Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | формирование целостного представления у студентов о работе журналиста в условиях экстремальных ситуаций, понимания возникающих рисков и овладение способами их минимизации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
ОПК-7 | Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику и классификацию экстремальных ситуаций для организации наиболее эффективной профессиональной деятельности, в том числе в составе журналистских групп (команд); правила безопасности при работе в экстремальных ситуациях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | подготовить журналистский материал, а также осознавать и учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности в условиях экстремальных ситуаций, оперативно выполнять другие журналистские задания, в том числе в составе журналистских групп (команд). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования профессиональных журналистских методов, в соответствии с общепринятыми стандартами и правилами профессии журналиста, владеть навыками эксплуатации профессиональной техники в условиях экстремальных ситуаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специфика работы журналиста в условиях экстремальных ситуаций | ||||||
1.1. | Классификация экстремальных ситуаций | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Подготовка журналиста к выезду в зону экстремальной ситуации. Журналист в зоне экстремальной ситуации | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Особенности освещения экстремальных ситуаций СМИ | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Специфика работы журналиста с источниками информации в условиях ЭС | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Правовые и этические нормы работы журналиста в условиях ЭС | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Способы минимизации рисков при работе журналиста в условиях ЭС | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Особенности работы журналиста в зонах вооруженных конфликтов | ||||||
2.1. | Подготовка журналиста к командировке в зону вооруженного конфликта | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Журналист в зоне вооруженного конфликта. Специфика методов работы | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Международное гуманитарное право и защита журналиста, работающего в зоне вооруженного конфликта | Лекции | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Нормы и правила поведения журналиста в зоне вооруженного конфликта | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | СМИ и журналисты в условиях осуществления террористических актов | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Особенности освещения вооруженных конфликтов СМИ | Практические | 8 | 2 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Разработка сценаря минимизации рисков, которым может подвергнуться журналист в условиях ЭС при ее освещении | Сам. работа | 8 | 15 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Составление списка рекомендаций и правил поведения журналистов, собирающихся в «опасную командировку» или/и работающих в зоне ведения военных действий | Сам. работа | 8 | 9 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Эссе на тему «Современная экстремальная журналистика: основные направления, проблемы и перспективы развития» | Сам. работа | 8 | 24 | ОПК-7, УК-3 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Амиров, В.М. | Пресса в современных вооруженных конфликтах: теория и дискурсивная практика : | Издательство Уральского университета, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Хабибуллин, И.Д. | Специфика работы тележурналиста в экстремальной ситуации : | Лаборатория книги, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142655 |
Л1.3 | Петренко, О.А. | СМИ и журналисты в условиях терактов : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443653 | Директ-Медиа, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443653 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Н. Белоусов, Ю. Н. Пургин ; ред.: В. Д. Мансурова, Е. И. Гаврилова | Журналистика чрезвычайных ситуаций : | Барнаул, 2004 | |
Л2.2 | Заварзина Ольга Валерьевна | Психология экстремальных ситуаций: Учебник | КУРС, 2018 | znanium.com |
Л2.3 | Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | СКФУ, 2016 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронное научное издание «Медиаскоп» | (http://www.mediascope.ru) | ||
Э2 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э3 | Журнал «Журналистика и медиарынок» | www.jourmedia.ru | ||
Э4 | Научная библиотека МГУ | www.nbmgu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оpen office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |