МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания социально-политических дисциплин в средней школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Д.филос.н., Профессор, Широкова Марина Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания социально-политических дисциплин в средней школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 ФИЛОСОФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является активное овладение студентами профессиональными формами деятельности учителя. Методика преподавания социально-политических дисциплин призвана формировать педагогическое мышление студентов, интерес и положительное отношение к будущей специальности, готовить их к профессии педагога.
Задачи курса предполагают формирование и развитие у будущих педагогов:
четких представлений о современной концепции обществоведческого образования, его целях, содержании и структуре;
понимания роли программы и учебника в обучении социально-гуманитарным дисциплинам, знания об их дидактическом построении и умения работать с методическим аппаратом школьного учебника;
умения ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах;
знаний об организационных формах обучения обществознанию, об их многообразии и особенностях;
представлений о современных средствах и методах обучения социально-гуманитарным дисциплинам, умения соотносить средства и методы с целями, содержанием обучения, возрастными особенностями и познавательными возможностями учащихся;
знания о современных образовательных технологиях, развивающем и проблемном обучении в обществоведческом образовании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-12 владением приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний
ПК-4 способностью пользоваться в процессе педагогической деятельности базовыми философскими знаниями
ПК-5 владением методиками организации и ведения учебного процесса и способностью применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о современном понимании целей обучения социально-гуманитарным дисциплинам в школе, их содержании и структуре
о современных средствах и методах обучения социально-политическим дисциплинам;
3.2.Уметь:
3.2.1.знать различные организационные формы обучения социально-политическим дисциплинам и уметь воплотить их в практических разработках;
знать о современных образовательных технологиях, развивающем и проблемном обучении в обществоведческом образовании;
овладеть профессиональными умениями определения перспективных и ближайших целей обучения социально-политическим дисциплинам, отбора предметного содержания к теме (разделу программы), одному учебному часу, их структурирования;
осмыслить роль программы и учебника в обучении социально-политическим дисциплинам, знать их дидактическое построение и уметь применять в практических целях методический аппарат школьного учебника;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определения перспективных и ближайших целей обучения социально-политическим дисциплинам, отбора предметного содержания к теме (разделу программы), одному учебному часу, их структурирования;
применения современных средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам;
современных образовательных технологий, развивающего и проблемного обучения в обществоведческом образовании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса.
1.1. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука и предмет вузовского преподавания. Лекции 7 2 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука и предмет вузовского преподавания. Практические 7 4 ОПК-12, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Государственный образовательный стандарт. Практические 7 4 ОПК-12, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.4. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука и предмет вузовского преподавания Сам. работа 7 4 ОПК-12, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Современное состояние социально-гуманитарного образования.
2.1. Современное состояние социально-гуманитарного образования Сам. работа 7 4 ОПК-12, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Цели социально-политической подготовки в современной школе.
3.1. Цели социально-политической подготовки в современной школе Лекции 7 2 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.5
3.2. Цели социально-политической подготовки в современной школе Практические 7 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.5
3.3. Цели социально-политической подготовки в современной школе Сам. работа 7 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.5
Раздел 4. Современное содержание социально-политического образования.
4.1. Современное содержание социально-политического образования Лекции 7 2 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
4.2. Современное содержание социально-политического образования Практические 7 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
4.3. Современное содержание социально-политического образования Сам. работа 7 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
Раздел 5. Структура современной системы школьного обучения социально-политическим дисциплинам
5.1. Структура современной системы школьного обучения социально-политическим дисциплинам Практические 7 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
5.2. Структура современной системы школьного обучения социально-политическим дисциплинам Сам. работа 7 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
Раздел 6. Организационные формы обучения
6.1. Организационные формы обучения Лекции 7 6 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
6.2. Организационные формы обучения Сам. работа 7 6 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.5
Раздел 7. Современная система средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам
7.1. Современная система средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам Лекции 7 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.5
7.2. Современная система средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам Сам. работа 7 6 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.5
7.3. Современная система средств и методов обучения социально-политическим дисциплинам Практические 7 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯСОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

1. Методика преподавания социально-политических дисциплин как наука, ее предмет, закономерности, методы.
2. Государственный стандарт обществоведческого образования: понятие и структура.
3. Федеральный компонент Государственного стандарта обществоведческого образования.
4. Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения Государственного стандарта обществоведческого образования.
5. Учебно-методический комплекс по обществознанию: понятие и принципы построения.
6. Характеристика структуры УМК по обществознанию.
7. Цели обществоведческой подготовки в современной школе. Подходы к определению целей обществоведческого образования.
8. Изменения в содержании обществоведческого образования.
9. Знания об обществе и его развитии в содержании обществоведческого образования.
10. Знания о человеке в содержании обществоведческого образования.
11. Знания об экономической жизни общества в содержании обществоведческого образования.
12. Знания о социальной структуре и социальных отношениях в содержании обществоведческого образования.
13. Знания о политической жизни, государстве и праве в содержании обществоведческого образования.
14. Знания о духовно-нравственной жизни в содержании обществоведческого образования.
15. Специфика обществоведческих понятий и их роль в школьном социально-гуманитарном образовании учащихся.
16. Актуальность проблемы подготовки учителя к преподаванию обществоведческих дисциплин.
17. Последовательность процесса подготовки к преподаванию обществоведческих курсов.
18. Подготовка учителя к преподаванию учебной темы.
19. Урок в обществоведческом курсе: понятие, структура.
20. Типы и формы уроков по обществознанию.
21. Анализ урока в обществоведческом курсе.
22. Школьная лекция как форма учебного занятия.
23. Семинар как форма учебного занятия.
24. Лабораторное занятие.
25. Практическое занятие.
26. Виды документов, используемых в обществоведческом курсе.
27. Деятельность учителя и учащихся в процессе работы с документами.
28. Основные формы и функции педагогического контроля. Оценка и отметка.
29. Пути повышения объективности педагогического контроля. Организационные принципы педагогического контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соболева О.Б. - отв. ред., Кузин Д.В. - отв. ред Методика обучения обществознанию: : Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 под ред. Л. Н. Боголюбова Методика преподавания обществознания в школе: учеб. для вузов М. : ВЛАДОС, 2002
Л1.3 Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. Н. Боголюбова Общая методика преподавания обществознания в школе: пособие М. : Дрофа, 2008
Л2.2 А.И. Кравченко Обществознание: учебник Москва : Проспект, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 В.Г. Громакова; И.Н. Савченкова ; М.А. Васьков Обществознание: учебное пособие Ростов на Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л2.4 Е.В. Домашек; О.В. Вильчинская ; А.В. Чагина Обществознание в таблицах и схемах: учебное пособие Ростов на Дону : Феникс, 2014 biblioclub.ru
Л2.5 Мушинский В.О. Обществознание: Учебник. Москва : Издательство "ФОРУМ, 2019 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис»
Э2 http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования»)
Э3 http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете
Э4 http://www.hrono.ru/metodika – Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин
Э5 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э6 http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
Э7 http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис»
http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования»)
http://www. hrono.info – Хронос. Всемирная история в интернете
http://www.hrono.ru/metodika – Методика преподавания истории и других гуманитарных дисциплин
http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
http://www. humanities.edu.ru – федеральный образовательный Интернет-портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование"
http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи лекции. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по курсу «Методика преподавания социально-политических дисциплин в средней школе» имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании основные идеи в области методики. Семинары по методике – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи воспитательного и познавательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ГОС ВПО.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в учебных условиях;
3. овладение понятийным аппаратом истории политических учений;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Подготовка к семинарским занятиям предполагает серьезную работу с литературными источниками, в том числе с учебниками и учебными пособиями по обществоведческим курсам, методической и дидактической литературой для учителя, а также текстами документов, используемых в преподавании социально-политических дисциплин.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения ключевым понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.