МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эстетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ДКиТ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент, М.В. Давыденко

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Эстетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование базовых представлений об истории эстетической мысли, основных эстетических понятиях, о месте и функции эстетического в современной жизни и культуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью к творческому самовыражению при создании оригинальных и уникальных изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые категории и принципы философской эстетики, ее различные направления; этапы, факторы и закономерности их развития и основные характеристики; наиболее актуальные темы в русле развития эстетической мысли и искусства; современные тенденции в данной сфере; проблемы эстетики и развития искусства в общесоциальном и общекультурном контексте, источники достоверной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и сравнивать по ряду критериев основные эстетические парадигмы, их принципы и категории, этапы их развития; роль в формировании мировоззренческой позиции; различные формы их проявления в социокультурной жизни общества; выбирать наиболее актуальные темы и проблемы в русле развития эстетической мысли и искусства для создания журналистских материалов; отбирать наиболее достоверные источники информации, в том числе среди Интернет-ресурсов, сравнивать различные подходы к проблемам и формировать свою точку зрения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки применения философско-эстетических знаний к анализу культуры и искусства; методами философско-эстетической оценки сложных и противоречивых явлений современной действительности; навыками отбора наиболее значимых тем, адекватного и всестороннего раскрытия выбранных тем в исследовательских материалах; методами сбора информации, ее проверки и анализа; технологиями представления информации в различных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эстетика как философская дисциплина. Сущность и специфика эстетического отношения к миру
1.1. Предмет эстетики. Основные разделы эстетики. Эстетическое сознание; эстетический вкус, эстетическая потребность. Лекции 5 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Эстетический анализ Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть». Практические 5 12 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Эстетический идеал эпохи маньеризма Сам. работа 5 25 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные этапы развития эстетической мысли и искусства
2.1. Эстетика средневековья, ее религиозный характер. Основные периоды: раннее и позднее средневековье; основные направления: философско-богословское как теоретическая основа эстетики и искусствоведческое. Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма. Эстетика Нового времени. Барокко и классицизм. Эстетические принципы Лекции 5 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Эстетические представления народов древнего Востока: эстетика Египта, Китая, Индии. Связь эстетических представлений с религиозно-философской мыслью Лекции 5 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Философская эстетика и основные направления искусства 19 - 20 вв.
3.1. Основные направления искусства 19 века. Романтизм, реализм, натурализм.Эстетические идеи немецкой классической философии. «Дионисийское» и «аполлоновское» начала человеческой культуры Лекции 5 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Философско-эстетический анализ работы Н. А. Бердяева "Кризис искусства" Сам. работа 5 18 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории 20 в. Эстетические основания художественной практики модернизма. Кубизм, футуризм и абстракционизм. Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.4. Прочитать отрывок из романа М. Кантора «Учебник рисования» (на сайте). Написать рецензию о взглядах автора на авангардизм в искусстве. Сформулировать и обосновать свои оценки. Практические 5 16 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.5. Период имплицитной эстетики в мировой эстетической мыли Сам. работа 5 29 ПК-6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С, Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений М.: ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библтиотека online", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.Д. Иванов, В.В. Иванов Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства : М. : Прогресс-Традиция // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб «Этика-Эстетика-Дизайн hse.nnov.ru
Э2 Этика и эстетика newetika-estetika.ru
Э3 Эстетика как наука estetika.ucoz.com
Э4 ?stheticstv (Канал новостей культурной жизни) aestheticstv.ru
Э5 Мастерская Анатолия Осмоловского: теория, искусство, политика osmopolis.ru
Э6 Изобразительное искусство. История, стили, художники, картины www.arthistory.ru
Э7 Искусство. Всеобщая история искусств artyx.ru
Э8 Культура и искусство: http://www.abc-people.com/typework/art/ www.abc-people.com
Э9 Курс в Moodle "Эстетика 54.03.04 "Искусство костюма и текстиля" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/
5. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», https://e.lanbook.com/
6. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/index.php?page=main_ub_red

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Изучение данной дисциплины предполагает, помимо основной и дополнительной литературы и интернет-ресурсов, указанных в программе, также использование источников (текстов, видеоресурсов), представленных в системе Moodle, и разнообразных ресурсов по темам курса (интернет-галерей, музеев, специализированных сайтов и пр.) особенно при подготовке презентаций.
2. Презентации, сопровождающие доклады, должны наглядно иллюстрировать основные тезисы выступления, особенно если тема связана с изобразительным искусством, архитектурой, дизайном. Рекомендуется внимательно подходить к отбору визуального материала. В случае, если в докладе представлено развитие музыкальной культуры того или иного периода, рекомендуется найти фрагменты музыкальных произведений.
3. При выполнении самостоятельных работ необходимо максимально подробно осветить все вопросы, отмеченные в задании, но не ограничиваться ими. Обязательным является наличие собственных оценок и выводов.