МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эстетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент, М.В. Давыденко

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Эстетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Эстетика» являются: формирование базовых представлений об истории эстетической мысли, основных эстетических понятиях, о месте и функции эстетического в современной жизни и культуре.
Задачи:
- ознакомление учащихся с основными категориями эстетического знания, их развитием на разных исторических этапах, базовыми проблемами эстетики;
- демонстрация места и функций эстетического в жизни и культуре
- формирование практических навыков эстетического анализа и освещения в СМИ данной проблематики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые категории и принципы философской эстетики, ее различные направления; этапы, факторы и закономерности их развития и основные характеристики; наиболее актуальные темы в русле развития эстетической мысли и искусства; современные тенденции в данной сфере; проблемы эстетики и развития искусства в общесоциальном и общекультурном контексте, источники достоверной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и сравнивать по ряду критериев основные эстетические парадигмы, их принципы и категории, этапы их развития; роль в формировании мировоззренческой позиции; различные формы их проявления в социокультурной жизни общества; выбирать наиболее актуальные темы и проблемы в русле развития эстетической мысли и искусства для создания журналистских материалов; отбирать наиболее достоверные источники информации, в том числе среди Интернет-ресурсов, сравнивать различные подходы к проблемам и формировать свою точку зрения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки применения философско-эстетических знаний к журналистскому анализу культуры и искусства; методами философско-эстетической оценки сложных и противоречивых явлений современной действительности; навыками отбора наиболее значимых тем, адекватного и всестороннего раскрытия выбранных тем в журналистских материалах; методами сбора информации, ее проверки и анализа; технологиями представления информации в различных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эстетика как философская дисциплина. Сущность и специфика эстетического отношения к миру
1.1. Предмет эстетики. Основные разделы эстетики. Эстетическое сознание; эстетический вкус, эстетическая потребность. Лекции 3 1 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные категории эстетики Сам. работа 3 22 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1
1.3. Эстетический идеал: сущность и реализация Сам. работа 3 16 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основные этапы развития эстетической мысли и искусства
2.1. Эстетика средневековья, ее религиозный характер. Основные периоды: раннее и позднее средневековье; основные направления: философско-богословское как теоретическая основа эстетики и искусствоведческое. Сам. работа 3 12 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма. Эстетика Нового времени. Барокко и классицизм. Эстетические принципы Лекции 3 1 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Эстетические представления народов древнего Востока: эстетика Египта, Китая, Индии. Связь эстетических представлений с религиозно-философской мыслью Лекции 3 1 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Философская эстетика и основные направления искусства 19 - 20 вв.
3.1. Основные направления искусства 19 века. Романтизм, реализм, натурализм. Эстетические идеи немецкой классической философии. «Дионисийское» и «аполлоновское» начала человеческой культуры Лекции 3 1 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Эстетика В.С. Соловьева Сам. работа 3 16 ОК-6, ПК-8 Л2.1
3.3. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории 20 в. Эстетические основания художественной практики модернизма. Кубизм, футуризм и абстракционизм. Практические 3 4 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Основные принципы эстетики модернизма Сам. работа 3 12 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Эстетика постмодернизма Сам. работа 3 18 ОК-6, ПК-8
3.6. Зачет 3 4 ОК-6, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина, И.П. Эстетика : учебное пособие М. : ЮРАЙТ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012
Л1.2 Гуревич П.С, Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений М.: ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библтиотека online", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.Д. Иванов, В.В. Иванов Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства : М. : Прогресс-Традиция // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб «Этика-Эстетика-Дизайн hse.nnov.ru
Э2 Этика и эстетика newetika-estetika.ru
Э3 Эстетика как наука estetika.ucoz.com
Э4 ?stheticstv (Канал новостей культурной жизни) aestheticstv.ru
Э5 Мастерская Анатолия Осмоловского: теория, искусство, политика osmopolis.ru
Э6 Изобразительное искусство. История, стили, художники, картины www.arthistory.ru
Э7 Искусство. Всеобщая история искусств artyx.ru
Э8 Культура и искусство www.abc-people.com
Э9 Курс в Moodle "Эстетика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/
5. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», https://e.lanbook.com/
6. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Изучение данной дисциплины предполагает, помимо основной и дополнительной литературы и интернет-ресурсов, указанных в программе, также использование источников (текстов, видеоресурсов), представленных в системе Moodle, и разнообразных ресурсов по темам курса (интернет-галерей, музеев, специализированных сайтов и пр.) особенно при подготовке презентаций.
2. Презентации, сопровождающие доклады, должны наглядно иллюстрировать основные тезисы выступления, особенно если тема связана с изобразительным искусством, архитектурой, дизайном. Рекомендуется внимательно подходить к отбору визуального материала. В случае, если в докладе представлено развитие музыкальной культуры того или иного периода, рекомендуется найти фрагменты музыкальных произведений.
3. При выполнении самостоятельных работ необходимо максимально подробно осветить все вопросы, отмеченные в задании, но не ограничиваться ими. Обязательным является наличие собственных оценок и выводов.