МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии и организация спортивного туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнология и организация туроператорских и турагентских услуг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель Дудник Андрей Викторович

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Технологии и организация спортивного туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и навыков об организации спортивно-оздоровительной деятельности в индустрии туризма, раскрытие особенностей технологий организации и проведения спортивно-оздоровительных походов, ознакомление студентов с основами и особенностями обеспечения безопасности в туристском походе, формирование у будущих специалистов практических навыков в спортивно-оздоровительном туризме при разработке туристкого продукта и проведении спортивных туров с туристами с учетом требований потребителей и обеспечения безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью к разработке туристского продукта
ОПК-3 способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов
ПК-13 способностью к общению с потребителями туристского продукта, обеспечению процесса обслуживания с учетом требований потребителей и (или) туристов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.технологии спортивно-оздоровительной деятельности в индустрии туризма.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать новый туристский продукт в этом сегменте в виде спортивных туристских маршрутов, спортивных туров и экстремальных маршрутов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками спортивно-оздоровительного туризма при проведении туристских мероприятий в природной среде и обеспечения безопасности туристов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы спортивного туризма
1.1. История и перспективы развития спортивного туризма Лекции 2 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Программно-нормативные основы развития спортивного туризма Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.3. История развития спортивного туризма в Алтайском регионе Сам. работа 2 16 ПК-13 Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Виды спортивного туризма. Техника и тактика СТ.
2.1. Виды спортивного туризма и их значение. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Сравнение летних видов спортивного туризма в регионах РФ. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Анализ зимних и экзотических видов спортивного туризма: проблемы и перспективы. Сам. работа 2 22 ОПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Техника и тактика спортивного туризма Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.5. Разработка тактики спортивного похода в зависимости от опыта и запросов потребителя Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.6. Техника преодоления препятствий в разных видах и ее особенности Сам. работа 2 18 ОПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. Разработка туристкого продукта в спортивном туризме
3.1. Разработка спортивного тура Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Организация питания в спортивных турах Сам. работа 2 20 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Организация мер безопасности при преодолении препятствий: веревочный курс, правила страховки. Практические 2 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.4. Особенности психологии туристов в походе, типы лидерства, ролевой состав туристской группы. Сам. работа 2 12 ОПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.5. Зачет 2 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-13

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Спортивно-оздоровительный туризм как вид рекреации.
2. Кодекс путешественника. Основные требования.
3. Структура управления спортивно-оздоровительным туризмом.
Структура Федерации спортивного туризма.
4. Основные функции МКК, возможности и порядок передачи полномочий.
Маршрутная книжка, маршрутный лист.
5. Общие положения правил проведения соревнований туристских спортивных
походов и организации спортивных туров.
6. Основные требования к участникам и руководителям спортивных походов.
7. Права и обязанности участника спортивного туристского похода
8. Права и обязанности руководителя спортивного туристского похода
9. Требования к проведению спортивных туров.
10.Безопасность в туристском походе. Меры безопасности.
11.Тактика проведения туристского похода.
12.Ежедневные тактические решения в походе.
13.План преодоления естественного препятствия в походе.
14.Протяженность и продолжительность спортивного похода.
15.Групповое снаряжение в туристском походе.
16.Групповое снаряжение: виды, требования, характеристика.
17.Требования и современные характеристики снаряжения
18.Факторы риска в спортивном путешествии и их анализ на этапе формирования туристского продукта.
19.Питание в спортивном путешествии или спортивном туре.
20.Психологическая подготовка персонала в спортивном туризме, как элемент процесса облуживания туристов.
21.Демонстрация практических навыков вязки туристких узлов.
22.Установка туристкой палатки (демонстрация навыков), как один из элементов процесса обслуживания туристов.
23.Походный инструктаж (демонстрация навыков), как один из элементов обеспечения безопасности в туристском походе.
24.Решение психологической задачи, возникшей в связи с усталостью туриста и плохими погодными условиями.
25.Разработка спортивно-приключенческого тура по заданому виду туризма (водный, горный, пешеходный, лыжный) в заданном районе (Алтай, Тыва, Хакасия) на основании топографических карт.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Спортивный туризм как вид туристской деятельности.
2. История развития активного туризма в России.
3.Туристские районы России ( на примере развития активных видов туризма).
4.Деятельность маршрутно-квалификационных комиссий.
5.Туристские клубы и секции в Алтайском крае.
6.Нормативная база активных видов туризма в России.
7.Характеристика категорийных походов (на примере)
8.Задачи и деятельность региональных спасательных служб ( на примере).
9.Туристские соревнования и слеты в Алтайском регионе.
10.Активный туризм как вид спорта в Российской Федерации.
11.Задачи, принципы и методы туристской подготовки.
12.Этапы тренировочного процесса подготовки туриста спортсмена.
13.Особенности физической подготовки туристов.
14.Психологическая подготовка туриста в активных видах.
15.Техника преодоления естественных препятствий (на примере форм рельефа).
16.Важнейшие аспекты ориентирования на местности.
17.Узлы применяемые в туризме. Их виды и особенности применения.
18.Применение страховочных средств(на примере).
19.Тактические решения на этапе подготовки к походу.
20.Безопасность как основное требование к туристическим походам.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравчук, Т.А Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК. , 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.А. Кравчук Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : частьI: учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК, 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Т.А. Кравчук, И.А. Зданович, В.Н. Агальцов Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : часть II: учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298125
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И.Е. Карасев, Е.В. Кулагина, О.В. Лукина, Б.К. Смагулов Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие Омск : Издательство ОмГТУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Power Point, Windows Media, Adobe Reader, Microsoft Office Picture Manager
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана.
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:
http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится 10 минутная дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.