МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальный туризм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социальный туризм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.04.01 СЕРВИС (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 17.08.2015г. №835)

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 21.06.2019 протокол № 10.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины овладение теорией и практикой исследования и методами анализа социального туризма, современного рынка туристских услуг, его структурой и особенностями; направлениями, перспективами и проблемами развития туристского рынка для социальных групп населения российского уровня; применяемыми в процессе туристской деятельности при планировании и организации в целях дальнейшего совершенствования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью разрабатывать новые туристские проекты, соответствующие требованиям туристской индустрии, выявлять приоритетные направления в проектировании, составлять необходимую нормативно-техническую документацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные термины, понятия, а также базовые вопросы дисциплины
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные занния на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученных знаний на практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Социальный туризм как часть внутреннего туризма. Роль и значение социального туризма для человека, общества, экономики, государства.
1.1. Социальный туризм как часть внутреннего туризма. Роль и значение социального туризма для человека, общества, экономики, государства. Практические 2 2
1.2. Социальный туризм как часть внутреннего туризма. Роль и значение социального туризма для человека, общества, экономики, государства. Лекции 2 1
1.3. Социальный туризм как часть внутреннего туризма. Роль и значение социального туризма для человека, общества, экономики, государства. Сам. работа 2 10
Раздел 2. Теоретические основы формирования методологии исследования социального туризма
2.1. Теоретические основы формирования методологии исследования социального туризма Лекции 2 2
2.2. Теоретические основы формирования методологии исследования социального туризма Практические 2 4
2.3. Теоретические основы формирования методологии исследования социального туризма Сам. работа 2 12
Раздел 3. Государственное управление социального туризма. Опыт организации социального отдыха: российский и зарубежный.
3.1. Государственное управление социального туризма. Опыт организации социального отдыха: российский и зарубежный. Лекции 2 2
3.2. Государственное управление социального туризма. Опыт организации социального отдыха: российский и зарубежный. Практические 2 4
3.3. Государственное управление социального туризма. Опыт организации социального отдыха: российский и зарубежный. Сам. работа 2 12
Раздел 4. Социальный туризм в России: состояние и перспективы Социальный туризм как объект управления: многоуровневая система.
4.1. Социальный туризм в России: состояние и перспективы Социальный туризм как объект управления: многоуровневая система. Лекции 2 2
4.2. Социальный туризм в России: состояние и перспективы Социальный туризм как объект управления: многоуровневая система. Практические 2 4
4.3. Социальный туризм в России: состояние и перспективы Социальный туризм как объект управления: многоуровневая система. Сам. работа 2 18
Раздел 5. Практическое исследование социального туризма в регионе (на примере Алтайского края).
5.1. Практическое исследование социального туризма в регионе (на примере Алтайского края). Лекции 2 2
5.2. Практическое исследование социального туризма в регионе (на примере Алтайского края). Практические 2 2
5.3. Практическое исследование социального туризма в регионе (на примере Алтайского края). Сам. работа 2 18
5.4. Разработка механизма управления социальным туризмом (взаимодействие рыночного механизма и государства, самоорганизация). Лекции 2 1
5.5. Разработка механизма управления социальным туризмом (взаимодействие рыночного механизма и государства, самоорганизация). Практические 2 2
5.6. Разработка механизма управления социальным туризмом (взаимодействие рыночного механизма и государства, самоорганизация). Сам. работа 2 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Модуль I Роль Социального туризма в жизнедеятельности человека Теоретические основы социального туризма
1. Социальный туризм как часть внутреннего туризма
2. Роль и значение социального туризма: для человека, общества, экономики, государства (положит отрицат)
3. Социальный туризм: сущность, виды, признаки
4. Подходы к исследованию социального туризма отечественных авторов (анализ научных публикаций).
5. Социальный туризм как часть социально-экономической системы «туризм» и его специфика (факторы)
6. Субъекты социального туризма и их характеристика
7. Объекты социального туризма, типы
8. Функции системы «туризм»: социально-культурные, социально-экономические.
9. Критерии и показатели эффективности системы «туризм»
Модуль 2. Государственное управление социального туризма. Опыт организации социального отдыха: российский и зарубежный
1. Законодательно-правовое регулирование социального отдыха в России
2. Источники финансирования социального туризма: государственные, общественные, коммерческие
3. Государственное регулирование социального туризма: прямое и косвенное (спрос, предложение)
4. Российский опыт организации социального туризма: история и современность
5. Зарубежный опыт организации социального туризма (Китай, Индия, Швейцария, Франция)
Модуль 3 Социальный туризм в России: состояние и перспективы
1. Социальный туризм как объект управления: многоуровневая система
2. Программа исследования развития социального туризма
3. Методы информационной поддержки (исследования социального туризма)
4. Анализ развития социального туризма в современной Россия: статистические данные, проблемы.
Модуль I Практическое исследование социального туризма в регионе (на примере Алтайского края)
1 Мониторинг туристской деятельности в Алтайском крае
2 Анализ социального туризма (по результатам анкетирования и опроса экспертов): возможности и ограничения
3 Разработка механизма управления социальным туризмом (взаимодействие рыночного механизма и государства, самоорганизация)

Вопросы к экзамену:
1. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития
2. Состояние, проблемы и перспективы развития социального туризма в России
3. Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма Республики Башкортостан
4. Актуальные аспекты развития социального туризма (практический опыт)
5. Управление системой «Сервис и туризм» на региональном уровне
6. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации
7. Методы научных исследований: Общенаучные методы, Теоретические методы, Эмпирические методы.
8. Сбор научной информации. Основные источники научной информации. Периодические издания в сфере туризма.
9. Этапы научного исследования. Опрос как метод исследования. Виды опросов. Этапы проведения опроса.
10. Методы опроса: анкетирование, интервью.
11. Статистическое наблюдение в туризме. Формы сбора информации
12. Экспертные оценки как источник маркетинговой информации.
13. Метод фокус-группы в маркетинговых исследованиях.
14. Исследование среды маркетинга туристского предприятия: понятие, анализ внутренней, внешней среды.
15. Особенности исследования туристского рынка. 2. Оценка конъюнктуры рынка.
16. Определение емкости рынка. Сегментация туристского рынка.
17. Структура туристского продукта. Позиционирование продукта. Жизненный цикл туристского продукта.
18. Конкурентная среда туристского предприятия. Элементы анализа конкурентов. Построение конкурентной карты рынка. SWOT анализ.
19. Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг. Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристских услуг.
20. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России
21. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ
22. Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях
23. Социальный туризм как форма поддержки населения в Хабаровском крае на примере города Хабаровска
24. Правовые основы социального туризма в Российской Федерации // Проблемы современной экономики.
25. Особенности услуг социального туризма в Узбекистане и пути их развития
26. Социальная политика государства и ее реализация в области туризма в период 1992–2013 гг.
27. Социальный туризм в системе социальной защиты населения
28. Социальный туризм в России и в Европе
29. О социальном туризме актуальные проблемы управления и экономики
30. Теоретико-методологические основы исследования социально-экономических систем в процессе трансформации
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития
2. Состояние, проблемы и перспективы развития социального туризма в России
3. Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма Республики Башкортостан
4. Актуальные аспекты развития социального туризма (практический опыт)
5. Управление системой «Сервис и туризм» на региональном уровне
6. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации
7. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России
8. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ
9. Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях
10. Социальный туризм как форма поддержки населения в Хабаровском крае на примере города Хабаровска
11. Правовые основы социального туризма в Российской Федерации // Проблемы современной экономики.
12. Особенности услуг социального туризма в Узбекистане и пути их развития
13. Социальная политика государства и ее реализация в области туризма в период 1992–2013 гг.
14. Социальный туризм в системе социальной защиты населения
15. Социальный туризм в России и в Европе
16. О социальном туризме актуальные проблемы управления и экономики
17. Теоретико-методологические основы исследования социально-экономических систем в процессе трансформации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Что подразумевают под термином «выборочная совокупность»?
1. Выборочная совокупность – это увеличенная копия генеральной совокупности.
2. Выборочная совокупность – это представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая ее основные характеристики.
3. Выборочная совокупность – это сбор социологической информации.
4. Выборочная совокупность – это определенная совокупность единиц наблюдения, количество и качество которой не воспроизводит социальную структуру генеральной совокупности.
2. Какие положения относят к основным условиям заключения договора на социологическое исследование?
1. Наличие у заказчика специализированной службы персонала.
2. Наличие у заказчика необходимых финансовых средств.
3. Наличие у заказчика компьютерных баз данных.
4. Наличие у заказчика потребности в разрешении проблемы.
3. С помощью каких методов осуществляется сбор социологической информации?
1. Методов предварительной обработки эмпирических данных.
2. Количественно-качественных и качественно-количественных
методов.
3. Методов анализа и синтеза данных.
4. Статистических и математических методов анализа эмпирических данных.
4. Какой из перечисленных методов можно отнести к количественно-качественным методам сбора социологической информации?
1. Биографический метод.
2. Метод социологического опроса.
3. Метод фокус-групп.
4. Социометрия.
5. В чем заключается специфика метода эксперимента?
1. В проведении массового социологического опроса.
2. В проверке гипотез на базе сравнения результатов деятельности контрольной и экспериментальной групп.
3. В отборе членов экспертной групп.
4. В проведении замеров.
6. Как называется вид интервью, предполагающий строгую регламентацию общения интервьюера и респондента, детально разработанный вопросник и инструкцию для интервьюера?
1. Формализованное интервью.
2. Фокусированное интервью.
3. Ограниченное интервью.
4. Организованное интервью.
7. Что подразумевается под термином «социологическая анкета»?
1. Социологическая анкета – это любой перечень вопросов, адресованных респонденту.
2. Социологическая анкета – это документ, содержащий упорядо-ченную последовательность вопросов.
3. Социологическая анкета – это система вопросов и ответов.
4. Социологическая анкета – это определенный набор вопросов,
задаваемых исследователем респонденту.
8. С помощью какого из перечисленных методов может быть исследовано содержание газетных статей, фильмов, публичных выступлений политиков?
1. Наблюдение.
2. Контент-анализ.
3. Интервью.
4. Эксперимент.
8. Обследование, которое предполагает изучение каждого элемента, входящего в объект исследования:
1. Сплошное.
2. Выборочное.
3. Монографическое.
4. Обобщенное.
10. Изучение одних и тех же индивидов, по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, это –
1. панельное исследование
2. трендовое исследование
3. лонгитюдное исследование
4. социологический мониторинг
11. Научное предположение о структуре объектов, характере и сущности связей между ними, факторах, обусловливающих эти связи, это –
1. вопрос
2. гипотеза
3. цель исследования
4. проблема
12. Гипотезы, которые содержат предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития объекта исследования называются
1. описательными
2. объяснительными
3. функциональными
4. прогнозными
13. Что является главным методологическим инструментом исследования?
1. вопрос
2. гипотеза
3. цель исследования
4. проблема

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основная
1. Методы научных исследований в туризме. Учебное пособие для вузов Барчуков И.С. Серия Высшее профессиональное образование/Academia, твердый переплет, 2008 [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»
2. Борисова, А.В. Методы научных исследований в туризме: текст лекций / А. В. Борисова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — 68 с.
3. Донскова, Л. И. Статистика: теория и практика : учебное пособие / Донскова Л.И. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. – 213 с.
4. Блинов А.О. Управление изменениями: учебник для бакалавров / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. – Москва: «Дашков и К», 2014. – 304 с. - Доступ из ЭБС «Лань»

Дополнительная
1. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2001. — 496 с.
2. Исследование систем управления: учебное пособие Авторы: Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»
3. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль I: учебник Автор: Родионова Н.В. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»
4. Донскова Л.И. Рекреационный комплекс в условиях рынка: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 176 с.
5. Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. Изд-во Омск. 2014. – Доступ из ЭБС «Университетская библиотека online:
6. Рой, О.М. Исследования социально-экономических процессов / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2004.
7. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007.
8. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2011.
9. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – Москва: Изд-во КОМ, 2006.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
2. Фонд «Общественное мнение». — http://www.fom.ru/
3. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). — http://www.wciom.ru/
4. Московский общественный научный фонд. — http://www.mpsf.org/index.htm.ru/
5. Центр независимых социологических исследований. — http://www.indepsocres.spb.ru/
6. Центр социологических исследований Министерства Высшего и профессионального образования. — http://www.informika.ru/windows/goscom/cinorgan/socio/first_pg.htm
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru/ –
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
Электронные ресурсы
1. Анализ состояния соц туризма Социальный туризм в России: проблемы и возможности развития, Макатрова Надежда Сергеевна) Тезисы выступления директора Консалтинговой компании "Конкретика" Надежды Макатровой на научно-практической конференции "Туризм как средство активного долголетия" 26 мая 2010 г. в Москве. Конференция проводилась по инициативе Департамента социальной защиты населения города Москвы и ГУП "Московская социальная гарантия". http://www.concretica.ru/publications/single/article/8/246/,
2. Савельев К.С. Социальный туризм – путь развития России Депутат Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель подкомитета Госдумы по туризму http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1999N11/p9-10.htm
3. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=701371
4. http://konesh.ru/specifika-v-rabote-po-organizacii-i-provedeniyu-socialenih.html

а. Периодические издания
Научные публикации
1. Андреева, Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития / Е.Б. Андреева // Вестник Саратовского государственного технического университета, 2006. - №2 (13). - Вып 2. - С.120-125.
2. Алексеева Е.В., Тарасов А.Е. Состояние, проблемы и перспективы развития социального туризма в России // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. №11. С. 149-151
3. Блаженкова Н.М., Гайсина А.Р. Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма Республики Башкортостан // E-lebrary
4. Донскова Л. И., Фельк К. Актуальные аспекты развития социального туризма (практический опыт) // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2014): XVΙ Международная научно-практическая конференция : сборник статей / Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2014. – С. 164 – 168
5. Донскова, Л.И. Управление системой «Сервис и туризм» на региональном уровне / Л.И. Донскова, А.С. Книга // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (СТК-2002): материалы 3-й Междунар. конф. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. – С. 14–23 (авт. 0,3 п.л.).
6. Кабиров И.С., Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // «Актуальные проблемы экономики и права». 2013. №1. Экономика С. 79-83
7. Котелкин, В.И. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России / В.И. Котелкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5.- 2005. - Вып. 2. - С.44-47.
8. Коваленко В.В. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2. С. 68-75
9. Луковцева А.К. Основные методологические подходы к изучению туризма в российских и зарубежных исследованиях // Экономика и управление. 2010. № 12 (62). С. 137-142.
Мальцева А.А., Теличева Е.Г., Социальный туризм как форма поддержки населения в Хабаровском крае на примере города Хабаровска // «Ученые заметки ТОГУ» 2014. Том 5. №1. С. 199-204. http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_28.pdf
11. Михайлов В.А. Правовые основы социального туризма в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. Изд-о: Научно-производственная компания «РОСТ» (Санкт-Петербург). 2008. N 4 (28) С. 546-548
12. Наркулова Д.З. Особенности услуг социального туризма в Узбекистане и пути их развития // Наука и современность. 2011. №12-3. С. 211-215
13. Путрик Ю.С. Социальная политика государства и ее реализация в области туризма в период 1992–2013 гг. // Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. 2013. №2. С. 97-106.
14. Соколова Н.А. Социальный туризм в системе социальной защиты населения // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 3 (12). С. 99–106.
15. Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и в Европе // Вестник РМАт 2014. № 3. С. 3-10.
16. Шешегова Е.В. О социальном туризме актуальные проблемы управления и экономики // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] / Отв. ред. М.В. Кочетков / Красноярский институт экономики – филиал ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский академический университет». – Красноярск, 2016. – С. 87-92
Пособия для студентов, используемые при изучении дисциплины:
1. Донскова Л.И. Управление персоналом в туризме «Менеджмент в СКСиТ»: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. (УМО)
2. Донскова Л.И. Рекреационный комплекс в условиях рынка: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 176 с. (УМО)
3. Донскова, Л.И. Сервис как социальный феномен: концепция и технологии управления: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 250 с. (авт. 13 п.л.).
4. Донскова, Л.И. Управление сервисной деятельностью в современных условиях: теория и практика: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 184 с. (авт. 10,4 п.л.).
5. Донскова, Л. И. Финансовый менеджмент в туризме: теория и практика: учебное пособие / Л. И. Донскова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2011. – 171 с.
6. Донскова, Л.И. Методология исследования сервиса: системный анализ»: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 г. – 220 с.