МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основные направления экологического туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.02. Туризм
ПрофильТуризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_04_02_ТП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Отто О.В., к.г.н., доцент

Рецензент(ы):
Козырева Ю.В., к.г.н., доцент

Рабочая программа дисциплины
Основные направления экологического туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.04.02 Туризм (квалификация (степень)"магистр")Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 837

составлена на основании учебного плана:
43.04.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Редькин А.Г., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Редькин А.Г., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины является формирование у студентов экологичекой културы. Усвоение основных целей и задач экологического туризма способствует развитию природоохранного мировоззрения, позволяющего гармонизировать отношения между природой и обществом, создавать туристские продукты, отвечающие современным требованиям потребителей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 владением приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала предприятия туристской индустрии
ПК-11 готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма
ПК-13 готовностью представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций, публичных выступлений и обсуждений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- разные подходы к определению экологического туризма;
- модели организации экологического туризма;
- принципы организации и проведения экологических туров.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять формы и степень воздействия туризма на состояние природной среды;
- проектировать экологические тропы и экологические маршруты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проектирования турпродукта с учетом экологических требований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. История возникновения и современное состояние экологического туризма. Определение и базовые принципы экологического туризма. Лекции 2 4 ПК-7, ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Мировые тенденции и перспективы развития экологического туризма. Практические 2 4 ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Экологические проблемы современности, взаимосвязь экологических и социальных кризисов. Сам. работа 2 14 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Мировые регионы и центры экологического туризма
2.1. Мировые регионы и центры экологического туризма Практические 2 4 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Мировые регионы и центры экологического туризма Сам. работа 2 22 ПК-7, ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Экологический туризм в России
3.1. Экологический туризм в России Практические 2 6 ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Состояние экологического туризма в РФ Лекции 2 2 ПК-7, ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Экологический туризм в России Сам. работа 2 20 ПК-7, ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Менеджмент экологического туризма
4.1. Менеджмент экологического туризма Лекции 2 4 ПК-7, ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Менеджмент экологического туризма Практические 2 4 ПК-7, ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Менеджмент экологического туризма Сам. работа 2 24 ПК-7, ПК-11, ПК-13 Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Кейс-задание

Разработать проект экологического маршрута. Он должен содержать: описание выбранного объекта, протяженность, предполагаемые варианты организации смотровых площадок и т.д.

Темы аналитических обзоров

Темы аналитических обзоров выбираются в соответствии с научными интересами магистранта. Включают анализ публикаций за последние 5 лет в выбранной сфере. Необходимо в первую очередь использовать научные журналы, включенные в список ВАК. Рекомендуемые электронные ресурсы: Академия Google, еLIBRARY.RU, cyberleninka.ru/.
Аналитический обзор является основанием для выполнения кейс-задания. Он должен содержать основные принципы разработки экологических маршрутов, обзор накопленного опыта в этой области.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тема: Мировые регионы и центры экологического туризма

1. Развитие экологического туризма в странах Западной Европы (в целом или отдельном регионе).
2. Развитие экологического туризма в странах Цетральной Европы.
3. Развитие экологического туризма в странах Северной Америки.
4. Развитие экологического туризма в странах Центральной и Южной Америки.
5. Развитие экологического туризма в странах Африки.
6. Развитие экологического туризма в странах Азии.
7. Развитие экологического туризма в Австралии и Океании.

Тема. Экологический туризм в России

1. Развитие экологического туризма на примере … национального парка РФ.
2. Развитие экологического туризма на примере …. заповедника РФ.
3. Состояние экологического туризма в Р. Алтай.
4. Состояние экологического туризма в Алтайском крае.
5. Экологический туризм в Сибирском ФО.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Какой стадии рекреационной дигрессии могут соответствовать следующие признаки: "Полностью отсутствуют лесная подстилка, а также лесные виды трав и подрост; лесо-луговые травы прижимаются к стволам деревьев, стоящих на вытоптанной и утрамбованной почве".
А. I Б. II В. III Г. IV Д. V
2. Назовите фактор, который возможно не учитывать при определении устойчивости лесных ландшафтов к рекреационным нагрузкам:
А. Среднемесячная температура Б. Степень увлажнения В. Преобладающая порода древостоя
Г. Угол наклона поверхности Д. Характер слагающих пород
3.Назовите среди перечисленных пород деревьев наименее устойчивую к рекреационным нагрузкам:
А. Ель; Б. Сосна; В. Береза; Г. Лиственница; Д. Осина;
4. Какие единицы, как правило, используются для измерения рекреационной нагрузки:
А. чел.-ч/га Б. чел./га В. чел./км2 Г. чел.-ч/га Д. чел./га в день
5. Как определяется рекреационная емкость ландшафта:
А. "Путем умножения единовременной плотности отдыхающих на площадь, занимаемую дан-ным ландшафтом";
В."Путем умножения предельно допустимой нагрузки на площадь занимаемую данным ландшафтом"
6. Перечислите виды особо охраняемых природных территорий Российской Федерации в пределах, которых наиболее ограничена рекреационная деятельность:
А. Заповедник Б. Природный парк
В. Национальный парк Г. Памятник природы Д. Заказник
7. Назовите основное отличие национальных парков от природных парков:
А. Функциональное зонирование Б. Критерии выделения В. Площадь Г. Статус
8. «Мягкий» туризм получил наибольшее развитие в:
А. Европе Б. Австралии В. Африке Г. Азии.
9. Создание экологических троп направлено в первую очередь на решение задачи:
1. Экологическое обучение; 2. Экологическое воспитание;
3. Отдых посетителей; 4. Сохранение природы.
10. Первые экологические тропы возникли:
А. в 1920-х гг в США Б. в к. 19 века в Западной Европе
В. В в 1940-е гг в Австралии Г. В 1970-х в Канаде
11. Количество национальных парков в РФ:
А. 56 б. 101 в. 40 г. 69
12. Первый заповедник в РФ:
А. Кроноцкий Б. Баргузинский В. Алтайский Г. Ильменский
13. Функциональное зонирование- это ….
14. ООПТ – это …
15. Линейным тип функционального зонирования имеет:
А. НП «Лосиный остров» Б. НП «Сочинский»
В. НП «Самарская Лука» Г. НП «Угра»
16. Основные принципы экотуризма включают:
1. Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий – знакомство с природой, а также с местными обычаями и культурой.
2.Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.
3. Экологическое образование и просвещение.
4. Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.
Какие принципы не указаны. Укажите их.
17. Наиболее сильное влияние рекреанты оказывают на следующий компонент:
А. на геологические структуры Б. на климат В. На рельеф г. На почвы.
18. Дайте определение экологический туризм.
19. Выделите основные проблемы развития экологического туризма в России.
20. Воздействие туризма приводит к эвтрофикации…:
А. растительности Б. вод В. Фауны Г. почв.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. К. Сергеева Экологический туризм:: учебник (ЭБ "Лань") Финансы и статистика, 2004
Л1.2 Кононова, М.Ю. Экология: Экологические основы объектов туризма и спорта : Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2014 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362981
Л1.3 Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие М.: Академия, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. М. Силантьева, Н. В. Карлова, О. Н. Мироненко Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л2.2 Новиков Юрий Владимирович Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 экологический туризм ecodelo.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Типовые программы
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Tourest. Справочник по туризму [Электронный ресурс] — Режим доступа http://tourest.ru/
World Economic Forum [Электронный ресурс] — Режим доступа http://reports.weforum.org/
Ассоциация Туроператоров России [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.atorus.ru/
Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.budgetrf.ru
Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.fedstat.ru
Информационная группа Турпром [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.tourprom.ru/
Информационное агентство Турмаяк [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.turmayak.ru
Малый бизнес в сфере туризма, спорта и отдыха [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.businessrest.ru/
Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.russiatourism.ru
Российский союз туриндустрии [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.rostourunion.ru
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.gks.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изуче-ния рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время кото-рого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении получен-ных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обра-щаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные за-писи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или ме-нее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и до-полнения.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литера-турой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД и Перечне учебников, электронных учебников для изучения дисциплины (модуля), приведенных в УМКД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую куль-туру и т.д.).
- Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компью-тере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальней-шему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.