МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Программная инженерия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-1-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 173
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 34 34 34 34
Сам. работа 173 173 173 173
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Михеева Т.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Программная инженерия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Жариков А.В., доцент, к.ф.-м.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Жариков А.В., доцент, к.ф.-м.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомление с методологическими основами современной программной инженерии;
- приобретение навыков проектирования, создания, тестирования и отладки программных продуктов с использованием современных средств разработки;
- изучение технологии использования визуальных средств программирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ОПК-4 Способен участвовать в разработке технической документации программных продуктов и комплексов с использованием стандартов, норм и правил, а также в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-4 Способность собирать, обрабатывать и интерпретировать экспериментальные данные, необходимые для проектной и производственно-технологической деятельности; способность к разработке новых алгоритмических, методических и технологических решений в конкретной сфере профессиональной деятельности
ПК-5 Способность к анализу требований и разработке вариантов реализации информационной системы; способность к оценке качества, надежности и эффективности информационной системы в конкретной профессиональной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• методы проектирования и разработки программного продукта на основе современной технологии программирования;
• методологии и технологии, инструментальные средства эксплуатации и сопровождения программных систем и сервисов.
3.2.Уметь:
3.2.1.• проектировать, разрабатывать, тестировать программные продукты;
• поддерживать работоспособность программных систем и технологий в заданных функциональных характеристиках и соответствии критериям качества.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками визуального программирования;
• навыками разработки программных комплексов для решения прикладных задач;
• навыками оценки сложности алгоритмов и программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы программирования на языке С#
1.1. Система типов языка С#. Преобразования типов. Переменные и выражения. Лекции 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Платформа Microsoft.NET Framework. Создание консольного приложения Лабораторные 6 4 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 6 28 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Базовые элементы и операторы
2.1. Выражения. Операции в выражениях. Присваивание и встроенные функции. Операторы языка C#. Лекции 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Операторы языка C# Лабораторные 6 4 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 6 28 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Методы и массивы
3.1. Процедуры и функции - методы класса. Корректность методов. Рекурсия. Массивы языка C#. Класс Array и новые возможности массивов. Лекции 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Методы и массивы Лабораторные 6 4 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 6 28 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Строки и регулярные выражения
4.1. Символы и строки постоянной длины в C#. Строки C#. Классы String и StringBuilder. Лекции 6 4 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Строки и регулярные выражения Лабораторные 6 4 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 6 28 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Классы и объекты
5.1. Две роли класса в ООП. Синтаксис описания класса.Структуры и перечисления. Отношения между классами. Клиенты и наследники. Лекции 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Интерфейсы. Множественное наследование. Функциональный тип в C#. Делегаты. События. Классы с событиями. Универсальность. Классы с родовыми параметрами. Лекции 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Классы и объекты Лабораторные 6 6 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 6 28 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Создание приложений Windows
6.1. Организация интерфейса. Шаблоны форм. Заселение формы элементами управления. Наследование форм. Лекции 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Организация меню, главное меню. Инструментальные панели с кнопками. Рисование в формах. Лекции 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Введение в разработку форм Лабораторные 6 4 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Работа с элементами управления Лабораторные 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.5. Создание элементов управления Лабораторные 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.6. Использование окон диалога в формах Лабораторные 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.7. Рисование в формах Лабораторные 6 2 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.8. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 6 33 УК-1, УК-2, ОПК-4, ПК-4, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казанский А.А. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА VISUAL C# 2013. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Биллиг В. А. Основы программирования на С# 3.0: ядро языка: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Виссер Дж. Разработка обслуживаемых программ на языке С#: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Трофимов В.В. - отв. ред. Алгоритмизация и программирование: Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Microsoft Virtual Academy mva.microsoft.com
Э2 Курс в Moodle "Программная инженерия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Visual Studio
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Главная задача курса — ознакомление с методологическими основами современной программной инженерии; приобретение навыков проектирования, создания, тестирования и отладки программных продуктов с использованием современных средств разработки; изучение технологии использования визуальных средств программирования.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к лабораторным занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания (выполнение заданий является основой лабораторных занятий).