Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Основной целью освоения курса является формирование у студентов системных знаний о базовых теоретических подходах и концепциях по изучению международно-политических институтов и опыта их функционирования в конкретных исторических и современных ситуациях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ПК-6 | способностью участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, международных организациях, средствах массовой информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие, типы и функции международного политического института; основные международные институты; модели международных систем, особенности их функционирования и трансформации; опыт системного моделирования международных отношений; роль международных организаций в урегулировании конфликтов; основы международного сотрудничества; дипломатию как средство международно-политической деятельности. право и мораль в международных отношениях; глобализацию как основную тенденцию развития мирового политического процесса, роль международных политических институтов в ней; международные организации как политические институты(ООН, ЕС, ОБСЕ, АСЕАН, АТЭС, СНГ). основные теоретические подходы и концепции в изучении международно-политических институтов, опыте функционирования в исторических и современных ситуациях; о региональных и мировых международных институтах в истории и современности; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять категориальный аппарат и методологию предмета; выделять этапы становления и развития международных политических институтов; выделять правовые проблемы современных международных отношений и мировой политики; качественно анализировать взаимодействия государств, межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций и других участников международной политики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками оценки роли и места международного политического института в регулировании международных отношений; навыками убеждения в необходимости использования в профессиональной и научно-исследовательской деятельности требований международных договоров, решений международных организаций по различным аспектам мировой политики; навыками применения норм международного права при решении ситуаций, возникающих в ходе международного общения различных субъектов международного права; навыками работы с текстами международных правовых документов; инструментарием анализа функционирования международных политических институтов; навыками научно-исследовательской работы в сфере взаимодействия международных правовых институтов; инструментарием прогнозирования в области действия международных политических институтов на мировой политической арене |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Моделирование социально-политических процессов | ||||||
1.1. | Понятие, типы и функции международного политического института. | Лекции | 4 | 6 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Понятие, типы и функции международного политического института. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Основные международные институты. | Лекции | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Основные международные институты. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Модели международных систем, особенности их функционирования и трансформации. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Опыт системного моделирования международных отношений. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Особенности взаимодействия международных политических институтов | ||||||
2.1. | Роль международных организаций в урегулировании конфликтов. | Практические | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Международное сотрудничество. | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Дипломатия как средство международно-политической деятельности. | Практические | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Дипломатия как средство международно-политической деятельности. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Правосубъектность наций, борющихся за самоопределение, международных неправительственных организаций, физических лиц. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Государство как международный политический институт | ||||||
3.1. | Международное признание. Правопреемство государств. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Создание и ликвидация международной организации | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Дипломатические представительства: понятие, виды, функции. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их персонала. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Дипломатические представительства: понятие, виды, функции. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их персонала. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Международные организации | ||||||
4.1. | Создание и ликвидация международной организации | Практические | 4 | 2 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л1.1 |
4.2. | ООН: функции, членство, система. | Практические | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Совет Европы. ВТО – функции и формы сотрудничества. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | МВФ, МБРР – функции и формы сотрудничества. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | ИНТЕРПОЛ – функции и формы деятельности. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-4, ПК-6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Цыганков П.А. | Международные отношения и мировая политика: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Батюк В.И. | Мировая политика: Учебник | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дробот Г.А. | Мировая политика: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Кефели И.Ф. | Теория мировой политики : Учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Приоритетные национальные проекты http://www.rost.ru/ | |||
Э2 | Futura - футурология, прогнозирование, сценарии будущего http://www.futura.ru/ Прогнозы и прогнозирование http://prognoz.org/ | |||
Э3 | Социальное проектирование. Эффективные инструменты реализации http://www.socialproject.ru/socialproj/theory.php | |||
Э4 | Виртуальный ресурсный центр http://www.trainet.org | |||
Э5 | Ресурсы интеллектуальной информации РИНТИ http://www.rinti.ru/grants/ | |||
Э6 | Информационная система "Наука и Инновации» http://www.rsci.ru/grants.html | |||
Э7 | Сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов http://www.fandraizing.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Международные политические институты» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем нормативного знания о роли и функциях международных политических институтов в современном политическом процессе. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену. Практические занятия по курсу «Международные политические институты» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению моделей международных систем, особенностям их функционирования и трансформации. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать роль международных организаций в урегулировании конфликтов, анализировать дипломатию как средство международно-политической деятельности, выделять соотношение права и морали в международных отношениях,выделять глобализацию как основную тенденцию развития мирового политического процесса, роль международных политических институтов в ней. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |