Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель дисциплины 1. формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетичсеких идеалов; 2. создать у студентов целостное представление о роли исусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства; 3. научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур; 4. помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведениях, разных видов искусства. Задачи дисциплины: 1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства; 2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем (революционный классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм); 3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений; 4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.12 |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общезначимые ценности и нормы культуры; знаковую природу искусства, осваивать языки, культурные коды, символические значения различных видов искусства; знание основных этапов исторического развития искусства, его места в художественной истории человечества, общего и особенного в развитии искусства, фактов, дат, событий; знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства; знание форм и типов хдожественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора; выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства; воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость; уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика; находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; владение принципами классификации художественных культур народов мира; владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необхожимых исторических истоников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров; саммобразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс | ||||||
1.1. | Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. | Лекции | 4 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Школа Давида. Энгр | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 2. Романтизм и реализм в искусстве Западной Европы середины XIХ в. | ||||||
2.1. | Романтизм, как идейное и художественное направление в искусстве | Лекции | 4 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.2. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики. Романтизм в искусстве Испании. Ф. Гойя. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.3. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты. Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.4. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Реализм как направление в искусстве | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.5. | Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К. Коро. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.6. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. Критический реализм. Г. Курбе. О. Домье. | Сам. работа | 4 | 5 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.7. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 3. Импрессионизм и постимпрессионизм как художественные направления второй половины XIX в. | ||||||
3.1. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему: импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма, как художественного объединения. Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. | Практические | 4 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.2. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.3. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Творчество художников-импрессионистов. К. Моне. К. Писсарро. О. Ренуар. Э. Дега. А. Сислей. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.4. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Неоимпрессионизм. П. Синьяк. Ж. Сёра. Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. | Сам. работа | 4 | 16 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.5. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Постимпрессионизм. Творчество П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога, А. Тулуз-Лотрека. Подготовка к семинарскому занятию. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.6. | Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам на тему:традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. | Практические | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.7. | Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных) на тему: Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. | Сам. работа | 4 | 18 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.8. | Экзамен | 4 | 9 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильина Т.В. | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник | М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Усова М.Т. | История зарубежного искусства: учебное пособие для ВУЗов | НГТУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Нехвядович Л.И. | Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Art Project. Powered by Google | www.googleartproject.com | ||
Э2 | Louvre | www.louvre.fr | ||
Э3 | Musee d'Orsay | www.musee-orsay.fr | ||
Э4 | Web Gallery of Art | www.wga.hu | ||
Э5 | Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина | www.museum.ru | ||
Э6 | Государственный Эрмитаж | www.hermitagemuseum.org | ||
Э7 | Музей Лувр | louvre.historic.ru | ||
Э8 | Романтизм. М. : ДиректМедиа, 2004.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ) | |||
Э9 | Импрессионизм. Постимпрессионизм.- М. : ДиректМедиа, 2005.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/; |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |