МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Санаторно-курортный комплекс Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильСовременные методы и технологии сервиса в социально-культурной сфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_С-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Санаторно-курортный комплекс Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.01 СЕРВИС (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №835)

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Санаторно-курортное дело » является ознакомление студентов с историей развития и современным состоянием санаторно-курортного дела в России и за рубежом, а также с принципами организации курортного дела

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-10 готовностью к диагностике и анализу запросов потребителей, синтезу оптимального варианта процесса сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Формы курортной деятельности в РФ, основные понятия санаторно-курортного дела и
лечебно-оздоровительного туризма, рекреационные основы курортного дела в РФ, виды активного оздоровления на курортах, особенности анимационного обслуживания в санаторно-курортных комплексах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать анимационную деятельность в санаторно-курортном комплексе, проектировать организацию досуговых мероприятий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения правовой документации, касающейся санаторно-курортного дела в РФ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Рекреационные основы курортного дела Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Изучение дополнительной и периодической литературы: журналы «Вокруг света», «Коммерсант», «GEO», «National Geographic» выбор необходимой информации, конспектирование. Сам. работа 2 12 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие о рекреации. Рекреационные и туристские ресурсы в санаторно-курортном деле. Рекреационная сеть. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха на курортах Практические 2 2 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Рекреационные ресурсы Алтайского края Сам. работа 2 14 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Исторические аспекты санаторно-курортного дела. Зарождение и развитие курортов. Развитие санаторно-курортного дела в России в разные периоды истории.Изучение дополнительной и периодической литературы: журналы «Вокруг света», «Коммерсант», «GEO», «National Geographic» выбор необходимой информации, конспектирование. Практические 2 4 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Зарождение санаторно-курортного дела в Алтайском крае. Сам. работа 2 14 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Современный рынок лечебного туризма. Лечебно-оздоровительный туризм в Европе., Америке, Азии, Океании и Африке. Использование мирового опыта в развитии российского санаторно-курортного дела. Практические 2 4 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Характеристика природных лечебных ресурсов, используемых в санаторно-курортном деле Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Бальнеология: определения и основные понятия. Лечебные минеральные воды России и Алтайского края. Основные методы бальнеологического лечения, грязелечение в курортной практике, климатология и ландшафтная рекреалогия, курортная диетотерапия В АлтАйском крае. Практические 2 4 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Природные лечебные ресурсы Алтайского края Сам. работа 2 14 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Санаторно-курортный комплекс Алтайского края Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Управление курортами на различных уровнях. Основные формы курортной деятельности в РФ. Организация работы санатория. Практические 2 4 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Различные подходы к управления курортами.Изучение дополнительной и периодической литературы: журналы «Вокруг света», «Коммерсант», «GEO», «National Geographic» выбор необходимой информации, конспектирование. Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Лечебный туризм и мировые курорты Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Перспективы развития санаторно-курортного комплекса в Алтайском крае.Изучение дополнительной и периодической литературы: журналы «Вокруг света», «Коммерсант», «GEO», «National Geographic» выбор необходимой информации, конспектирование. Сам. работа 2 22 ОПК-2, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие о санаторно-курортном деле и курортологии. Функции курортов.
2. Курортные факторы, их классификация. Курортология, ее направления.
3. Лечебный и оздоровительный туризм. туризм. Особенности оздоровительного туризма.
4. Курортная инфраструктура. Основные типы курортов.
5. Понятие о рекреации. Рекреационные и туристские ресурсы в санаторно-курортном деле. Рекреационная сеть. 6. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха на курортах.
7. Бальнеология: определения и основные понятия. Лечебные минеральные воды России и Алтайского края. Основные методы бальнеологического лечения.
8.Грязелечение в курортной практике.
9. Климатология и ландшафтная рекреалогия.
10.Курортная диетотерапия.
11.Активные виды отдыха и оздоровления. Основные режимы двигательной активности на курортах.
12. Спортивно-оздоровительная база и кадровые ресурсы в санаторно-курортной деятельности.
13.Принципы анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях.
14.Виды и способы организации анимации на санаторно-курортном предприятии.
15. Материальная база, необходимая для организации и проведения анимационной деятельности.
16. Виды досуговых программ.
17.Требования, предъявляемые к аниматорам.
18.Различные подходы к управления курортами. Управление курортами на различных уровнях.
19.Основные формы курортной деятельности в РФ.
20.Организация работы санатория.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
1. Организация обслуживания туристов в одном из санаториев Барнаула или Алтайского края
2. Организация обслуживания туристов в одном из профилакториев Барнаула или Алтайского края
3. Организация деятельности анимационной службы в санатории
4. Организация индивидуального подхода в обслуживании клиентов санатория (на конкретном примере)
5. Конкурентная политика санаторно-курортного предприятия на рынке предоставления санаторно-курортных услуг
6. Организация культурно-познавательной и развлекательной деятельности на курорте
7. Организация лечебно-оздоровительных туров (в России или за рубежом)
8.Лечебно-оздоровительные ресурсы Алтайского края и возможности организации приема туристов (на примере конкретной курортной зоны)
9. Приемы расширения сегментов потребителей на курорте (на конкретном примере)
10. Организация и технология обслуживания детских групп в санаториях
11. Особенности деятельности детских санаторно-курортных учреждений
12. Современное состояние курортной инфраструктуры курорта (на конкретном примере)
13. Организация деятельности бальнеологического курорта
14. Грязелечебные ресурсы Алтайского края и их применение в лечебных целях
15. Природные лечебные факторы как предпосылка организации курортного обслуживания (на примере различных курортов мира)
16. Технология обслуживания туристов на крупнейших курортах мира (Карловы Вары (Чехия), Баден-Баден (Германия), горнолыжные курорты Швейцарии, Медеви Брун (Норвегия), Виши (Франция), Санья (Китай), Голубая лагуна (Исландия) и др.
17. Технология предоставления дополнительных услуг на мировых курортах

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дыжина, Н. Н. География туризма: учебник М. : Дашков и К, 2010
Л1.2 Под редакцией: Назиров А. Э. Человек и его потребности: Учебник СПб: ИЦ "Интермедия", 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина, Елена Николаевна Туроперейтинг: продвижение туристского продукта:: учеб.пособие Финансы и статистика, 2008 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э7 7. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
Э8 8. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная
Э9 9. публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
Э10 10. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
Э11 11. Population Reference Bureau Информация о населении мира. http://prb.org/
Э12 12. Данные по численности населения городов, стран и территорий мира.
Э13 13. http://world-gazetteer.com/
Э14 14. Программа ООН по населенным пунктам (Хабитат) Информационные
Э15 15. обзоры и статистика по городскому населению мира. http://unchs.org/
Э16 16. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
Э17 17. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере
Э18 18. образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
Э19 19. Комитет по статистике Продовольственной и сельскохозяйственной
Э20 20. организации ООН (ФАО). Информация о сельском п лесном хозяйстве,
Э21 21. продовольственном обеспечении стран мира. http://faostat.fao.org/
Э22 22. Данные о запасах, добыче, экспорте энергоресурсов на сайте компании
Э23 23. British petroleum. 1птр://Ьр.сот/ (раздел Reports and publications/Statistical
Э24 24. Кешей of World Energy)
Э25 25. . Статистический отдел Конференции ООН по торговле H развитию
Э26 26. (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
Э27 27. Курс в Moodle "Санаторно-курортный комплекс Алтайского края" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.