МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания профильных дисциплин

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Праздникова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания профильных дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.04.02 Туризм (квалификация (степень)"магистр")Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 837

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Методика преподавания профильных дисциплин» являются:
- изучение современных подходов к теории и методике обучения туризму в современных образовательных учреждениях различного типа
- подготовка магистрантов к проектированию содержания туристского образования с учетом требуемых компетенций выпускника;
- подготовка к преподаванию учебных дисциплин туристского цикла в учреждениях СПО и ВПО

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма
ПК-13 готовностью представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций, публичных выступлений и обсуждений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные подходы к теории и методике обучения туризму в современных образовательных учреждениях различного типа;
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике современные подходы к теории и методике обучения туризму в современных образовательных учреждениях различного типа, а также планировать и проводить учебные занятия различного типа, организовывать самостоятельную работу обучающихся в сфере профессионального туристского образования по дисциплинам профессионального туристского циклаПрофессионально управлять педагогической деятельностью. Владеть собой, своим эмоциональным состоянием, техникой речи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для организации различных форм образовательной деятельности, связанных с туризмом, в образовательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теория и методика обучения туризму как наука. Психолого-педагогические основы обучения
1.1. Развитие теории и методики обучения туризму как науки. Особенности обучения теории и практике туризма. Принципы педагогики и психологии в обучении туризму. Требования ФГОС в современном преподавании туризма. /Лек/ Лекции 2 2 ПК-11 Л2.5, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Вопросы государственной политики в сфере профессионального образования. Развитие и становление теории и практики обучения туризму. Нормативно-правовая документация, касающаяся проблем подготовки преподавателей для сферы образования в туризме Практические 2 2 ПК-13
1.3. Педагогическое сопровождение и формирование теоретических и практических представлений Сам. работа 2 50 ПК-11, ПК-13 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. 2.Реализация компетентностного подхода в современном туристском образовании. Компетентностная модель специалиста сферы туризма, ее влияние на профессиональное обучение.
2.1. Компетентностная модель специалиста сферы туризма. Компоненты содержания теории и практики обучения туристским дисциплинам, их связь с формируемыми компетенциями. Требования к формируемым компетенциям педагога в профессиональном туристском образовании Лекции 2 2 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Анализ и сопоставление формируемых компетенций специалиста, работающего в сфере туризма и в сфере педагогического образования в туризме. Особенности преподавания туристских дисциплин и требования, предъявляемые к преподавателю Практические 2 4 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. 3.Проектирование содержания профессионального туристского образования. Методы и приемы обучения туризму. Инновационные технологии в обучении будущих специалистов сферы туризма
3.1. Проектирование содержания основных образовательных программ с учетом профессионально- квалификационной структуры кадров туристской отрасли. Инновационные технологии в обучении теории и практике туризма Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
3.2. Методы и приемы, применяемы в современном образовании при обучении теории и методике туризма. Инновационные технологии в обучении туризму Практические 2 4 ПК-11, ПК-13 Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. 4. Методика изучения отдельных профессиональных туристских дисциплин.
4.1. Методика обучения экскурсионному делу и туристской анимации. Методика обучения дисциплинам сферы индустрии размещения. Информационные технологии и методика их применения при изучении туроперейтинга./ Лекции 2 4 ПК-11, ПК-13 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Проектирование и проведение занятий различного типа в обучении теории и практике туризма. Организация дистанционного обучения в сфере туристского образования./ Практические 2 8 ПК-11, ПК-13 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Организация самостоятельной работы студентов. Оценочная деятельность/ в процессе обучения туризму Сам. работа 2 30 ПК-11, ПК-13 Л2.5, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины






Перечень заданий /вопросов. Типовые задания и вопросы
1. Изучите нормативно-правовую документацию, касающуюся сферы туризма, и определите основные направления государственной политики в сфере профессионального образования.
2. Нормативно-правовая документация, касающаяся проблем подготовки преподавателей для сферы образования в туризме: какие требования предъявляются к квалификации преподавателей?
3. На примере истории возникновения и развития Крымско-Кавказского горного клуба определите основные этапы развития экскурсоведения и его педагогической направленности
4. На примере деятельности Крымско-Кавказского горного клуба определите особенности обучения теории и практике туризма в конце19 – нач. 20вв.
5. Рассмотрите квалификационные характеристики кадров гостиничного предприятия. Как в них реализуются принципы педагогики и психологии?
6. Проанализиркйте и сопоставьте формируемые компетенции специалиста, работающего в сфере туризма и в сфере педагогического образования в туризме
7. В чем заключаются требования к специалитсу сферы туризма и требования, предъявляемые к преподавателю. Разведите формируемые компетенции
8. Сформируйте список должностных обязанностей специалиста индустрии туризма и преподавателя дисциплин сферы туризма в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям.
9. Представьте проект занятия по одной из туристских дисциплин
10. Составьте тесты по одной из тем любой туристской дисциплины



ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень заданий /вопросов
1. Развитие теории и методики обучения туризму как науки
2. Особенности обучения теории и практике туризма.
3. Принципы педагогики и психологии в обучении туризму.
4. Требования ФГОС в современном преподавании туризма.
5. Вопросы государственной политики в сфере профессионального образования.
6. Развитие и становление теории и практики обучения туризму.
7. Нормативно-правовая документация, касающаяся проблем подготовки преподавателей для сферы образования в туризме.
8. Понятие компетентностного подхода в образовании
9. Реализация компетентностного подхода в современном туристском образовании.
10. Компетентностная модель специалиста сферы туризма, ее влияние на профессиональное обучение
11. Принципы проектирование содержания профессионального туристского образования
12. Методы и приемы обучения туризму
13. Инновационные технологии в обучении будущих специалистов сферы туризма
14. Методика обучения экскурсионному делу и туристской анимации.
15. Методика обучения дисциплинам сферы индустрии размещения.
16. Информационные технологии и методика их применения при изучении туроперейтинга


4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:

Экзамен:
1. Цель и основные задачи экзамена
Экзамен является заключительным этапом изучения дисциплины и имеет целью проверить теоретические знания обучаемых, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач.
Время на подготовку к экзамену устанавливается с учетом объема и сложности предмета, но не менее двух дней. В один день разрешается сдача только одного экзамена.
Обучающиеся допускаются к экзаменационной сессии только при условии защиты всех лабораторных работ, защиты курсовых работ (проектов), предусмотренных учебным планом по учебной дисциплине.
2. Методика проведения экзамена
Экзамен проводится в объеме программы учебной дисциплины. Форма и порядок проведения экзамена определяются кафедрой. Для проведения экзамена на кафедре разрабатываются:
- экзаменационные билеты, количество которых должно быть больше числа экзаменующихся курсантов (слушателей и студентов) учебной группы;
- практические задания, решаемые на экзамене;
- перечень средств материального обеспечения экзамена (стенды, плакаты, справочная и нормативная литература и т.п.)
Материалы для проведения экзамена обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются заместителем начальника университета по учебной работе не позднее 10 дней до начала экзаменационной сессии.
В экзаменационный билет включаются два теоретических вопроса.
Предварительное ознакомление обучающихся с экзаменационными билетами не разрешается
Экзамен принимается заведующим кафедрой, заместителем начальника кафедры, профессорами и доцентами. В отдельных случаях с разрешения заведующего кафедрой в помощь основному экзаменатору могут привлекаться преподаватели, ведущие семинарские и практические занятия.
В аудитории (учебном кабинете), где проводится экзамен, должны быть: программы учебной дисциплины, экзаменационная ведомость, комплект экзаменационных билетов, перечень вопросов экзаменационных билетов с указанием номеров билетов.
В аудитории могут одновременно находиться не более пяти экзаменующихся.
Для подготовки к ответу курсантам (слушателям и студентам) отводится не более 35 минут. Норма времени на прием экзамена – 15 минут на одного обучающегося.
По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
3. Порядок проведения устного экзамена
При приеме экзаменов комиссией ответ экзаменующегося выслушивается всем ее составом. Члены комиссии делают краткие заметки по ответам, выставляют оценки за ответы по каждому основному вопросу билета, оценку за дополнительный вопрос (вопросы) и итоговую оценку по результатам экзамена.
После ответа на все вопросы экзаменуемый докладывает об этом принимающему экзамен, сдает билет и конспект (тезисы) ответа.
Экзаменуемые, получившие неудовлетворительную оценку, пересдают экзамен не ранее, чем через два дня после окончания экзаменационный сессии в учебной группе.
При получении обучающимся повторно оценки “неудовлетворительно” окончательное решение об уровне его подготовленности принимается комиссией, назначенной приказом начальника университета. Обучающиеся, знания которых комиссией повторно будут оценены на неудовлетворительно, представляются на отчисление из университета.
Обучающиеся, которые по каким-либо причинам не сдавали экзамен с группой (болезнь, командировка, повторная сдача экзаменов при получении неудовлетворительной оценки), сдают экзамен отдельно от своей учебной группы. По окончании экзамена преподаватель выставляет оценки в учебный журнал, экзаменационную ведомость и зачетные книжки.
4. Критерии выставления оценок
Знания, умения и навыки обучающихся необходимо определять оценками по четырех бальной системе: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.
Оценки за ответы на экзаменах выставляются, исходя из следующих критериев:
Оценка «отлично» выставляется, если обучаемый показал глубокое полное знание и усвоение программного материала учебной дисциплины, в его взаимосвязи с другими дисциплинами и с предстоящей профессиональной деятельностью, усвоение основной литературы, рекомендованной рабочей программой учебной дисциплины, и знание дополнительной литературы, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний.
Оценка «хорошо» ставится обучаемому, показавшему полное знание основного материала учебной дисциплины, знание основной литературы и знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой, способность к пополнению и обновлению знаний.
Оценки «удовлетворительно» выставляется обучаемому, показавшему при ответе на экзамене знание основных положений учебной дисциплины, допустивший отдельные погрешности и сумевший устранить их с помощью преподавателя, знакомый с основной литературой, рекомендованной рабочей программой.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если при ответе выявились существенные пробелы в знаниях обучаемого основных положений учебной дисциплины, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы экзаменационного билета.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов.
Дополнительно допускается ссылка на локальные Положения АлтГУ, методические разработки, указания, разработанные на кафедре.

Методические рекомендации по написанию реферата

Написание, оформление и структура реферата
Реферат (от лат.refero – докладываю) это самостоятельная научно-исследовательская работа, содержащая анализ различных взглядов на рассматриваемую проблему и раскрывающая ее суть.
Написание реферата направлено на проверку навыков студента в работе с литературой, оценку способности обобщать материал, выделять проблемы, делать собственные аргументированные выводы, а также умения оформлять работу согласно требованиям.
Структура реферата, как правило, включает, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы.
Этапы написания реферата
• Выбор темы реферата
Выбор темы осуществляется на основании предложенного кафедрой перечня тем. Иногда допускается изменение студентом формулировки предлагаемой темы либо написание реферата по теме отсутствующей в перечне. В последних двух случаях, чаще всего, требуется согласование на кафедре.
Рекомендуем отобрать несколько тем, а окончательно остановить свой выбор на теме, по которой доступы источники для написания реферата.
• Работа с литературой
На этом этапе подбираются источники для написания реферата. После их общего просмотра детально изучают и конспектируют разделы, относящиеся к теме реферата.
В процессе конспектирования важно записывать библиографические сведения источника и номера страниц, с которых были заимствованы мысли для последующего оформления ссылок на источники.
• Структура и план реферата
План (от лат.planum – плоскость) представляет собой краткое изложение последовательности рассмотрения материала в работе. В завершенной работе план позволяет легко найти нужный раздел.
В зависимости от степени детализации план реферата может быть простым или развернутым.
Первоначальный план реферата рекомендуется составлять еще на стадии выбора темы. В процессе работы с литературой структура реферата может видоизменяться. При окончательном оформлении работы план сопровождают заголовком «Оглавление».
• Написание основных разделов реферата
На этом этапе подготовленные ранее материалы обрабатывают, включают в работу собственный анализ. Затем располагают материал в соответствии с планом и формируют логические связки между элементами структуры реферата.
• Оформление реферата
После того как текст полностью написан, производят его окончательную читку и оформление реферата.
Структура реферата
Как правило, применяется ниже приведенная структура реферата. Исключение составляют некоторые работы небольшого объема, в которых разделение на структурные элементы нецелесообразно.
Титульный лист
Оглавление
Оглавление располагают на следующей после титульного листа странице. Оно представляет собой структуру реферата с указанием наименований разделов и соответствующих им номеров страниц.
Введение
Во введении приводят сведения об актуальности темы и степени ее освещенности в литературе. Возможно включение и других пунктов.
Основная часть реферата
Этот элемент структуры реферата может включать пункты (главы) и подпункты (параграфы) в рамках которых раскрывают тему и ее отдельные положения.
Заключение
Содержит краткое изложение основных рассмотренных в реферате вопросов, подведение итогов и выводы.
Список использованной литературы
Для написания реферата требуется 5-10 источников. Согласно правилам оформления реферата в список литературы включают не только цитирован¬ные источники, но и литературу, изученную при написании работы и упомянутую в тексте.
Приложения
В случае наличия приложений их приводят после списка литературы.
Практические занятия
Методика подготовки к практическим занятиям
Практические занятия являются одной из важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых является проверка теоретических положений на практике, неразрывная связь теории с практикой.
Практические занятия имеют цель помочь студентам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки в применении теоретических знаний в своей будущей практической деятельности.
Эти знания тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями, семинарскими занятиями. В лекции, на семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные детали тех или иных вопросов. Между тем, знания этих деталей нередко во многом определяет умение студентов правильно в своей профессиональной деятельности применять и руководствоваться нормативно-правовой документацией.
Практические занятия дают возможность доработать со студентами все детали вопросов, добиться конкретных знаний материала. Они призваны научить студентов правильно применять полученные знания к конкретным жизненным фактам.
Практические занятия проводятся в форме решения практических задач и поисков ответов на вопросы реальной педагогической практики и последующего их анализа.
При подготовке к практическому занятию студенты должны решить задачи, указанные в задании. При решении задач либо подготовке к другим формам проведения практических занятий необходимо опираться на те знания, которые получены на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельных занятий. Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при подготовке либо проведения практических занятий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к записям лекций, учебнику, дополнительной литературе.
Студенты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а также отсутствующие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания во внеурочное время.
В ходе практического занятия студент зачитывает либо своими словами рассказывает содержание задания, дает мотивированное его решение, т.е. излагает свой ответ на поставленные в задании вопросы. Рекомендуется пересказывать содержание заданий, т.к. это готовит студента докладывать конкретные дела, приучает обращать их внимание на основные вопросы, опуская факты, не имеющие существенного значения.
От студентов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений давали развернутые ответы на поставленные в задании вопросы, не ограничивались высказыванием собственного мнения по заданию, а подкрепляли предлагаемые ими решения ссылками на соответствующие законодательные акты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы магистрантов
1. 1. Общие положения
1.1.1. Самостоятельная работа магистрантов - это способ активного, целенаправленного приобретения магистрантом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Самостоятельная работа является основной формой самообразования обучающегося в соответствии с целями магистерской подготовки. Организация самостоятельной работы магистранта регламентируется конкретными разделами рабочих программ по дисциплинам.
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы, основываются на следующих предпосылках:
- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
1.1.2. Предметно и содержательно самостоятельная работа магистрантов определяется ФГОС ВПО, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.
1.1.3. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется и проводится планомерно в соответствии с учебным планом.
Самостоятельная работа является составной частью основной образовательной программы подготовки магистрантов по направлениям подготовки 44.04.04 Направление подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
Теория и практика профессионального обучения в сфере туризма Туризм (квалификация (степень) магистр) по профилю « (квалификация (степень) «магистр»). Самостоятельная работа магистранта подразделяется на:
- самостоятельную работу по дисциплинам учебного плана;
- самостоятельную работу вне учебных дисциплин.
Приобретение выпускниками общекультурных и профессиональных компетенций, сформулированных в ФГОС ВПО и в основной образовательной программе, невозможно без ее высокоэффективной организации. Это требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений магистра.
Основные задачи, которые решаются при организации самостоятельной работы магистрантов, должны быть направлены на следующее:
- подготовку квалифицированного специалиста, обладающего необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к эффективной работе и готового к постоянному профессиональному росту;
- осознание и углубление содержания и основных положений дисциплин в ходе подготовки к научным семинарам и практическим занятиям;
- обеспечение единства, непрерывности и целостности образовательного процесса;
- обеспечение потребности в приобретении не только знаний, но и навыков и умений в области профессиональной деятельности;
- создание условий для привлечения магистрантов к научно-исследовательской, проектной и иной творческой работе;
- использование полученных знаний, умений в различных ситуациях;
- формирование самостоятельности мышления, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в течение всей жизни.

1.2. Виды самостоятельной работы магистрантов
Для успешной реализации программы подготовки магистранта необходимо выполнение различных видов самостоятельной работы. К основным видам самостоятельной работы относятся:
- репродуктивная самостоятельная работа - это самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, Интернет-ресурсов, повторение учебного материала и др.;
- познавательно-поисковая самостоятельная работа - это подготовка сообщений, докладов, выступлений на научных семинарах и практичес
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Содержания основных образовательных программ по туризму в высшей школе
2. Содержания основных образовательных программ по туризму в учебных заведениях СПО
3. Проектирование основных образовательных программ по туризму в учебных заведениях СПО
4. Проектирование основных образовательных программ по туризму с учетом профессионально- квалификационной структуры кадров экскурсионной фирмы
5. Проектирование основных образовательных программ по туризму с учетом профессионально- квалификационной структуры кадров гостиничного предприятия
6. Проектирование основных образовательных программ по туризму с учетом профессионально- квалификационной структуры кадров предприятия питания
7. Проектирование основных образовательных программ по туризму с учетом профессионально- квалификационной структуры кадров предприятия анимационного обслуживания туристов
8. Применение инновационные технологий в обучении в обучении теории и практике туризма кадров гостиничного предприятия
9. Применение инновационные технологий в обучении в обучении теории и практике туризма кадров отдела анимации
10. Применение инновационные технологий в обучении в обучении теории и практике туризма кадров предприятия экскурсионной фирмы

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Перечень тем
1. Возникновение и развитие туристики как науки
2. Педагогическое сопровождение и формирование теоретических представлений о туристике как науке
3. Формирование теоретических и практических представлений о туристике как науке
4. Технология учебного проектирования и ее применение в сфере профессионального туристского образования
5. Модульно-рейтинговая технология и ее применение в сфере профессионального туристского образования
6. Формирование коммуникативных компетенций в сфере профессионального туристского образования
7. Формирование творческих компетенций в сфере профессионального туристского образования
8. Организация производственных практик в сфере профессионального туристского образования
9. Проектирование и проведение занятий различного типа в обучении теории и практике туризма
10. Организация дистанционного обучения в сфере туристского образования
1. История развития педагогики как науки
2. Современное туристское образование: проблемы и перспективы.
3. История туристского образования в мире.
4. Школы гостиничного бизнеса в Швейцарии
5. Основные методы обучения в высшей школе
6. Формы организации обучения в высшей школе
7. Основные типы уроков: особенности проведения и преимущества
8. Виды и формы проверки знаний учащихся
9. Современные формы обучения в высших учебных заведениях. Дистанционная форма обучения: особенности и перспективы.
10. Формы и виды контроля обучения.
11. Система воспитания от первобытного общества до настоящего дней.
12. Игра как одна из действенных форм обучения.
13. Современная система образования: роль мультимедийных технологий.
14. Сущность духовно-нравственного воспитания в семье.
15. Игры, способствующие развитию мышления
16. Влияние компьютерных технологий на эффективность познавательного процесса и обучения.
17. Современный учебник: достоинства и недостатки.
18. Оказание педагогической помощи детям из проблемных семей
19. Методы, способствующие эффективному запоминанию текстовой информации.
20. Отличительные особенности систем образования: Швеции, России, Америки, Франции, Германии, Японии.
21. Новаторские идеи в педагогике
22. Педагогические взгляды С. Т. Шацкого, Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова
23. Педагогическая этика: сущность и значение.
24. Я. А. Коменский как великий деятель педагогической науки.
25. Конфликтные ситуации в педагогике и пути выхода из них.
26. Взаимоотношения преподавателей и учащихся средних и высших учебных заведений.
27. Образование будущего: трудности и перспективы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
№ п/п Контролируемые этапы Код контролируемой компетенции Показатели Наименование
оценочного средства
Начальный этап формирования компетенции (ий) осуществляется в период освоения учебной дисциплины и характеризуется освоением учебного материала
1 Раздел 1. Теория и методика обучения туризму как наука. Психолого-педагогические основы обучения ПК-4
ПК-17 Знает: сущность профессионального обучения и воспитания будущих специалистов сферы туризма; виды проектирования в образовании и туризме
Умеет: выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих специалистов сферы туризма
Владеет: способность и готовность выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих специалистов
Подготовка и защита реферата
2 Раздел 2. Реализация компетентностного подхода в современном туристском образовании. Компетентностная модель специалиста сферы туризма, ее влияние на профессиональное обучение. ПК-4
ПК-17 Знает: сущность профессионального обучения и воспитания будущих специалистов сферы туризма; виды проектирования в образовании и туризме
Умеет: выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих специалистов сферы туризма; использовать теоретические основы и практику современной туристской деятельности и проектировать образовательную деятельность в учебном заведении профессионального туристского образования
Владеет: знаниями о компетентностной модели специалиста сферы туризма, ее влиянии на профессиональное обучение
Практическое задание
3 Раздел 3. Проектирование содержания профессионального туристского образования. Методы и приемы обучения туризму. Инновационные технологии в обучении будущих специалистов сферы туризма. ПК-4
ПК-17 Знает: Виды и возможности применения проектирования в образовании и туризме с учетом реалий современного образования
Умеет: Использовать теоретические основы и практику современной туристской деятельности и проектировать образовательную деятельность в учебном заведении профессионального туристского образования
Владеет: Знаниями о нормах и этапах проектной деятельности
4 Раздел 4. Методика изучения основных профессиональных туристских дисциплин ПК-4
ПК-17 Знает:
Умеет:
Владеет:
Базовый этап формирования компетенций (формируется по окончании изучения дисциплины (модуля))
3 Промежуточная аттестация ПК-4
ПК-17 Знает: Виды и возможности применения проектирования в образовании и туризме с учетом реалий современного образования
Умеет: Использовать теоретические основы и практику современной туристской деятельности и проектировать образовательную деятельность в учебном заведении профессионального туристского образования
Владеет: Знаниями о нормах и этапах проектной деятельности
Письменная работа
Заключительный этап формирования компетенций:
Знает: Способы выявления и определения сущности профессионального обучения и воспитания будущих специалистов сферы туризма для прогнозирования собственной профессиональной деятельности; виды и возможности применения проектирования в образовании и туризме с учетом реалий современного образования
Умеет: Выявлять, анализировать) и прогнозировать процесс профессионального обучения и воспитания будущих специалистов сферы туризма; использовать теоретические основы туристской деятельности и проектировать собственную образовательную деятельность, а также проектировать образовательную деятельность с учетом требований работодателей
Владеет: Приемами организации, прогнозирования и анализа результатов профессионального обучения и воспитания будущих специалистов сферы туризма; - практическими умениями и навыками, необходимыми для организации различных форм образовательной деятельности, связанных с туризмом, в образовательном процессе


2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Количество таблиц с критериями оценивания зависит от количества используемых оценочных средств (типовых контрольных заданий) и определяется преподавателем самостоятельно.

Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освоения) Отлично
(повышенный уровень) Хорошо
(базовый уровень) Удовлетворительно
(пороговый уровень) Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
100-балльная шкала 85-100 70-84 50-69 0-49
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено

Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота выполнения практического задания;
2. Своевременность выполнения задания;
3. Последовательность и рациональность выполнения задания;
4. Самостоятельность решения;
5. и т.д. Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) Студентом задание не решено.

Оценивание выполнения тестов

4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота выполнения тестовых заданий;
2. Своевременность выполнения;
3. Правильность ответов на вопросы;
4. Самостоятельность тестирования;
5. и т.д. выполнено 27-30 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо
(базовый уровень) выполнено 22-26 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) выполнено 19-21 заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) выполнено 1-18 заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

Оценивание ответа на экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Полнота и правильность решения практического задания;
3. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
4. Самостоятельность ответа;
5. Культура речи;
6. и т.д. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Столяренко А. М. Психология и педагогика: Учебное пособие Юрайт, 2012
Л1.2 Сериков В.В., Сластенин В.А., Колесникова И.А. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : Феникс,, 2003
Л2.2 Ермаков В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
Л2.3 Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов/ М. : Логос,, 2004
Л2.4 О.В. Зацепина, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: монография АлтГУ, 2008
Л2.5 под ред. И. А. Зязюна Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. вузов М.: Просвещение, 1989
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ http://www.slovarus.ru/?di=185559
Э2 2. Банк-интернет портфолио педагогов http://bankportfolio.ru/dir/spets_pedagog/13
Э3 3. Сайт педагога-специалиста http://bankportfolio.ru/dir/spets_pedagog/psikhologa/25
Э4 4. Педагогика для всех http://www.pedagogikam.ru/teacher-211.html
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office, Excel, PowerPoint+ выход в Internet.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Мультимедийное оборудование
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:

Экзамен:
1. Цель и основные задачи экзамена
Экзамен является заключительным этапом изучения дисциплины и имеет целью проверить теоретические знания обучаемых, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач.
Время на подготовку к экзамену устанавливается с учетом объема и сложности предмета, но не менее двух дней. В один день разрешается сдача только одного экзамена.
Обучающиеся допускаются к экзаменационной сессии только при условии защиты всех лабораторных работ, защиты курсовых работ (проектов), предусмотренных учебным планом по учебной дисциплине.
2. Методика проведения экзамена
Экзамен проводится в объеме программы учебной дисциплины. Форма и порядок проведения экзамена определяются кафедрой. Для проведения экзамена на кафедре разрабатываются:
- экзаменационные билеты, количество которых должно быть больше числа экзаменующихся курсантов (слушателей и студентов) учебной группы;
- практические задания, решаемые на экзамене;
- перечень средств материального обеспечения экзамена (стенды, плакаты, справочная и нормативная литература и т.п.)
Материалы для проведения экзамена обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются заместителем начальника университета по учебной работе не позднее 10 дней до начала экзаменационной сессии.
В экзаменационный билет включаются два теоретических вопроса.
Предварительное ознакомление обучающихся с экзаменационными билетами не разрешается
Экзамен принимается заведующим кафедрой, заместителем начальника кафедры, профессорами и доцентами. В отдельных случаях с разрешения заведующего кафедрой в помощь основному экзаменатору могут привлекаться преподаватели, ведущие семинарские и практические занятия.
В аудитории (учебном кабинете), где проводится экзамен, должны быть: программы учебной дисциплины, экзаменационная ведомость, комплект экзаменационных билетов, перечень вопросов экзаменационных билетов с указанием номеров билетов.
В аудитории могут одновременно находиться не более пяти экзаменующихся.
Для подготовки к ответу курсантам (слушателям и студентам) отводится не более 35 минут. Норма времени на прием экзамена – 15 минут на одного обучающегося.
По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.
3. Порядок проведения устного экзамена
При приеме экзаменов комиссией ответ экзаменующегося выслушивается всем ее составом. Члены комиссии делают краткие заметки по ответам, выставляют оценки за ответы по каждому основному вопросу билета, оценку за дополнительный вопрос (вопросы) и итоговую оценку по результатам экзамена.
После ответа на все вопросы экзаменуемый докладывает об этом принимающему экзамен, сдает билет и конспект (тезисы) ответа.
Экзаменуемые, получившие неудовлетворительную оценку, пересдают экзамен не ранее, чем через два дня после окончания экзаменационный сессии в учебной группе.
При получении обучающимся повторно оценки “неудовлетворительно” окончательное решение об уровне его подготовленности принимается комиссией, назначенной приказом начальника университета. Обучающиеся, знания которых комиссией повторно будут оценены на неудовлетворительно, представляются на отчисление из университета.
Обучающиеся, которые по каким-либо причинам не сдавали экзамен с группой (болезнь, командировка, повторная сдача экзаменов при получении неудовлетворительной оценки), сдают экзамен отдельно от своей учебной группы. По окончании экзамена преподаватель выставляет оценки в учебный журнал, экзаменационную ведомость и зачетные книжки.
4. Критерии выставления оценок
Знания, умения и навыки обучающихся необходимо определять оценками по четырех бальной системе: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.
Оценки за ответы на экзаменах выставляются, исходя из следующих критериев:
Оценка «отлично» выставляется, если обучаемый показал глубокое полное знание и усвоение программного материала учебной дисциплины, в его взаимосвязи с другими дисциплинами и с предстоящей профессиональной деятельностью, усвоение основной литературы, рекомендованной рабочей программой учебной дисциплины, и знание дополнительной литературы, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний.
Оценка «хорошо» ставится обучаемому, показавшему полное знание основного материала учебной дисциплины, знание основной литературы и знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой, способность к пополнению и обновлению знаний.
Оценки «удовлетворительно» выставляется обучаемому, показавшему при ответе на экзамене знание основных положений учебной дисциплины, допустивший отдельные погрешности и сумевший устранить их с помощью преподавателя, знакомый с основной литературой, рекомендованной рабочей программой.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если при ответе выявились существенные пробелы в знаниях обучаемого основных положений учебной дисциплины, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы экзаменационного билета.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов.
Дополнительно допускается ссылка на локальные Положения АлтГУ, методические разработки, указания, разработанные на кафедре.

Методические рекомендации по написанию реферата

Написание, оформление и структура реферата
Реферат (от лат.refero – докладываю) это самостоятельная научно-исследовательская работа, содержащая анализ различных взглядов на рассматриваемую проблему и раскрывающая ее суть.
Написание реферата направлено на проверку навыков студента в работе с литературой, оценку способности обобщать материал, выделять проблемы, делать собственные аргументированные выводы, а также умения оформлять работу согласно требованиям.
Структура реферата, как правило, включает, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы.
Этапы написания реферата
• Выбор темы реферата
Выбор темы осуществляется на основании предложенного кафедрой перечня тем. Иногда допускается изменение студентом формулировки предлагаемой темы либо написание реферата по теме отсутствующей в перечне. В последних двух случаях, чаще всего, требуется согласование на кафедре.
Рекомендуем отобрать несколько тем, а окончательно остановить свой выбор на теме, по которой доступы источники для написания реферата.
• Работа с литературой
На этом этапе подбираются источники для написания реферата. После их общего просмотра детально изучают и конспектируют разделы, относящиеся к теме реферата.
В процессе конспектирования важно записывать библиографические сведения источника и номера страниц, с которых были заимствованы мысли для последующего оформления ссылок на источники.
• Структура и план реферата
План (от лат.planum – плоскость) представляет собой краткое изложение последовательности рассмотрения материала в работе. В завершенной работе план позволяет легко найти нужный раздел.
В зависимости от степени детализации план реферата может быть простым или развернутым.
Первоначальный план реферата рекомендуется составлять еще на стадии выбора темы. В процессе работы с литературой структура реферата может видоизменяться. При окончательном оформлении работы план сопровождают заголовком «Оглавление».
• Написание основных разделов реферата
На этом этапе подготовленные ранее материалы обрабатывают, включают в работу собственный анализ. Затем располагают материал в соответствии с планом и формируют логические связки между элементами структуры реферата.
• Оформление реферата
После того как текст полностью написан, производят его окончательную читку и оформление реферата.
Структура реферата
Как правило, применяется ниже приведенная структура реферата. Исключение составляют некоторые работы небольшого объема, в которых разделение на структурные элементы нецелесообразно.
Титульный лист
Оглавление
Оглавление располагают на следующей после титульного листа странице. Оно представляет собой структуру реферата с указанием наименований разделов и соответствующих им номеров страниц.
Введение
Во введении приводят сведения об актуальности темы и степени ее освещенности в литературе. Возможно включение и других пунктов.
Основная часть реферата
Этот элемент структуры реферата может включать пункты (главы) и подпункты (параграфы) в рамках которых раскрывают тему и ее отдельные положения.
Заключение
Содержит краткое изложение основных рассмотренных в реферате вопросов, подведение итогов и выводы.
Список использованной литературы
Для написания реферата требуется 5-10 источников. Согласно правилам оформления реферата в список литературы включают не только цитирован¬ные источники, но и литературу, изученную при написании работы и упомянутую в тексте.
Приложения
В случае наличия приложений их приводят после списка литературы.
Практические занятия
Методика подготовки к практическим занятиям
Практические занятия являются одной из важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых является проверка теоретических положений на практике, неразрывная связь теории с практикой.
Практические занятия имеют цель помочь студентам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки в применении теоретических знаний в своей будущей практической деятельности.
Эти знания тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями, семинарскими занятиями. В лекции, на семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные детали тех или иных вопросов. Между тем, знания этих деталей нередко во многом определяет умение студентов правильно в своей профессиональной деятельности применять и руководствоваться нормативно-правовой документацией.
Практические занятия дают возможность доработать со студентами все детали вопросов, добиться конкретных знаний материала. Они призваны научить студентов правильно применять полученные знания к конкретным жизненным фактам.
Практические занятия проводятся в форме решения практических задач и поисков ответов на вопросы реальной педагогической практики и последующего их анализа.
При подготовке к практическому занятию студенты должны решить задачи, указанные в задании. При решении задач либо подготовке к другим формам проведения практических занятий необходимо опираться на те знания, которые получены на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельных занятий. Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при подготовке либо проведения практических занятий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к записям лекций, учебнику, дополнительной литературе.
Студенты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а также отсутствующие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания во внеурочное время.
В ходе практического занятия студент зачитывает либо своими словами рассказывает содержание задания, дает мотивированное его решение, т.е. излагает свой ответ на поставленные в задании вопросы. Рекомендуется пересказывать содержание заданий, т.к. это готовит студента докладывать конкретные дела, приучает обращать их внимание на основные вопросы, опуская факты, не имеющие существенного значения.
От студентов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений давали развернутые ответы на поставленные в задании вопросы, не ограничивались высказыванием собственного мнения по заданию, а подкрепляли предлагаемые ими решения ссылками на соответствующие законодательные акты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы магистрантов
1. 1. Общие положения
1.1.1. Самостоятельная работа магистрантов - это способ активного, целенаправленного приобретения магистрантом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Самостоятельная работа является основной формой самообразования обучающегося в соответствии с целями магистерской подготовки. Организация самостоятельной работы магистранта регламентируется конкретными разделами рабочих программ по дисциплинам.
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы, основываются на следующих предпосылках:
- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
1.1.2. Предметно и содержательно самостоятельная работа магистрантов определяется ФГОС ВПО, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.
1.1.3. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется и проводится планомерно в соответствии с учебным планом.
Самостоятельная работа является составной частью основной образовательной программы подготовки магистрантов по направлениям подготовки 44.04.04 Направление подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
Теория и практика профессионального обучения в сфере туризма Туризм (квалификация (степень) магистр) по профилю « (квалификация (степень) «магистр»). Самостоятельная работа магистранта подразделяется на:
- самостоятельную работу по дисциплинам учебного плана;
- самостоятельную работу вне учебных дисциплин.
Приобретение выпускниками общекультурных и профессиональных компетенций, сформулированных в ФГОС ВПО и в основной образовательной программе, невозможно без ее высокоэффективной организации. Это требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений магистра.
Основные задачи, которые решаются при организации самостоятельной работы магистрантов, должны быть направлены на следующее:
- подготовку квалифицированного специалиста, обладающего необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к эффективной работе и готового к постоянному профессиональному росту;
- осознание и углубление содержания и основных положений дисциплин в ходе подготовки к научным семинарам и практическим занятиям;
- обеспечение единства, непрерывности и целостности образовательного процесса;
- обеспечение потребности в приобретении не только знаний, но и навыков и умений в области профессиональной деятельности;
- создание условий для привлечения магистрантов к научно-исследовательской, проектной и иной творческой работе;
- использование полученных знаний, умений в различных ситуациях;
- формирование самостоятельности мышления, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в течение всей жизни.

1.2. Виды самостоятельной работы магистрантов
Для успешной реализации программы подготовки магистранта необходимо выполнение различных видов самостоятельной работы. К основным видам самостоятельной работы относятся:
- репродуктивная самостоятельная работа - это самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, Интернет-ресурсов, повторение учебного материала и др.;
- познавательно-поисковая самостоятельная работа - это подготовка сообщений, докладов, выступлений на научных семинарах и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных, курсовых работ и др.;
- творческая самостоятельная работа – это написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовка магистерской диссертации, участие в студенческих научных конференциях, учебное проектирование, выполнение специальных заданий и др.
При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство двух взаимосвязанных форм – внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется магистрантами на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях под руководством преподавателя, который заранее выстраивает систему самостоятельной работы, учитывая все ее формы, цели и задачи.
Внеаудиторная самостоятельная работа магистров – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность магистрантов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
В настоящее время используются следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов:
1. Подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, практическим занятиям, научным семинарам, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий.
2. Самостоятельная работа над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебными планами.
3. Написание рефератов, докладов, эссе.
4. Подготовка ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий.
5. Подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры, анализ деловых ситуаций).
6. Выполнение письменных контрольных и курсовых работ, курсовых проектов.
7. Подготовка к экзаменам и зачетам.
8. Подготовка к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение магистерской диссертации.
9. Работа в студенческих научных обществах, кружках, семинарах, участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах, форумах, участие в научной и научно-методической работе кафедры.
10. В целях формирования дополнительных навыков научно-педагогической деятельности у студентов, обучающимся по магистерским программам, допускается проведение магистрантом академических занятий в колледже либо на младших курсах подготовки бакалавров при условии обеспечения кураторства со стороны научного руководителя магистранта.
11. Другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.


1.3. Организация самостоятельной работы магистрантов и индивидуальное планирование
Для организации самостоятельной работы магистрантов преподаватель учебной дисциплины предоставляет:
- методические указания по организации самостоятельной работы при изучении данной дисциплины;
- методические материалы, содержащие рекомендации по самостоятельному изучению разделов учебной программы, сроки усвоения материала;
- вопросы самоконтроля, тесты, контрольные задания, требования и примеры оформления результатов самостоятельной работы;
- разработанные критерии оценивания знаний, умений и владений по всем видам запланированной самостоятельной работы;
обеспечивает:
- возможность работы на персональном компьютере в компьютерном классе;
- возможность выполнения магистрантами научно-исследовательской или научно-методической работы на современном оборудовании по новейшим технологиям;
- проведение консультаций на кафедре;
- размещение на кафедральном сайте информации по инициативной самостоятельной работе, которой может заняться магистрант под руководством преподавателя для повышения своей профессиональной компетенции.
Магистрант после ознакомления с плановым объёмом самостоятельной работы должен:
- составить для себя персональный план самостоятельной работы;
- приступить к систематическому выполнению самостоятельной работы в соответствии с персональным планом;
- освоить содержание всех теоретических разделов дисциплины, выносимых на самостоятельную работу;
- выполнить все задания в соответствии с персональным планом;
- регулярно предоставлять преподавателям результаты самостоятельной работы в назначенное время;
- своевременно проходить текущую аттестацию по каждой учебной дисциплине.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение магистрантами следующих этапов:
1. Определение цели самостоятельной работы.
2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.
3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.
4. Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств ее решения).
5. Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) работы по решению задачи.
6. Реализация программы выполнения самостоятельной работы.
Для выполнения самостоятельной работы магистранты должны иметь:
- индивидуальные задания, раскрывающие цель, содержание, форму отчетности и контроля выполненной работы;
- методические указания по проведению самостоятельной работы, направленные на повышение ее эффективности и на формирование культуры умственного труда;
- индивидуальное (групповое) рабочее место в случае необходимости выполнения учебно-исследовательских, лабораторных или практических работ;
- информационные ресурсы, в том числе электронные (учебно-методические комплексы, учебники, учебные пособия, руководства, практикумы и др.);
- консультации преподавателя;
- временные ресурсы (доступность аудиторий, лабораторий, компьютерных классов, читальных залов для самостоятельной работы).
Методическое обеспечение, создаваемое преподавателем, как в виде печатных изданий, так и в виде электронных изданий, входит в состав образовательной среды. Это могут быть компьютерные учебные курсы, телевизионные курсы лекций, учебные курсы в виде традиционных учебников и учебных пособий, методические указания по выполнению курсовых проектов (работ), лабораторных работ; методические указания по проведению практических занятий и семинаров, сборники задач и упражнений, обучающие программы, тренажеры, задания в тестовой форме для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля.
Применение новых технологий обучения, основанных на применении компьютеров, мультимедиа систем, аудиовизуальных материалов и т.д. позволяет активизировать учебный процесс, привлечь магистрантов к самостоятельной работе и организовать контроль ее выполнения.
При этом учебная среда магистрантов может быть асинхронной. Асинхронная организация учебного процесса обеспечивает магистранту возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время, не устанавливаемое расписанием занятий. Асинхронная организация предполагает, что магистрант работает с образовательной средой, предварительно созданной преподавателями.
Данная форма работы расширяет формы взаимодействия между сторонами, участвующими в учебном процессе и, в том числе, в самостоятельной работе.
Обучение в магистратуре организуется в соответствии с индивидуальным планом работы магистранта, разработанным на основе учебного плана магистерской программы.
1. Индивидуальный план работы составляется магистрантом в соответствующей форме по согласованию с его научным руководителем, руководителем магистерской программы и заведующим выпускающей кафедрой.
2. Утвержденный деканом факультета индивидуальный план работы магистранта хранится на выпускающей кафедре (оригинал) и у студента (копия).
3. Индивидуальные планы конкретизируют содержание и объем подготовки магистранта с учетом его профессиональной и научной специализации.
4. Образовательная часть индивидуального плана содержит полный перечень учебных дисциплин всех циклов с указанием общего количества часов и зачетных единиц, приходящихся на дисциплину, количества часов на аудиторную работу, а также вида и сроков промежуточной аттестации. Перечень дисциплин направления должен полностью соответствовать учебному плану магистерской программы.
5. Научная специализация магистранта реализуется посредством выбора темы научно-исследовательской работы в семестре и утверждения темы магистерской диссертации.
6. Контроль за выполнением индивидуального плана работы магистранта осуществляет его научный руководитель и научный руководитель магистерской программы.
Магистрант не реже 1 раза в месяц обсуждает с научным руководителем выполнение индивидуального плана и при необходимости получает консультации по выполнению магистерской диссертации. Один раз в полугодие руководитель магистерской программы (или его заместитель) докладывает о выполнении индивидуальных планов магистрантами на заседании кафедры.

1.4. Контроль самостоятельной работы магистранта
Результативность самостоятельной работы магистрантов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Контроль самостоятельной работы по дисциплине осуществляет преподаватель в отведенные для этой цели аудиторные часы.
К рекомендуемым формам контроля относятся:
- собеседование;
- устный опрос;
- контрольная работа;
- тестовый контроль знаний и умений;
- проверка индивидуальных заданий;
- деловая игра;
- компьютерное тестирование;
- зачет по теме (разделу);
- защита рефератов, эссе, курсовых работ, проектов;
- промежуточные аттестации научно-исследовательской работы магистров.
Рекомендуемые инновационные оценочные средства текущего контроля.
Модульно-рейтинговая система - это метод, при котором учебный материал разделяется на логически завершенные части (модули), после изучения, которых предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума и т.д. Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого учащегося. Модульно-рейтинговая система подходит для оценки компетенции в силу того, что в баллах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие возможности магистранта: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.
Кейс-метод – это метод, сущность которого состоит в том, что учебный материал подается магистрантам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы - самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Метод развивающейся кооперации – это метод, предназначенный для решения задач, которые сложно выполнить в индивидуальном порядке, для которых нужна кооперация, объединение учащихся с распределением внутренних ролей в группе.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате коллективных самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Результаты контроля учитываются как для оценивания успеваемости магистрантов при текущем контроле знаний, так и для промежуточной аттестации.
Конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся, формы контроля и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя.

1.5. Организация самостоятельной работы магистранта вне дисциплин учебного плана
Для организации самостоятельной работы магистрантов используются следующие виды внедисциплинарной самостоятельной работы в семестре:
- научно-исследовательская работа;
- междисциплинарный проект (ы);
- профессионально-ориентированные практики.
Научно-исследовательская работа (НИР) как основной вид самостоятельной работы магистранта в каждом семестре формирует, прежде всего, профессиональные компетенции магистранта.
Целью НИР является расширение знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения, и формирование практических навыков в исследовании актуальной научной проблемы или решении конкретной технической задачи. Особенностью НИР является её тесная связь с другими формами самостоятельной работы – междисциплинарными проектами и практиками, а также подготовка на основе её результатов выпускной квалификационной работы магистранта (ВКРМ).
При выполнении НИР магистрант должен освоить:
- методы и средства проведения научных экспериментов и обработки их результатов; порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями и ресурсами по направлению подготовки;
- организацию, планирование и финансирование научных работ и методику оценки их технико-экономической эффективности;
- элементы математического моделирования и компьютерной обработки данных.
Местом выполнения НИР может быть выпускающая кафедра, другие подразделения АлтГУ, научно-исследовательские организации или предприятие (подразделение предприятия) туристской индустрии, соответствующее направлению подготовки магистранта.
Руководителем НИР магистранта в семестре, как правило, должен быть руководитель магистранта, являющийся, как правило, и руководителем ВКРМ.
Документом, регламентирующим порядок прохождения НИР в семестре, является индивидуальный план магистранта.
Магистрант, проявивший в процессе обучения склонность к преподавательской деятельности, может быть допущен к участию в учебном процессе в рамках времени, отводимого на НИР в 3-м семестре (научно-производственная практика).
Руководитель НИР предлагает магистранту тему, ставит задачу и контролирует процесс выполнения НИР. Магистрант при выполнении НИР обязан проводить все виды работ, предусмотренные индивидуальным планом, подчиняться правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, отчитываться о проделанной работе в соответствии с графиком её проведения.
Междисциплинарный проект.
Междисциплинарный проект (МДП) является одной из форм самостоятельной работы магистранта в семестре. МДП может быть выполнен как теоретическое исследование или как технический проект; охватывать своим содержанием не менее двух дисциплин учебного плана подготовки магистранта, изучаемых в одном или в разных семестрах; может выполняться индивидуально или группой магистрантов, в том числе обучающихся по разным магистерским программам.
Целью МДП является формирование профессиональных компетенций и овладение базовыми навыками принятия решений в профессиональной и социально-личностной сферах.
Местом выполнения МДП может быть базовая кафедра или другие подразделения вуза, научно-исследовательское учреждение, производственное предприятие (организация) сферы туризма.
Руководителем МДП, как правило, является руководитель магистранта; по отдельным разделам МДП могут быть назначены консультанты из числа преподавателей или ведущих специалистов предприятия (организации) сферы туризма.
Руководитель МДП выдаёт техническое задание (ТЗ) на проектирование, консультирует магистранта, контролирует своевременность выполнения магистрантом (группой магистрантов) его отдельных этапов.
Защита МДП должна проходить на заседании сформированной выпускающей кафедрой комиссии и сопровождаться дискуссией. Результатом защиты является оценка комиссией уровня профессиональных компетенций, освоенных магистрантом в ходе выполнения МДП.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МАГИСТРАНТАМ
2.1. Методические рекомендации по созданию междисциплинарного проекта
Проектирование - это способ упорядочивания, нормирования какой-либо преобразовательной деятельности, например, профессиональной, на основе поисковой активности. Этот научный подход основан на проникновении в законы и нормы преобразования практики с позиции «умного делания», изменяющего действительность. Проектирование предполагает создание целостного представления о профессиональной деятельности, ее этапах, средствах деятельности, поведении субъектов деятельности.
Основная концептуальная идея проективного подхода - овладение деятельностью происходит непосредственно в процессе ее осуществления, а обучение идет через действие и в действии. Сама эта проектная деятельность становится учебным материалом, подлежащим рефлексии и осмыслению.
Знаниевый (гностический) подход, каким бы продуманным и результативным он ни был, обучает не содержанию их профессиональной деятельности, а знакомит с научным предметом. В результате знаниевого подхода у студентов формируется, по мнению Д. Дернера, «интеллект евнуха»: студенты успешно рассуждают о том, как надо действовать, но на их результативную деятельность их эрудиция и приобретенное красноречие никак не влияют.
Обучение через проекты на основе деятельностного подхода отнюдь не принижает роли и места знаний в образовательном процессе, а лишь изменяет их функцию - из основной цели образования знания становятся средством становления профессионала. Магистрант, во-первых, осознает, что он знает, а во-вторых, понимает, что и как ему надлежит с эти знанием делать.
Проект - это форма организации совместной активности, основанная на поэтапной проектной деятельности для достижения поставленной цели. Совместная активность в рамках проекта неизбежно