Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Художественное проектирование костюма |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | v54_03_03-ХПКпр-235-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 19,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 8 | 6 | 12 | 6 | |
Практические | 18 | 28 | 28 | 46 | 28 | |
Сам. работа | 50 | 36 | 56 | 86 | 56 | |
Итого | 72 | 72 | 90 | 144 | 90 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Формирование базовых представлений об истории эстетической мысли, основных эстетических понятиях, о месте и функции эстетического в современной жизни и культуре. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-6 | Способность к творческому самовыражению при создании оригинальных и уникальных изделий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые категории и принципы философской эстетики, ее различные направления; этапы, факторы и закономерности их развития и основные характеристики; наиболее актуальные темы в русле развития эстетической мысли и искусства; современные тенденции в данной сфере; проблемы эстетики и развития искусства в общесоциальном и общекультурном контексте, источники достоверной информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и сравнивать по ряду критериев основные эстетические парадигмы, их принципы и категории, этапы их развития; роль в формировании мировоззренческой позиции; различные формы их проявления в социокультурной жизни общества; выбирать наиболее актуальные темы и проблемы в русле развития эстетической мысли и искусства для создания журналистских материалов; отбирать наиболее достоверные источники информации, в том числе среди Интернет-ресурсов, сравнивать различные подходы к проблемам и формировать свою точку зрения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки применения философско-эстетических знаний к анализу культуры и искусства; методами философско-эстетической оценки сложных и противоречивых явлений современной действительности; навыками отбора наиболее значимых тем, адекватного и всестороннего раскрытия выбранных тем в исследовательских материалах; методами сбора информации, ее проверки и анализа; технологиями представления информации в различных формах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Эстетика как философская дисциплина. Сущность и специфика эстетического отношения к миру | ||||||
1.1. | Предмет эстетики. Основные разделы эстетики. Эстетическое сознание; эстетический вкус, эстетическая потребность. | Лекции | 4 | 1 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Эстетический анализ Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть». | Практические | 4 | 12 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Эстетический идеал эпохи маньеризма | Сам. работа | 4 | 25 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основные этапы развития эстетической мысли и искусства | ||||||
2.1. | Эстетика средневековья, ее религиозный характер. Основные периоды: раннее и позднее средневековье; основные направления: философско-богословское как теоретическая основа эстетики и искусствоведческое. | Лекции | 4 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма. Эстетика Нового времени. Барокко и классицизм. Эстетические принципы | Лекции | 4 | 1 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Эстетические представления народов древнего Востока: эстетика Египта, Китая, Индии. Связь эстетических представлений с религиозно-философской мыслью | Лекции | 4 | 1 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Философская эстетика и основные направления искусства 19 - 20 вв. | ||||||
3.1. | Основные направления искусства 19 века. Романтизм, реализм, натурализм.Эстетические идеи немецкой классической философии. «Дионисийское» и «аполлоновское» начала человеческой культуры | Лекции | 4 | 1 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Философско-эстетический анализ работы Н. А. Бердяева "Кризис искусства" | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Прочитать отрывок из романа М. Кантора «Учебник рисования» (на сайте). Написать рецензию о взглядах автора на авангардизм в искусстве. Сформулировать и обосновать свои оценки. | Практические | 4 | 16 | ПК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Период имплицитной эстетики в мировой эстетической мыли | Сам. работа | 4 | 29 | ПК-6 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гуревич П.С, | Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений | М.: ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библтиотека online", 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.Д. Иванов, В.В. Иванов | Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства : | М. : Прогресс-Традиция // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Клуб «Этика-Эстетика-Дизайн | hse.nnov.ru | ||
Э2 | Этика и эстетика | newetika-estetika.ru | ||
Э3 | Эстетика как наука | estetika.ucoz.com | ||
Э4 | ?stheticstv (Канал новостей культурной жизни) | aestheticstv.ru | ||
Э5 | Мастерская Анатолия Осмоловского: теория, искусство, политика | osmopolis.ru | ||
Э6 | Изобразительное искусство. История, стили, художники, картины | www.arthistory.ru | ||
Э7 | Искусство. Всеобщая история искусств | artyx.ru | ||
Э8 | Культура и искусство: http://www.abc-people.com/typework/art/ | www.abc-people.com | ||
Э9 | Курс в Moodle "Эстетика" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/ 5. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», https://e.lanbook.com/ 6. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/index.php?page=main_ub_red |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1.Изучение данной дисциплины предполагает, помимо основной и дополнительной литературы и интернет-ресурсов, указанных в программе, также использование источников (текстов, видеоресурсов), представленных в системе Moodle, и разнообразных ресурсов по темам курса (интернет-галерей, музеев, специализированных сайтов и пр.) особенно при подготовке презентаций. 2. Презентации, сопровождающие доклады, должны наглядно иллюстрировать основные тезисы выступления, особенно если тема связана с изобразительным искусством, архитектурой, дизайном. Рекомендуется внимательно подходить к отбору визуального материала. В случае, если в докладе представлено развитие музыкальной культуры того или иного периода, рекомендуется найти фрагменты музыкальных произведений. 3. При выполнении самостоятельных работ необходимо максимально подробно осветить все вопросы, отмеченные в задании, но не ограничиваться ими. Обязательным является наличие собственных оценок и выводов. |