МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лидерство и командообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_СМиМ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Лидерство и командообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №322)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Лидерство и командообразование» является комплексное изучение практических аспектов работы команд, с акцентом на группы и команды с минимумов властных полномочий.
Задача дисциплины состоит в формировании ключевых компетенций участника инновационного процесса – навыков работы в качестве лидера и участника команды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-1 способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности различных стилей лидерства; взаимосвязь между лидером и его последователями; свой предпочитаемый стиль лидерства, идентифицировать и наметить план развития своего стиля управления командой, на основе концепции эмоционального интеллекта; принципы применения существующих теорий мотивации; процессы внутренней динамики команды при переходе от одного этапа развития к другому.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать и квалифицировать личные и профессиональные особенности членов команды, обладающих различными стилями, предпочтительными ролями в команде; учитывать особенности членов команды в формировании системы эффективных коммуникаций; предоставлять обратную связь коллегам, обсуждения свой стиль работы в команде; идентифицировать и решать проблемы связанные с плохим исполнением.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа структуры группы, коммуникативных процессов в группе и групповой динамики;
владеть методами корректирования группового взаимодействия исходя из феноменов групповой динамики и задач деятельности;
владеть способностью осознанного выбора стратегий межличностного взаимодействия;
владеть навыками самоуправления и самостоятельного развития лидерских качеств и собственного стиля лидерства и готовностью транслировать их своим коллегам
способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Функция лидера в современном обществе. Личностные характеристики лидера
1.1. Функция лидера в современном обществе Лекции 2 2 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Функция лидера в современном обществе Практические 2 1 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Функция лидера в современном обществе Сам. работа 2 14 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. История зарождения и развития психологии лидерства Лекции 2 2 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. История зарождения и развития психологии лидерства Практические 2 1 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. История зарождения и развития психологии лидерства Сам. работа 2 14 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Понятие команды, типы команд.Социально-психологическая структура команды. Формирование эффективных команд.
2.1. Социально-психологическая структура команды Лекции 2 1 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Социально-психологическая структура команды Практические 2 2 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Социально-психологическая структура команды Сам. работа 2 20 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Управление деятельностью команды Лекции 2 1 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Управление деятельностью команды Практические 2 2 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Управление деятельностью команды Сам. работа 2 12 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ридецкая О.Г. Эффективное лидерство. Хрестоматия. Учебно-методический комплекс : Университетская библиотека online М.: Директ-Медия, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117872
Л1.2 Селезнева Е. В. ЛИДЕРСТВО. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Спивак В. А. Лидерство. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / В. А. Спивак. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6A5F226E-4A1C-4BDE-841B-042BC40824F7.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Живица О. В. Лидерство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Университет «Синергия», 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.