МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии и организация въездного и выездного туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Технологии и организация въездного и выездного туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.г.н. Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой доцент, к.г.н. Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение технологий обслуживания иностранных и российских туристов в отечественных и зарубежных дестинациях.
Для успешного изучения дисциплины необходимо осуществить следующие задачи:
• овладеть навыками анализа технологий организации международного туризма.
• получить представление об особенностях туроператорской деятельности на въездном и выездном сегментах российского туристского рынка;
• изучить основы и правила функционирования транспортных систем, систем размещения, особенности организации различных видов туризм в различных регионах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью к разработке туристского продукта
ОПК-3 способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов
ПК-3 готовностью к реализации проектов в туристской индустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы и правила функционирования транспортных систем, систем размещения, особенности организации иностранного туризма в различных регионах
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и продвигать национального туристского продукта в России и за рубежом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа технологий организации международного туризма

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Введение в Инкаминг. Характеристика рынка въездного туризма Российской Федерации
1.1. Введение в Инкаминг. Характеристика рынка въездного туризма Российской Федерации Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
1.2. История, проблемы и перспективы развития въездного туризма в России Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
1.3. Введение в Инкаминг. Характеристика рынка въездного туризма Российской Федерации Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 2. 2. Процесс производства национального туристского продукта
2.1. Процесс производства национального туристского продукта Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
2.2. Процесс производства национального туристского продукта Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 3. 3. Международный туризм в свете теорий мировой торговли
3.1. Международный туризм в свете теорий мировой торговли Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
3.2. Организация иностранного туризма в Турции Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
3.3. Комплексный экономико-географический анализ туристского рынка страны (по выбору студента) Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 4. 4. Экономический эффект международного туризма
4.1. Экономический эффект международного туризма Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
4.2. Особенности организации иностранного туризма в КНР Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
4.3. Структура туристских объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО Сам. работа 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 5. 5. Социо - культурные деффекты международного туризма
5.1. Потенциал туристско-рекреационного Саянского района (Красноярский край, Республики Тыва, Хакасия) для организации въездного туризма Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.2, Л1.3
5.2. Экономическое значение туризма в странах и регионах мира Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 6. 6. Национальная индустрия въездного туризма и особенности ее функционирования
6.1. Национальная индустрия въездного туризма и особенности ее функционирования Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
6.2. Национальная индустрия въездного туризма и особенности ее функционирования Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 7. 7. Типы въездных туров в Россию
7.1. Типы въездных туров в Россию Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
7.2. Типы въездных туров в Россию Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 8. 8. Туроператорская работа по приему иностранных туристов
8.1. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 9. 9. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами
9.1. Туроператорская работа по приему иностранных туристов Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 10. 9. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами
10.1. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
10.2. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами Сам. работа 3 8 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 11. 10. Туристский потенциал регионов России для организации въездного туризма
11.1. Туристский потенциал регионов России для организации въездного туризма Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 12. 11. Введение в Аутгоинг. Характеристика рынка выездного туризма Российской Федерации
12.1. Введение в Аутгоинг. Характеристика рынка выездного туризма Российской Федерации Сам. работа 3 8 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 13. 12. Основы туроперейтинга выездного туризма
13.1. Основы туроперейтинга выездного туризма Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 14. 13. Туристические системы на рынке выездного туризма
14.1. Туристические системы на рынке выездного туризма Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 15. 14. Туристские формальности на рынке выездного туризма
15.1. Туристские формальности на рынке выездного туризма Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 16. 15. Туроператорская работа за рубежом
16.1. Туроператорская работа за рубежом Сам. работа 3 8 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3
Раздел 17. 16. Особенности продвижения и реализации турпродуктов выездного туризма на туристском рынке Российской Федерации
17.1. Географическая структура туристских потоков Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 18. 17. Основные страны – реципиенты туристского рынка России
18.1. Основные страны – реципиенты туристского рынка России Практические 3 1 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.1, Л1.3
18.2. Основные страны – реципиенты туристского рынка России Сам. работа 3 8 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.4, Л1.3
18.3. Зачет 3 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачету
1. Инкаминг. Характеристика рынка въездного туризма РФ. Современные тенденции: динамика и статистика.
2. Экономический эффект международного туризма.
3. Социокультурные дефекты международного туризма.
4. Процесс производства национального туристского продукта.
5. Факторы, средства и технологии национального туристского производства.
6. Туристская супраструктура и инфраструктура.
7. Понятия и формы деятельности туроператоров и турагентов.
8. Формирование пакетов туристских услуг. Планирование и проектирование туров. Туристская документация.
9. Национальная индустрия въездного туризма и особенности её функционирования.
10. Технология экспортного производства национального туристского продукта. Управление экспортным национальным туристическим продуктом.
11. Стратегия развития въездных туристических потоков в России. Ассортимент въездных туров в России.
12. Особенности продвижения и реализации турпродуктов въездного туризма и работы с зарубежными партнерами.
13. Региональные особенности формирования рынка въездного туризма.
14. Туроператорская работа по приёму иностранных туристов.
15. Аутгоинг. Характеристика рынка выездного туризма РФ. Современные тенденции: динамика и статистика.
16. Формирование выездных туров. Профиль работы аутгоинг-туроператоров.
17. Сотрудничество туроператоров и иностранных meet-компаний.
18. Формы сотрудничества туроператоров и зарубежных гостиничных предприятий. Аренда отеля. Покупка блока мест в отеле на условиях комитмента и элотмента.
19. Формы сотрудничества туроператоров и авиакомпаний. Регулярные и чартерные авиаперевозки.
20. Организация зарубежных круизов.
21. Организация зарубежных автобусных туров.
22. Сотрудничество отечественных туроператоров и зарубежных экскурсионных компаний.
23. Ассортимент выездных туров и каталоги туроператоров.
24. Работа туроператоров с агентами.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты:
1. Особенности формирования рынка выездного туризма в РФ и проблемы его развития.
2. Понятия и формы деятельности туроператоров и турагентов.
3. Формирование сбытовых сетей.
4. Формирование пакетов туристских услуг.
5. Планирование и проектирование туров.
6. Туристская документация.
7. Особенности договорной деятельности в туризме.
8. Правовое регулирование туристской деятельности.
9. Виды транспорта, используемого в туристской деятельности
10. Основные виды систем размещения
11. организация питания туристов за рубежом
12. особенности организации экскурсионного обслуживания для иностранных туристов
13. государственное регулирование туристско-рекреационной деятельности за рубежом
14. организация и работа представительств туристских компаний за рубежом
15. формы и виды договорной документации в международной туристской деятельности
16. маркетинг программ выездного туризма
17. география выездного туризма в России
18. региональные особенности формирования рынка выездного туризма в России
19. основные страны-рецепиенты туристского рынка РФ
20. особенности формирования рынка выездного туризма в РФ и проблемы его развития
21. процесс производства национального туристского продукта
22. типы въездных туров в РОссию
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов КноРус, 2010 г.
Л1.2 Воскресенский В. Ю. Международный туризм. : Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114800
Л1.3 Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма: МарТ, 2005
Л1.4 Рубаник А.Н., Ушаков Д.С. Технологии въездного туризма: [учеб. пособие] Ростов н/Д: Феникс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Технологии и организация въездного и выездного туризма" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint, Internet и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.