МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы квалификации преступлений против общественной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_УП,К,УИП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент Казанцев Д.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы квалификации преступлений против общественной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Познание и усвоение методологических основ квалификации преступлений против общественной безопасности, применение положений общей част УК РФ при оценке общественно опасных деяний в сфере общественной безопасности. Усвоить элементы состава преступлений : террористического акта, бандитизма, массовых беспорядков, хулиганства и пр. гл.24 УК РФ.
1.2 Изучение содержания и причин ошибок, допускаемых судами при рассмотрении указанной
категории уголовных дел.
1.3 подготовка магистра высшей квалификации способного компетентно оценивать законность,
обоснованность и справедливость принимаемых судебных решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3
- правила квалификации преступлений против общественой безопасности
ПК-7
- правила квалифицированного толкования нормативных правовых актов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3
- пользоваться полученными знаниями по квалификаци преступлений против общественой безопасности при общении с коллегами, участниками процесса при рассмотрении и расследовании уголовных дел
ПК-7
- анализировать информацию обеспечивающую толкование норм, устанавливающих ответственность за преступления против общественной безопасности в нестандартных ситуациях

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3
- обобщения судебной практики судов разного уровня по делам о преступлениях против общественой безопасности и их квалификаци по делам даной категории
ПК-7
- навыками квалификацированного толкования нормативных правовых актов, касающихся преступлений против общественной безопасности с обеспечением поиска и анализа поступающей информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Общая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Преступления против общественной безопасности
1.1. Общая характеристика преступлений против общественной безопасности. Виды и основные проблемы квалификации Лекции 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Общая характеристика преступлений против общественной безопасности. Виды и основные проблемы квалификации Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Общая характеристика преступлений против общественной безопасности. Виды и основные проблемы квалификации Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Проблемы квалификации преступлений против общественной безопасности Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Проблемы квалификации преступлений против общественной безопасности Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Квалификация преступлений против общественного порядка Практические 2 4 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Квалификация преступлений против общественного порядка Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Квалификация преступлений связанных с нарушением специальных правил безопасности Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Квалификация преступлений связанных с нарушением специальных правил безопасности Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Проблемы квалификации преступлений связанных с нарушением правил обращения с общеопасными предметами Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Проблемы квалификации преступлений связанных с нарушением правил обращения с общеопасными предметами Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л2.1
1.12. Квалификация преступлений против здоровья населения Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л2.1
1.13. Квалификация преступлений против общественной нравственности Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Проблемы квалификации экологических преступлений Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Квалификация экологических преступлений посягающих на природно-ресурсный потенциал Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Квалификация преступлений в сфере безопасного функционирования дорожно-транспортных средств Практические 2 1 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Квалификация преступлений в сфере безопасного функционирования дорожно-транспортных средств Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Квалификация преступлений в сфере безопасного функционирования иных видов транспорта Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Квалификация иных преступлений относимых к транспортным Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Проблемы квалификации преступлений в сфере компбютерной информации Практические 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2.Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
2.1. Проблемы квалификации преступлений против здоровья населения и общественной нравственности Лекции 2 2 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Проблемы квалификации преступлений в сфере компьютерной информации Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Квалификация преступлений против здоровья населения Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Проблемы квалификации экологических преступлений Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3.Иные преступления против общественной безопасности
3.1. Иные преступления против общественной безопасности Практические 2 1 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Иные преступления против общественной безопасности Сам. работа 2 26 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Лборторный практикум
4.1. Лаборторный практикум Практические 2 1 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Практическое занятие по решению задач
5.1. Практическое занятие по решению задач Практические 2 1 ПК-3, ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Проблемы квалификации террористического акта.
2. Проблемы квалификации захвата заложника.
3. Проблемы квалификации организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.
4. Проблемы квалификации бандитизма.
5. Проблемы квалификации организации преступного сообщества (преступной организации) или участия нем (ней).
6. Проблемы квалификации хулиганства.
7. Проблемы квалификации массовых беспорядков.
8. Проблемы квалификации преступлений устанавливающих ответственность за незаконный оборот оружия.
9. Проблемы квалификации преступлений устанавливающих ответственность за нарушение правил.
10. Проблемы квалификации нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ.
11. Проблемы квалификации нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ.
12. Проблемы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена.
13. Проблемы квалификации нарушения правил безопасности при ведении при ведении горных, строительных или иных работ.
14. Проблемы квалификации незаконной охоты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты
1. Бандитизм (ст. 209 УК РФ).
2. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ). Вопросы совокупности с иными преступлениями.
3. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ).
4. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ).
5. Преступления, устанавливающие ответственность за приведение в негодность.
6. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 2284 УК РФ).
7. Хищение либо вымогательств наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ).
8. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ).
9. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 234 УК РФ).
Преступления, посягающие на экологическую безопасность.
10. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК). Вопросы квалификации и отграничения от смежных составов преступлений.
11. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК). Отграничение от незаконной охоты (ст. 258 УК).
12. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК). Квалификация и отграничение от смежных составов преступления.
13. Понятие, общая характеристика и виды преступлений в сфере компьютерной информации.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри ФОС в приложени.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Сверчков, В. В Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уголовное право России. Общая часть/ Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. Уголовное право России. Общая часть : учебник / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп.: учебник М. : Статут, 2016. – 864 с., http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452513
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/. e.lanbook.com
Э2 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html. www.biblioclub.ru
Э3 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp. elibrary.ru
Э4 Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru. www.supcourt.ru.
Э5 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru. www.sudrf.ru.
Э6 Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com. www.actoscope.com.
Э7 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». elibrary.ru
Э8 Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows;
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представленую дисциплину целесообразно изучать системно.
Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение составов преступлений невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).