МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии и организация экскурсионной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент Исаев Виктор Викторович

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Технологии и организация экскурсионной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теории и практики экскурсионного дела, формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков подготовки и проведения экскурсий разных видов, для различных групп экскурсантов, формирование знаний, умений и навыков с учетом требований предъявляемых профессиональным стандартом «Экскурсовод (гид)» №33924 от 1 сентября 2014 г. (С изменениями и дополнениями от: 18 марта, 12 декабря 2016 г.).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов
ПК-13 способностью к общению с потребителями туристского продукта, обеспечению процесса обслуживания с учетом требований потребителей и (или) туристов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Классификацию экскурсий
• Этапы проектирования экскурсии
• Основные методические приемы и технику ведения экскурсий
• Профессиональные требования, предъявляемые к экскурсоводу
•Основные этапы развития экскурсионного дела в России и за рубежом
• Классификацию экскурсий
• Этапы проектирования экскурсии
• Основные методические приемы и технику ведения экскурсий
• Профессиональные требования, предъявляемые к экскурсоводу
Должностные обязанности экскурсовода
• Основы организации и проведения выставок
• Классификацию выставок, их отличие от ярмарок
• Этапы планирования выставочной деятельности
• Правила составления выставочной экспозиции
3.2.Уметь:
3.2.1.• Поэтапно проектировать экскурсию;
• Составлять технологическую карту и другую документацию, необходимую для проведения экскурсии;
• анализировать итоги процесса коммуникации с учетом требований потребителей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками проведения путевой информации на экскурсионном маршруте
коммуникации в туристской деятельности с учетом требований потребителей
Владеть навыками проведения путевой информации на экскурсионном маршруте

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология экскурсионной деятельности
1.1. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии Классификация экскурсий Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.2. Классификация экскурсий Лекции 4 1 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.3. Экскурсионная методика как совокупность способов и приемов проведения работы. Основные понятия: «экскурсовод», «экскурсионный маршрут», «учебная экскурсия», «пробная экскурсия». Практические 4 1 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.4. Этапы развития экскурсионного дела. Экскурсии для детей в XVIII в. Томас Кук – «Наполеон экскурсий». Первые экскурсии в Великобритании. Влияние русской отечественной культуры на экскурсионное дело. Деятельность Крымского горного клуба, его вклад в развитие и становление экскурсионного дела. Организации, занимающиеся в настоящее время экскурсионным обслуживанием населения. Сам. работа 4 5 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.5. Признаки классификации: по содержанию, составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения на маршруте, сезонности. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.6. Техника ведения экскурсии. Сам. работа 4 12 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.7. Этапы разработки экскурсии. Путевая информация на экскурсионном маршруте Сам. работа 4 25 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.8. Основные ступени подготовки и проведения экскурсии: предварительная работа, разработка, заключительная ступень. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Определение цели и задач. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление карточки объектов. Составление маршрута экскурсии. Виды экскурсионных маршрутов. Понятие контрольного текста, подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Практические 4 2 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.9. Определение методических приемов и техники ведения экскурсии. Составление технологической карты экскурсии. Составление индивидуального текста экскурсии. Техника использования индивидуального текста. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение. Карточка прослушивания экскурсии. Сам. работа 4 18 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.10. Техника ведения экскурсии: знакомство экскурсовода с группой, место экскурсовода в автобусе, экскурсионный рассказ во время движения, выход из автобуса и передвижение экскурсантов, темп движения группы, расположение группы у объекта, возвращение в автобус. Соблюдение времени в экскурсии. Паузы в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. Использование «портфеля экскурсовода». Правила пользования микрофоном. Кризисы внимания и пути их преодоления. Особенности работы экскурсовода на городских и загородных экскурсиях. Путевая информация на загородных экскурсиях Практические 4 2 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
1.11. Основы профессионального мастерства экскурсовода. Виды мастерства: педагогическое, лекторское, экскурсоводческое. Экскурсоводческое мастерство как единство трех компонентов: экскурсовод, экскурсант, объект. Слагаемые мастерства: общая культура, кругозор, эрудиция, знание темы. Пути совершенствования мастерства: улучшение организации методической работы, повышение уровня профессионального мастерства, отработка техники проведения экскурсии. Культура речи экскурсовода. Сам. работа 4 17 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
Раздел 2. Организация экскурсионной деятельности
2.1. Огранизация экскурсии Лекции 4 1 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
2.2. Разработка экскурсионной деятельности Практические 4 1 ОПК-3, ПК-13 Л2.1
2.3. Особенности организации и проведения экскурсий в музеях, на выставках, в особо охраняемых зонах Сам. работа 4 15 ОПК-3, ПК-13 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ
1. Развитие экскурсионного дела в России в 18 – 19 вв.
2. Деятельность Крымско–Кавказского горного клуба, его вклад в развитие и становление экскурсионного дела
3. Томас Кук – «Наполеон экскурсий». Первые экскурсии в Великобритании.
4. Организации, занимающиеся в настоящее время экскурсионным обслуживанием населения.
5. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии.
6. Экскурсионная методика как совокупность способов и приемов проведения работы. Основные понятия: «экскурсовод», «экскурсионный маршрут», «учебная экскурсия», «пробная экскурсия».
7. Классификация экскурсий по составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения на маршруте, сезонности.
8. Особенности содержания, подготовки и проведения обзорных экскурсий.
9. Виды тематических экскурсий (архитектурно-градостроительные, исторические, литературные)
10. Виды тематических экскурсий (природоведческие, производственные, ис-кусствоведческие)
11. Музей как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение. Классификация музеев по профилю. Комплексные музеи.
12. Музейные экспонаты – вещественные, изобразительные и письменные. Экспозиции музеев и выставок – предметная основа экскурсии.
13. Правила проведения экскурсий на особо охраняемых территориях. Разработка экскурсионных маршрутов с учетом требований экологии и охраны природы и окружающей среды.
14. Понятие экскурсионного объекта. Виды объектов. Экскурсионные недви-жимые и движимые объекты. Экспонаты.
15. Классификация экскурсионных объектов.
16. Основные этапы подготовки и проведения экскурсии.
17. Составление маршрута экскурсии. Виды экскурсионных маршрутов.
18. Понятие контрольного текста, подготовка контрольного текста экскурсии. 19. Составление индивидуального текста экскурсии.
20. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов и техники ведения экскурсии.
21. Показ экскурсионных объектов. Методические приемы показа
22. Экскурсионный рассказ. Вторичность рассказа по отношению к показу.
23. Понятие “экскурсионная программа”. Виды экскурсионных программ.
24. Услуги, включаемые в экскурсионные программы.
25. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.
26. Техника ведения экскурсии
27. Кризисы внимания и пути их преодоления. Особенности работы экскурсовода на городских и загородных экскурсиях. Путевая информация на загородных экскурсиях.
28. Функции и задачи выставок и ярмарок. Связь выставочной деятельности с туристским и гостиничным бизнесом.
29. Методика подготовки и организации выставки. Правила успешного проведения выставки. Результативность выставочной деятельности. Определение целей выставки.
30. Этапы подготовки выставки. Требования, предъявляемые к экспонатам.
31. Организация работы персонала. Правила успешного проведения выставки (Д. Олвуд, Б. Монтгомери). Этические требования к рекламной стороне функционирования выставок и ярмарок.
32. Структура экскурсии.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерный перечень курсовых работ
1. Экскурсионные ресурсы Алтая в сфере исторических экскурсий
2. Экскурсионные ресурсы Алтая в сфере природоведческих экскурсий
3. Экскурсионные ресурсы Алтая в сфере литературных экскурсий
4. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию
5. Экскурсионные ресурсы одного из районов края
6. Особенности проведения экскурсий для детей
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Религиозные и паломнические экскурсии региона
2. Экскурсионный ресурс парка «Перекресток миров»
3. История экскурсионного дела на Алтае
4. Составление экскурсионных программ обслуживания с учетом интересов различных групп отдыхающих
5.Обзорные экскурсии по главным городам региона
6. Туристско-выставочная деятельность в Алтайском крае и перспективы её развития.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тестовые задания:
1. Экскурсия – это…
а) организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо;
б) прогулка на природу с целью отдыха и развлечений;
в) один из способов познания действительности, построенный на
слиянии зрительных и смысловых впечатлений

2. Специфика экскурсионного метода заключается в:
а) первичности рассказа;
б) первичности показа;
в) единстве показа и рассказа, при котором ведущим является показ;
г) единстве показа и рассказа, при котором ведущим является
рассказ

3. Основные признаки экскурсии:
а) продолжительность её проведения;
б) наличие экскурсовода и экскурсантов;
в) наличие средства передвижения;
г) передвижение по маршруту;
д) наличие темы и объектов показа;
е) интересная лекция

4. Функции экскурсии:
а) тонизирующая;
б) информационная;
в) познавательная;
г) расслабляющая;
д) организации досуга;
е) сплочения коллектива

5. От лекции экскурсия отличается
а) большей продолжительностью;
б) более высоким уровнем наглядности;
в) отсутствием вопросно-ответного метода
6. В структуре экскурсии есть
а) вступление;
б) пролог;
в) основная часть;
г) эпилог;
д) заключение
7. С основным текстом и темой экскурсии обычно не связаны
а) основная часть;
б) вступление;
в) заключение;
г) подтемы экскурсии

8. По содержанию экскурсии бывают:
а) городские;
б) обзорные;
в) тематические

9. Продолжительность экскурсии может быть:
а) 2-3 дня;
б) 1 сутки;
в) от 1 часа до 1 суток;
г) 30 минут;
д) любая

10. По способу передвижения на маршруте экскурсии могут быть:
а) пешеходные;
б) водные;
в) транспортные;
г) комплексные

11. По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на:
а) индивидуальные и групповые;
б) для людей с высшим и средним образованием;
в) для местного населения и приезжих туристов;
г) для взрослой аудитории и школьников;
д) для мужчин и женщин

12. Ведущим методом, определяющим содержание и особенности
экскурсии, является
а) показ;
б) рассказ
13. Показ на экскурсии – это…
а) анализ экскурсионного объекта при помощи и под руководством экскурсовода;
б) осмотр, т.е. внимательный взгляд на объект, без подсказки и помощи со стороны;
в) созерцание, т.е. пассивное восприятие объекта
14.Основополагающим принципом ведения экскурсии является
а) « от рассказа к показу»;
б) « от показа к рассказу»;
в) «одновременность показа и рассказа»


15. Основные требования к экскурсионному рассказу:
а) тематичность;
б) пространность;
в) логичность;
г) большое количество специальных терминов;
д) научность;
е) доступность изложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долженко, Г.П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения: учебное пособие Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета // ЭБС «Университетская библиотека online», 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Технологии и организация экскурсионной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При разработке РПД мы руководствовались следующими подходами:
- личностно-деятельностным, обеспечивающим каждому студенту позицию субъекта деятельности и развития, восприятие каждого как особенной личности;
- диалогическим, предполагающим равноправные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом, сотрудничество, эмоциональную открытость и взаимодоверие;
- индивидуально-творческим, ориентирующим на выявление и развитие творческих возможностей будущих выпускников.
РПД предполагает участие студентов в следующих видах деятельности: индивидуальной самостоятельной работе дома, в библиотеке, в аудитории с информационным материалом; парной работе по взаимообучению; групповой работе на практических занятиях; коллективных формах обсуждения, дискуссиях.
В РПД внесены также дополнительные темы, способствующие формированию целостного взгляда на гостиничное дело и не относящиеся к лекционному курсу.
РПД содержит план практических занятий и практические задания по курсу, краткую информацию по основным темам курса (необходимую для успешного проведения практических занятий), а также дополнительный материал и тесты.
Практические занятия: В данном курсе практические (семинарские) занятия занимают 60% аудиторной нагрузки.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора научных, литературных, статистических и иных источников и самостоятельной работы с ними. В ходе учебного занятия (семинарского либо практического) студент учится самостоятельному выступлению на подготовленную тему, обретает навыки полемики и выработки собственного мнения по освещаемому им вопросу.
Вопросы для самостоятельного задания выбираются студентами самостоятельно. Студентам также предоставлено право предлагать свои темы для обсуждения и разработку собственных проектов, связанных с их практической деятельностью.
Виды контроля:
- текущий контроль, осуществляемый на практических и семинарских занятиях;
- промежуточный контроль (в виде и итоговых занятий) по наиболее важным темам курса);
- рубежный контроль, представляющий собой тестирование по наиболее важным темам изучаемой дисциплины;
- итоговый контроль в виде экзамена проводится по окончанию изучения курса и учитывает прохождение всех предыдущих видов контроля, успешное решение предложенных тестовых заданий, из чего и складывается результирующая оценка.
Для успешного овладения курсом студентам необходимы сведения из школьных учебных курсов «История», «Обществознание».

Некоторые варианты занятий предполагают обсуждения наиболее актуальных вопросов гостиничного дела, поэтому РПД содержит вопросы для самопроверки и обсуждения.
Для проведения практических занятий предлагаются также различные варианты тестов. Тесты отобраны с учетом их валидности и простоты проведения на учебном занятии в вузе.