Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Гражданский процесс. Трудовое право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_ГП-с,ТП-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
в том числе инт. | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 123 | 123 | 123 | 123 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н. Аничкин Евгений Сергеевич, профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы охраны труда» являются профессиональная подготовка обучающихся по актуальным вопросам правового регулирования охраны труда, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В |
ОК-1 | осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания |
ПК-5 | способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению |
ПК-6 | способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения |
ПК-10 | способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-1: - атникоррупционное законодательство; основы будущей профессии; ПК-5: - действующее трудовое законодательство и иные акты об охране труда; - труды отечественных и зарубежных ученых в области охраны труда, историю становления и тенденции развития трудового законодательства, соответствие отечественного законодательства международным нормам; - виды правонарушений в области охраны труда; - практику предупреждения правонарушений, применения норм трудового законодательства об организации и охране труда, расследовании и учете несчастных случаев на производстве. ПК-6: - законодательство о противодействии коррупции в области охраны труда. ПК-10: - основы управленческих инноваций в профессиональной деятельности при организации охраны труда. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-1: - уважительно относиться к праву и закону; осознавать социальную значимость своей будущей профессии; проявлять нетерпимость к коррупционному поведению; ПК-5: - анализировать действующее законодательство об охране труда, а также практику его применения; - работать с научными трудами в области охраны труда, анализировать их, делать выводы; - осуществлять предупреждение правонарушений по охране труда, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению. ПК-6: - выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения в области охраны. ПК-10: - воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности при организации охраны труда на производстве. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-1: - основами атникоррупционного законодательства; обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; ПК-5: - знанием действующего законодательства об охране труда, а также практикой его применения; - анализом научных трудов в области охраны труда, делает выводы; - предупреждением правонарушений по охране труда, расследует несчастныу случаи на производстве, выявляет и устраняет причины и условия, способствующие их совершению. ПК-6: - организацией охраны труда на производстве с целью пресечения коррупционного поведения. ПК-10: - анализом и способен реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности при организации охраны труда на производстве. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальный аспект понятия охраны труда | ||||||
1.1. | Охрана труда как общесоциальная категория. Политический аспект понятия охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Экономический аспект понятия охраны труда. Медицинский и технический аспекты понятия охраны труда. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Теоретические вопросы охраны труда в трудовом праве | ||||||
2.1. | Охрана труда как межотраслевая правовая категория. Охрана труда – принцип трудового права. Охрана труда – институт трудового права. Источники правового регулирования охраны труда в РФ. | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Охрана труда как межотраслевая правовая категория. Охрана труда – принцип трудового права. Охрана труда – институт трудового права. Источники правового регулирования охраны труда в РФ. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Право работника на охрану труда | ||||||
3.1. | Охрана труда как основное право человека. Содержание права на охрану труда. Гарантии реализации права на охрану труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Охрана труда как основное право человека. Содержание права на охрану труда. Гарантии реализации права на охрану труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Охрана труда отдельных категорий работников | ||||||
4.1. | Специальные правила охраны труда женщин. Охрана труда несовершеннолетних. Охрана труда лиц, с пониженной трудоспособностью. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Организация охраны труда | ||||||
5.1. | Лабораторный практикум | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Государственное управление охраной труда. Государственная экспертиза условий труда. Служба охраны труда в организации. Комитеты (комиссии) по охране труда. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Контроль и надзор за соблюдением охраны труда | ||||||
6.1. | Практическое занятие по решению задач | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Понятие государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Органы надзора и контроля. Формы осуществления контрольно-надзорной деятельности. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Самозащита работниками трудовых прав. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Правовое регулирование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | ||||||
7.1. | Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Расследование и учёт несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Несчастные случаи не связанные с производством. Оформление и учет несчастного случая и профессионального заболевания. | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Лабораторный практикум | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Расследование и учёт несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Несчастные случаи не связанные с производством. Оформление и учет несчастного случая и профессионального заболевания. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Возмещение вреда, причинённого работнику несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием | ||||||
8.1. | Освидетельствование, переосвидетельствование пострадавших. Обжалование решений учреждений МСЭ. Общие положения о страховом возмещении вреда. Виды обеспечения по страхованию. Возмещение вреда в части, превышающей обеспечение по страхованию. Возмещение морального вреда. | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда. | ||||||
9.1. | Трудо-правовая ответственность за нарушение правил охраны труда. Гражданско-правовая ответственность. Административная ответственность. Уголовная ответственность. | Сам. работа | 1 | 17 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Экзамен | Экзамен | 1 | 9 | ПК-5, ПК-6, ПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Охрана труда как общесоциальная категория. 2. Политический аспект понятия охраны труда. 3. Основные направления государственной политики в области охраны труда. 4. Экономический аспект понятия охраны труда. 5. Медицинский и технический аспекты понятия охраны труда. 6. Охрана труда как межотраслевая правовая категория. 7. Охрана труда – принцип трудового права. 8. Охрана труда – институт трудового права. 9. Источники правового регулирования охраны труда в РФ. 10. Охрана труда как основное право человека. 11. Содержание права на охрану труда. 12. Гарантии реализации права работников на охрану труда. 13. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. 14. Специальные правила охраны труда женщин. 15. Охрана труда несовершеннолетних. 16. Охрана труда лиц, с пониженной трудоспособностью. 17. Государственное управление охраной труда. 18. Государственная экспертиза условий труда. 19. Служба охраны труда в организации. 20. Комитеты (комиссии) по охране труда. 21. Понятие государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. 22. Органы надзора и контроля. Формы осуществления контрольно-надзорной деятельности. 23. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. 24. Самозащита работниками трудовых прав. 25. Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. 26. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. 27. Расследование и учёт несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. 28. Несчастные случаи не связанные с производством. 29. Оформление и учет несчастного случая и профессионального заболевания. 30. Освидетельствование, переосвидетельствование пострадавших. Обжалование решений учреждений МСЭ. 31. Общие положения о страховом возмещении вреда. 32. Виды обеспечения по страхованию. 33. Возмещение вреда в части, превышающей обеспечение по страхованию. 34. Возмещение морального вреда. 35. Трудо-правовая ответственность за нарушение правил охраны труда. 36. Гражданско-правовая ответственность за нарушение правил охраны труда. 37. Административная ответственность за нарушение правил охраны труда. 38. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Орловский Ю.П. - отв. ред. | ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Орловский Ю.П. - отв. ред. | ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | |||
Э2 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows, Microsoft office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека (http://elibrary.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих трудовые отношения. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний. Обучающиеся должны уяснить, что изучение дисциплины "Актуальные проблемы охраны труда" имеет особое значение ввиду того, что охрана труда – одна из острых социальных проблем общества и государства. Неблагоприятные условия труда становятся причиной высокой смертности и профессиональной заболеваемости работников, которые в обществе занимают значительную часть. Нормы, сосредоточенные в этом институте направлены на защиту жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. В то же время законодательство в области охраны труда характеризуется сложностью, многоуровневостью, что требует дополнительной подготовки. Кроме того, обучающимся необходимо научиться ориентироваться в действующем трудовом законодательстве, иных актах, содержащих нормы трудового права, понимать перспективы его дальнейшего развития. Изучение правового регулирования охраны труда необходимо начинать с определения понятия, данного в ст. 209 ТК РФ, в соответствии с которой охрана труда понимается как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В ней отражён многоаспектный характер рассматриваемой категории. Далее, необходимо изучить другие определения понятий, содержащихся в ст. 209 ТК РФ: «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда» и другие. Рассмотрение теоретических проблем в понятии охраны труда предполагает знание студентами основных проблем теории права. Важнейшим в этой теме является вопрос об охране труда как принципе трудового права. Необходимо последовательно рассмотреть охрану труда как принцип трудового права исходя их широкого и узкого подхода. Кроме того, у института охраны труда есть свои внутренние принципы. При изучении права на охрану труда необходимо исследовать положения ст. 37 Конституции РФ, а также международных актов, закрепляющих соответствующее право, затем положения ст. 21 и ст. 219 ТК РФ, в которых раскрывается содержание права работников на охрану труда. В соответствии с закреплёнными правами на работодателя возлагаются соответствующие обязанности (ст. 212 ТК РФ). Обязанности представлены достаточно обширно и определяют дальнейшую последовательность изучения вопросов правового регулирования охраны труда. Принципиальное значение при изучении правового регулирования охраны труда имеют положения о контроле и надзоре за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда. Обучающимся необходимо изучить предложенные нормативно-правовые акты в области контроля и надзора, включая профсоюзный контроль. При изучении темы «Правовое регулирование расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обучающимся необходимо обратить внимание на соотношение понятий «несчастный случай» и «страховой случай». Изучить соответствующие положения ТК РФ в сравнительном аспекте с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Изучение вопросов возмещения вреда, причинённого работнику в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания предполагают знание обучающимися основных положений об ответственности в трудовом праве, в гражданском праве, положений гражданского законодательства о страховании, а также Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Ответственность за нарушение требований охраны труда закреплена в актах разной отраслевой принадлежности и, таким образом, при исследовании вопросов об ответственности в области охраны труда необходимо изучить соответствующие положения ТК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ. Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом. Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими нормы трудового права, научиться применять нормы трудового права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы. Подготовка и участие в лабораторном практикуме, практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений. Таким образом, организационные формы обучения включают в себя: • контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; • самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера. Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается экзаменом. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту на экзамене отводится 30 минут. Преподаватель оценивает ответ на каждый из предложенных вопросов по четырехбалльной шкале (при проведении экзамена), определяя впоследствии итоговую оценку. |