МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы искусства XIX века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы искусства XIX века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины
1. формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетичсеких идеалов;
2. создать у студентов целостное представление о роли исусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;
3. научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур;
4. помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведениях, разных видов искусства.

Задачи дисциплины:
1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства;
2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем (революционный классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм);
3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений;
4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общезначимые ценности и нормы культуры;
знаковую природу искусства, осваивать языки, культурные коды, символические значения различных видов искусства;
знание основных этапов исторического развития искусства, его места в художественной истории человечества, общего и особенного в развитии искусства, фактов, дат, событий;
знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
знание форм и типов хдожественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
владение принципами классификации художественных культур народов мира;
владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необхожимых исторических истоников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
саммобразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Школа Давида. Энгр Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Романтизм и реализм в искусстве Западной Европы середины XIХ в.
2.1. Романтизм, как идейное и художественное направление в искусстве Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики. Романтизм в искусстве Испании. Ф. Гойя. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты. Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Реализм как направление в искусстве Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К. Коро. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. Критический реализм. Г. Курбе. О. Домье. Сам. работа 4 5 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Импрессионизм и постимпрессионизм как художественные направления второй половины XIX в.
3.1. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма, как художественного объединения. Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Творчество художников-импрессионистов. К. Моне. К. Писсарро. О. Ренуар. Э. Дега. А. Сислей. Сам. работа 4 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Неоимпрессионизм. П. Синьяк. Ж. Сёра. Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. Сам. работа 4 16 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Постимпрессионизм. Творчество П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога, А. Тулуз-Лотрека. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему:традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.7. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. Сам. работа 4 18 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.8. Экзамен 4 9 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усова М.Т. История зарубежного искусства: учебное пособие для ВУЗов НГТУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Art Project. Powered by Google www.googleartproject.com
Э2 Louvre www.louvre.fr
Э3 Musee d'Orsay www.musee-orsay.fr
Э4 Web Gallery of Art www.wga.hu
Э5 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина www.museum.ru
Э6 Государственный Эрмитаж www.hermitagemuseum.org
Э7 Музей Лувр louvre.historic.ru
Э8 Романтизм. М. : ДиректМедиа, 2004.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ)
Э9 Импрессионизм. Постимпрессионизм.- М. : ДиректМедиа, 2005.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.