-аль-Фараби.
2.Мухаммед аль-Батани.
3.Ибн Юнас.
4.Ибн Синна.
5.Ибн Рушд.
6.П.Абеляр.
7.Ф.Аквинский.
8.И.Неморарий.
9.Д.Скот.
10.У.Оккам.
11.Т.Брадвардин.
12.Н.Орем.
III. Эпоха Возраждения и период становления естествознания.
1.Леонардо да Винчи.
2.Великие мореплаватели.
3.Г.Галилей.
4.Б.Паскаль.
5.И.Кеплер.
6.Л.Эйлер.
7.У.Гершель.
8.О.Л. Коши.
9.М.В. Ломоносов.
10.И.Ньютон.
11.И.Ф. Гаусс.
12.Г.Р. Кирхгоф.
13.Н.И. Лобачевский.
14.Ч. Дарвин.
15.А.М. Ампер
16.М.Фарадей.
17.Ф.Веллер.
18.А.Нобель.
19.В.К. Рентген.
20.А.Эйнштейн.
Раздел: «Симметрия в неживой и живой природе».
1. Агрегатные состояния.
2. Типы хиических связей в кристаллах.
3. Основные типы симметрии в кристаллах.
4. Типы пространственных решеток.
5. Дефекты кристаллической структуры.
6. Рентгеноструктурный анализ.
7. Современные методы фазового анализа.
8. Симметрия в микро- и макромире.
9. Зонная теория твердых тел.
10. Металлы, полупроводники, диэлектрики.
11. О симметрии ДНК и РНК.
12. Неорганический и органический мир – мир симметрии и асимметрии.
13. Элементы беспорядка в порядке.
14. Порядок и беспорядок в мире больших молекул.
Раздел: «Генетика и эволюция. Учение Вернадского».
1. Круговорот вещества и превращение энергии в биосфере.
2. Возникновение и начальное развитие жизни на Земле.
3. Эволюция человека. Древнейшие люди.
4. Генетика и ее эволюционная теория.
5. Открытие механизма наследственности.
6. Основы цитологии.
7. Фотосинтез в природе.
8. Концепции происхождения жизни на Земле.
9. Влияние Луны на жизнь на Земле.
10. Строение атмосферы.
11. Основные учения о биосфере.
12. Учение В.И. Вернадского.
13. Эволюция биосферы.
14. Проблема поиска жизни во вселенной.
Раздел: «Человек: физиология, здоровье, творчество. Экология».
1. Учение Ч.Дарвина.
2. Человеческие расы.
3. Движущие силы антропогенеза.
4. Физиология человека.
5. Ритмы человека.
6. Психика человека.
7. Социальный мир человека.
8. Сны и сновидения.
9. Человек и природа.
10. Биогеоценоз. Экологические системы.
11. Медитация и человек.
12. Перспективы развития человека.
13. Вселенная, жизнь, разум.
14. Экологические факторы и их взаимодействие.
15. Проблемы экологии на современном этапе.
16. Биотехника и биотехнология.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Критерии оценки ответа на зачете

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Результат сдачи зачета Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Зачтено Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные теоретические задания с небольшими неточностями.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических заданий.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Незечтено Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Концепция современного естествознания: интерактивный учебный курс М. : РАВНОВЕСИЕ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Разделы: география, биология, физика, химия. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
Э2 Курс в Moodle "Концепции современного естествознания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

• Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.
• Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.
• Умение объяснить сущность явлений и процессов, приводить примеры, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения.
• Умение анализировать ситуации, применять полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности.
• Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.