МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д-р.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель менеджмента в культуре и искусстве - нахождение соответствующих организационных решений (моделей), которые бы с наибольшей эффективностью способствовали повышению общественного уровня и рыночной стоимости культурной деятельности.
Основными задачами менеджмента являются:
• Построение системы (моделей) культурной жизни, которая исходит из определенной политики в области культуры; организационное оформление такой системы внутри государства и общества;
• Планирование развития культуры, что подразумевает определение целей, приоритетов и методов, так же как и исследование существующего положения в этой области как базы для создания новых плановых моделей;
• Формирование моделей отдельных учреждений культуры, управления ими и организации труда в них;
• Организация процесса производства (менеджмент проекта) отдельного художественного произведения как внутри учреждения культуры, так и вне его;
• Организация процесса распространения культуры;
• Менеджмент продукции;
• Создание форм и моделей международного сотрудничества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности менеджмента в сфере культуры и его функций;
- роль и значение сферы культуры в современном обществе, ее вклада в экономическое развитие;
- технологии менеджмента в сфере культуры;
- основные методы работы с персоналом.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать проекты и программы в сфере культуры;
- анализировать проблемы управления персоналом и выбирать оптимальные способы их решения;
- разрабатывать концепции инновационных культурных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки освоения технологий фандрейзинга, поиска спонсоров и благотворителей в сфере культуры;
- способность к формированию организационной культуры фирмы;
- опыт в направлении взаимодействия современного бизнеса со сферой культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сфера культуры и технология менеджмента
1.1. Введение в курс. Культура, сфера культуры и менеджмент Лекции 5 2 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Культура, сфера культуры и менеджмент Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Система механизмов менеджмента. Особенности менеджмента в сфере культуры. Лекции 5 2 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Подготовка к семинарскому занятию по теме - Система механизмов менеджмента. Особенности менеджмента в сфере культуры. Сам. работа 5 8 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура Практические 5 1 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3
1.6. Подготовка к семинарскому занятию и тестированию - Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
2.1. Государственное регулирование в сфере культуры Практические 5 1 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.2. Подготовка к практическому занятию - Государственное регулирование в сфере культуры Сам. работа 5 8 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Источники финансирования работы учреждений культуры. Сам. работа 5 7 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Технология организационного и финансового обеспечения социально-культурной сферы
3.1. Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт Лекции 5 1 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3
3.2. Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт Сам. работа 5 12 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Культурные программы как метод управления Лекции 5 1 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг) Лекции 5 1 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг) Сам. работа 5 6 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Технология планирования и работа с персоналом
4.1. Виды планов, организация плановой деятельности, методы планирования Лекции 5 1 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Виды планов, организация плановой деятельности, методы планирования Сам. работа 5 6 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Культура менеджмента и организационная культура фирмы Практические 5 1 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
4.4. Подготовка к практическому занятию по теме - Культура менеджмента и организационная культура фирмы Сам. работа 5 6 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Менеджмент культуры Алтайского края
5.1. Формы управления художественных галерей и выставочных залов г. Барнаула Практические 5 1 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.2. Подготовка к семинарскому занятию - Формы управления художественных галерей и выставочных залов г. Барнаула Сам. работа 5 6 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3
5.3. Источники финансирования учреждений культуры Алтайского края Практические 5 2 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2
5.4. Подготовка к практическому занятию - Источники финансирования учреждений культуры Алтайского края Сам. работа 5 6 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3
5.5. Экзамен 5 9 ОК-3, ПК-8 Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шекова Е.Л., Тульчинский Г.Л., Евланов В.Н., Новаторов Э.В. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: практикум: учебное пособие СПб.: Издательство "Лань", Издательство "ПЛАНЕТА МУЗЫКИ", 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Позднякова, Е. А. Авторское право: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Колесников А.В. Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Степанская Т.М., Черняева И.В. Экономика и культура: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева И.В. Менеджмент культуры: Программа и методические рекомендации Барнаул: Издательство АлтГУ , 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочник «Единый художественный рейтинг» Профессионального Союза художников. Artunion.ru
Э2 На сайте представлена База данных, содержащая сведения о 300.000 художниках, начиная с 4 века и до наших дней (живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляции, мультимедиа и т.д.). ArtPrice.com
Э3 Invaluable.com - аукционный портал, на котором представлена информация по результатам торгов крупнейших аукционных домов мира. Есть каталог антикварных дилеров. www.fordfound.org
Э4 Фонд Форда - благотворительная организация www.fordfound.org
Э5 Фонд Фулбрайта - благотворительная организация www.fulbright.ru
Э6 Благотворительный фонд "Возрождение библиотеки России" www.pavlovskart.spb.ru
Э7 Благотворительный Фонд «Наследие» www.sibfo.ru
Э8 Международный Фонд Культурных Инициатив Маэстро Темирканова www.temirkanov.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.