Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова
1.1. | Целью курса является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, о механизме реализации властных решений, о политических системах и режимах, о политической культуре, многообразии интересов социальных, этнических, конфессиональных групп, о демократии и ее основных принципах, в частности, плюрализме и толерантности, об актуальных проблемах и процессах политической жизни и методах их анализа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
ОПК-2 | Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | устройство политической сферы и ее роль в обществе, особенности групповой социализации, содержание демократии и ее принципа толерантности, особенности его реализацию в коллективной деятельности, специфику политического сознания и идеологических предпочтений у социальных, этнических, конфессиональных групп; важнейшие политические процессы, протекающие в современном мире и России, актуальную проблематику в рамках этих процессов, методы сбора, анализа и проверки достоверности информации по актуальным политическим проблемам. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные знания из курса политологии для эффективной работы в коллективе и вычленения актуальных проблем в политической жизни страны и мира; выявлять специфические интересы и идеологические предпочтения социальных, этнических и конфессиональных групп; определять общие цели и интересы у представителей различных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; осуществлять сбор информации и выбирать актуальные темы для публикаций в рамках политической проблематики, анализировать публикации, посвященные актуальным проблемам. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | деятельности и в коллективе; выделения мировоззренческих особенностей у социальных, конфессиональных, этнических и культурных групп; толерантного отношения к коллегам по групповой деятельности, способностью формировать толерантные отношений в коллективе; выделения актуальных политических проблем на всех уровнях политической сферы, использования методов сбора, анализа информации в рамках политической проблематики, методов определения достоверности актуальной информации о политических событиях и процессах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в политологияю | ||||||
1.1. | Основные этапы становления политической науки | Лекции | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
1.2. | Основные этапы становления политической науки | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
1.3. | Предмет, методы и функции политической науки | Лекции | 5 | 2 | Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
1.4. | Российская политическая традиция | Практические | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
1.5. | Основные политологические школы современности | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
1.6. | Политическая наука в России:эволюция и специфика | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
Раздел 2. Политика и ее социальные основы | ||||||
2.1. | Социальные группы как субъекты и объекты политики | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
2.2. | Политика как общественное явление | Лекции | 5 | 2 | Л2.5, Л1.2, Л2.6, Л2.3, Л1.1 | |
2.3. | Политические элиты | Практические | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
2.4. | Политика как общественное явление | Сам. работа | 5 | 3 | Л2.4, Л2.6, Л2.3, Л1.1, Л1.4 | |
2.5. | Политика как сфера жизнедеятельности общества | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л1.1 | |
2.6. | Политические элиты и лидерство | Практические | 5 | 2 | Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
Раздел 3. Формирование и функционирование политической власти | ||||||
3.1. | Политическая власть | Лекции | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
3.2. | Политическая система общества | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.2, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
3.3. | Политические режимы. Демократия | Лекции | 5 | 2 | Л2.5, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.1 | |
3.4. | Политические режимы: авторитаризм и тоталитаризм | Практические | 5 | 2 | Л2.4, Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 | |
3.5. | Избирательные системы | Практические | 5 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 4. Политические институты | ||||||
4.1. | Государство | Практические | 5 | 2 | Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
4.2. | Государство как политический институт | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
4.3. | Политические партии и партийные системы | Практические | 5 | 2 | Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
4.4. | Общественно-политические движения и организации | Практические | 5 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 5. Личность и неинституциональные основания политики | ||||||
5.1. | Личность в политических отношениях и процессах | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
5.2. | Политическое сознание и политическая идеология | Лекции | 5 | 2 | Л2.4, Л1.3, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
5.3. | Политическое сознание | Сам. работа | 5 | 3 | Л2.4, Л1.2, Л2.6, Л2.3, Л1.1, Л1.4 | |
5.4. | Политическая культура | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
5.5. | Политические идеологии | Сам. работа | 5 | 4 | Л2.4, Л1.3, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
5.6. | Политическая культура | Лекции | 5 | 2 | Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
5.7. | Политическая социализация | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
Раздел 6. Политические процессы | ||||||
6.1. | Понятие политического процесса | Сам. работа | 5 | 1 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
6.2. | Политическая модернизация и демократизация | Лекции | 5 | 2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
6.3. | Политическая модернизация и демократизация | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.5, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.6 | |
6.4. | Международные политические процессы | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
6.5. | Роль России в международных политических процессах. | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л2.6, Л1.1 | |
6.6. | Политический менеджмент и технологии | Лекции | 5 | 2 | Л2.4, Л2.7, Л2.6, Л1.1, Л1.4 | |
6.7. | Политический менеджмент и технологии | Сам. работа | 5 | 2 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1 | |
6.8. | Процесс принятия политических решений | Практические | 5 | 2 | Л2.2, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету, вариант тестовых заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Отв. ред. В.Д. Перевалов | Политология : учебник | М.: Норма; Инфра-М, 2013 | |
Л1.2 | Мухаев Р. Т. | Политология: учебник | Москва: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.3 | В. П. Пугачев | Политология: [учебник] | М.: АСТ, [2010] | |
Л1.4 | Гаджиев К.С. | Политология: базовый курс: учебник для бакалавров | М, Юрайт, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лавриненко В.Н. | Политология: учеб. для бакалавров | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.2 | под ред. М. А. Василика | Политология: учеб. для вузов | М.: Гардарики, 2000 | |
Л2.3 | Соловьев А. И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии.: учебник для вузов | Аспект Пресс, 2010 | |
Л2.4 | И. А. Василенко | Политология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.5 | К. С. Гаджиев | Политология: учебник | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E |
Л2.6 | Соловьев А.И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии.: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. | М. : Аспект Пресс, 2010 | |
Л2.7 | Ачкасов В.А. | Сравнительная политология: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций | elibrary.ru | ||
Э2 | электронный каталог библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э3 | электронный каталог Российской государственной библиотеки | www.rsl.ru | ||
Э4 | портал журнала «Полис» | www.politstudies.ru | ||
Э5 | портал Российской ассоциации политической науки | www.rapn.ru | ||
Э6 | ЭБС Юрайт | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по политологии. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины: понятие и эволюция предмета политической науки, природа и функции политики, содержание и виды идеологий, политическая модернизация и политический менеджмент. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу. Как правило, это темы, которые хорошо освещены в учебных пособиях и не представляют больших трудностей в их самостоятельном освоении, например, "Политическая социализация", "Международные политические процессы" и др. Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению 42.03.02 Журналистика: Универсальная журналистика. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины "Политология"; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работа над основной и дополнительной литературой; - работу над статьями ведущих политических теоретиков и аналитиков; - изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки); - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; - консультация преподавателя дисциплины. Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности, а также осмысления места своей будущей деятельности в контексте политических процессов в Российском обществе, задач развития, стоящих перед страной. Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий политической науки, проблемных тем, таких как "Политическая власть", "Политическая модернизация и демократизация". Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем. Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы. |