МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Поведение потребителей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Поведение потребителей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1432

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2016-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины:
Сформировать у студентов необходимый уровень знаний по изучению и анализу социально-экономических, мотивационных и ситуационных факторов поведения потребителей с целью его эффективного регулирования и оптимизации. Систематизировать знания основ потребительского поведения как одной из составляющих сервисной деятельности. Задачи дисциплины:
-сформировать у студентов соответствующий понятийный аппарат;
-дать студентам представление о психологических основаниях потребительского поведения;
-раскрыть природу мотивации потребителей; закономерности поведения покупателя и принятия им решения о покупке;
-изучить и уметь осуществлять анализ социально-экономических факторов потребительского поведения;
-изучить эффективные приемы и методы воздействий на поведение потребителей;
-оценить изменения реакций в поведении потребителей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13 готовностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации для осуществления проектной деятельности и формирования гостиничного продукта в соответствии с требованиями потребителя
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных понятиях курса;
- внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей;
- об основах потребительского поведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.• оперировать основными понятиями теоретического курса;
• выявлеть тенденции развития мирового и российского рынка;
• применять средства маркетинговых коммуникаций,
- выявлять природу мотивации потребителей, психологические особенности поведения покупателя и принятия решения о покупке;
• применять принципы построения поведенческих моделей;
• выявлять внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей.

уметь:
• выявлять отношение потребителей к продукту;
• разрабатывать соответствующую маркетинговую стратегию по оптимизации потребительского поведения;
• осуществлять анализ социально-экономических факторов потребительского поведения;
• самостоятельно использовать полученные теоретические знания при анализе конкретных ситуаций в практике маркетинговой деятельности;
• применять теорию и практику поведения потребителей для разработки маркетинговой стратегии организаций,
• планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
• использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований поведения потребителей;
• анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; формировать и оценивать коммуникативную политику;
• уметь увязывать теоретические знания с прикладными задачами.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- эффективного воздействия на поведение потребителей;
- анализа социально-экономических факторов потребительского поведения;
- основных управленческих методов воздействия на потребительское поведение;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Изучение потребителей в системе маркетинга
1.1. Изучение потребителей в системе маркетинга. Лекции 5 4 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
1.2. Практические 5 2
1.3. Изучение потребителей в системе маркетинга. Сам. работа 5 10 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 2. 2. Определение перспективного целевого рынка.
2.1. Определение перспективного целевого рынка. Сам. работа 5 10 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 3. 3. Личностные факторы, определяющие поведение потребителей.
3.1. Личностные факторы, определяющие поведение потребителей. Сам. работа 5 10 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 4. 4. Культурные факторы, определяющие поведение потребителей.
4.1. Культурные факторы, определяющие поведение потребителей. Сам. работа 5 6 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 5. 5. Социальные факторы, определяющие поведение потребителей.
5.1. Социальные факторы, определяющие поведение потребителей. Сам. работа 5 6 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 6. 6. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей.
6.1. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей. Практические 5 2 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
6.2. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей. Сам. работа 5 10 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 7. 7. Ресурсы потребителей.
7.1. Ресурсы потребителей. Практические 5 2 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
7.2. Ресурсы потребителей. Сам. работа 5 10 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 8. 8. Распространение инноваций
8.1. Распространение инноваций Практические 5 2 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
8.2. Распространение инноваций Сам. работа 5 10 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 9. 9. Процесс принятия решения о покупке.
9.1. Процесс принятия решения о покупке. Сам. работа 5 10 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
Раздел 10. 10. Сущность и факторы покупательского поведения организации.
10.1. Сущность и факторы покупательского поведения организации. Сам. работа 5 10 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2
10.2. Зачет 5 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. сущность поведения потребителей
2. процесс принятия потребительского решения и его факторы
3. факторы внешнего влияния на потребительское поведение
4. культурные ценности в потребительском поведении
5. социальная стратификация, понятие и определения
6. влияния референтных групп на потребительский выбор
7. семья и домохозяйства
8. внутренние факторы поведения потребителей
9. восприятия и обработка информации потребителем
10. методы обучения потребителей
11. мотивы поведения потребителей и их использования в маркетинговых коммуникациях
12. эмоции и их использование в маркетинге
13. персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей
14. знания и отношения
15. консъюмеризм. сущность и значение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
примерные темы рефератов
1. моделирование и использование культурной специфики потребителей продукта/услуги
2. разработка и использование методики социальной стратификации российского общества
3. эмоции в маркетинговой стратегии: анализ и использование
4. определение и использование ситуационных факторов в принятии покупательских решений
5. разработка предложений по интеграции работы с потребителями в систему стратегического управления компанией
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Критерии оценки ответа на экзамене

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Студент твёрдо знает программный материал, системно и грамотно излагает его, демонстрирует необходимый уровень компетенций, чёткие, сжатые ответы на дополнительные вопросы, свободно владеет понятийным аппаратом.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студент проявил полное знание программного материала, демонстрирует сформированные на достаточном уровне умения и навыки, указанные в программе компетенции, допускает непринципиальные неточности при изложении ответа на вопросы.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студент обнаруживает знания только основного материала, но не усвоил детали, допускает ошибки, демонстрирует не до конца сформированные компетенции, умения систематизировать материал и делать выводы.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студент не усвоил основное содержание материала, не умеет систематизировать информацию, делать необходимые выводы, чётко и грамотно отвечать на заданные вопросы, демонстрирует низкий уровень овладения необходимыми компетенциями.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. И. Лыгина, Т. Н. Макарова Поведение потребителей: учеб. для сред. проф. образования М.: ФОРУМ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. М. Меликян Поведение потребителей: учебник М.: Дашков и К°, 2010
Л2.2 Блэкуэлл, Роджер Поведение потребителей = Consumer Behavior : СПб. ; М. ; Н. Новгород : Питер, , 2010
Л2.3 под ред. Н. И. Лыгиной, Г. А. Васильева Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2007
Л2.4 Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел Поведение потребителей: [учебник: пер. с англ.] СПб.: Питер, 2007
Л2.5 Г. А. Васильев Поведение потребителей: учеб. пособие М.: Вузовский учебник, 2009
Л2.6 Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел Поведение потребителей: учебник: пер. с англ.] 10-е изд., 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rbc.ru
Э2 www.marketingmix.ru
Э3 www.4p.ru
Э4 www.cfin.ru
Э5 www.rectech.ru
Э6 www.pcweek.ru
Э7 www.adwertology.ru
Э8 www.sostav.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины