Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.04.02. Туризм |
Профиль | Туризм: проектирование и управление туристско-рекреационными системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_04_02_ТП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 80 | 80 | 80 | 80 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Редькин А.Г., к.г.н., доцент
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины является формирование у студентов экологичекой културы. Усвоение основных целей и задач экологического туризма способствует развитию природоохранного мировоззрения, позволяющего гармонизировать отношения между природой и обществом, создавать туристские продукты, отвечающие современным требованиям потребителей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-7 | владением приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала предприятия туристской индустрии |
ПК-11 | готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма |
ПК-13 | готовностью представлять результаты научного исследования в сфере туризма в формах отчетов, прикладных разработок, докладов, рефератов, публикаций, публичных выступлений и обсуждений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - разные подходы к определению экологического туризма; - модели организации экологического туризма; - принципы организации и проведения экологических туров. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определять формы и степень воздействия туризма на состояние природной среды; - проектировать экологические тропы и экологические маршруты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | проектирования турпродукта с учетом экологических требований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | История возникновения и современное состояние экологического туризма. Определение и базовые принципы экологического туризма. | Лекции | 2 | 4 | ПК-7, ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Мировые тенденции и перспективы развития экологического туризма. | Практические | 2 | 4 | ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Экологические проблемы современности, взаимосвязь экологических и социальных кризисов. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Мировые регионы и центры экологического туризма | ||||||
2.1. | Мировые регионы и центры экологического туризма | Практические | 2 | 4 | ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Мировые регионы и центры экологического туризма | Сам. работа | 2 | 22 | ПК-7, ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Экологический туризм в России | ||||||
3.1. | Экологический туризм в России | Практические | 2 | 6 | ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Состояние экологического туризма в РФ | Лекции | 2 | 2 | ПК-7, ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Экологический туризм в России | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-7, ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Менеджмент экологического туризма | ||||||
4.1. | Менеджмент экологического туризма | Лекции | 2 | 4 | ПК-7, ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Менеджмент экологического туризма | Практические | 2 | 4 | ПК-7, ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Менеджмент экологического туризма | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-7, ПК-11, ПК-13 | Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Кейс-задание Разработать проект экологического маршрута. Он должен содержать: описание выбранного объекта, протяженность, предполагаемые варианты организации смотровых площадок и т.д. Темы аналитических обзоров Темы аналитических обзоров выбираются в соответствии с научными интересами магистранта. Включают анализ публикаций за последние 5 лет в выбранной сфере. Необходимо в первую очередь использовать научные журналы, включенные в список ВАК. Рекомендуемые электронные ресурсы: Академия Google, еLIBRARY.RU, cyberleninka.ru/. Аналитический обзор является основанием для выполнения кейс-задания. Он должен содержать основные принципы разработки экологических маршрутов, обзор накопленного опыта в этой области. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Тема: Мировые регионы и центры экологического туризма 1. Развитие экологического туризма в странах Западной Европы (в целом или отдельном регионе). 2. Развитие экологического туризма в странах Цетральной Европы. 3. Развитие экологического туризма в странах Северной Америки. 4. Развитие экологического туризма в странах Центральной и Южной Америки. 5. Развитие экологического туризма в странах Африки. 6. Развитие экологического туризма в странах Азии. 7. Развитие экологического туризма в Австралии и Океании. Тема. Экологический туризм в России 1. Развитие экологического туризма на примере … национального парка РФ. 2. Развитие экологического туризма на примере …. заповедника РФ. 3. Состояние экологического туризма в Р. Алтай. 4. Состояние экологического туризма в Алтайском крае. 5. Экологический туризм в Сибирском ФО. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Какой стадии рекреационной дигрессии могут соответствовать следующие признаки: "Полностью отсутствуют лесная подстилка, а также лесные виды трав и подрост; лесо-луговые травы прижимаются к стволам деревьев, стоящих на вытоптанной и утрамбованной почве". А. I Б. II В. III Г. IV Д. V 2. Назовите фактор, который возможно не учитывать при определении устойчивости лесных ландшафтов к рекреационным нагрузкам: А. Среднемесячная температура Б. Степень увлажнения В. Преобладающая порода древостоя Г. Угол наклона поверхности Д. Характер слагающих пород 3.Назовите среди перечисленных пород деревьев наименее устойчивую к рекреационным нагрузкам: А. Ель; Б. Сосна; В. Береза; Г. Лиственница; Д. Осина; 4. Какие единицы, как правило, используются для измерения рекреационной нагрузки: А. чел.-ч/га Б. чел./га В. чел./км2 Г. чел.-ч/га Д. чел./га в день 5. Как определяется рекреационная емкость ландшафта: А. "Путем умножения единовременной плотности отдыхающих на площадь, занимаемую дан-ным ландшафтом"; В."Путем умножения предельно допустимой нагрузки на площадь занимаемую данным ландшафтом" 6. Перечислите виды особо охраняемых природных территорий Российской Федерации в пределах, которых наиболее ограничена рекреационная деятельность: А. Заповедник Б. Природный парк В. Национальный парк Г. Памятник природы Д. Заказник 7. Назовите основное отличие национальных парков от природных парков: А. Функциональное зонирование Б. Критерии выделения В. Площадь Г. Статус 8. «Мягкий» туризм получил наибольшее развитие в: А. Европе Б. Австралии В. Африке Г. Азии. 9. Создание экологических троп направлено в первую очередь на решение задачи: 1. Экологическое обучение; 2. Экологическое воспитание; 3. Отдых посетителей; 4. Сохранение природы. 10. Первые экологические тропы возникли: А. в 1920-х гг в США Б. в к. 19 века в Западной Европе В. В в 1940-е гг в Австралии Г. В 1970-х в Канаде 11. Количество национальных парков в РФ: А. 56 б. 101 в. 40 г. 69 12. Первый заповедник в РФ: А. Кроноцкий Б. Баргузинский В. Алтайский Г. Ильменский 13. Функциональное зонирование- это …. 14. ООПТ – это … 15. Линейным тип функционального зонирования имеет: А. НП «Лосиный остров» Б. НП «Сочинский» В. НП «Самарская Лука» Г. НП «Угра» 16. Основные принципы экотуризма включают: 1. Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий – знакомство с природой, а также с местными обычаями и культурой. 2.Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды. 3. Экологическое образование и просвещение. 4. Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов. Какие принципы не указаны. Укажите их. 17. Наиболее сильное влияние рекреанты оказывают на следующий компонент: А. на геологические структуры Б. на климат В. На рельеф г. На почвы. 18. Дайте определение экологический туризм. 19. Выделите основные проблемы развития экологического туризма в России. 20. Воздействие туризма приводит к эвтрофикации…: А. растительности Б. вод В. Фауны Г. почв. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. К. Сергеева | Экологический туризм:: учебник (ЭБ "Лань") | Финансы и статистика, 2004 | |
Л1.2 | Кононова, М.Ю. | Экология: Экологические основы объектов туризма и спорта : | Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2014 | : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362981 |
Л1.3 | Колбовский Е.Ю. | Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие | М.: Академия, 2006 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. М. Силантьева, Н. В. Карлова, О. Н. Мироненко | Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | |
Л2.2 | Новиков Юрий Владимирович | Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие | М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | экологический туризм | ecodelo.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Типовые программы Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Tourest. Справочник по туризму [Электронный ресурс] — Режим доступа http://tourest.ru/ World Economic Forum [Электронный ресурс] — Режим доступа http://reports.weforum.org/ Ассоциация Туроператоров России [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.atorus.ru/ Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.budgetrf.ru Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.fedstat.ru Информационная группа Турпром [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.tourprom.ru/ Информационное агентство Турмаяк [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.turmayak.ru Малый бизнес в сфере туризма, спорта и отдыха [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.businessrest.ru/ Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.russiatourism.ru Российский союз туриндустрии [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.rostourunion.ru Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.gks.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изуче-ния рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время кото-рого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении получен-ных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обра-щаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные за-писи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или ме-нее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). • В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и до-полнения. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литера-турой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД и Перечне учебников, электронных учебников для изучения дисциплины (модуля), приведенных в УМКД . Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую куль-туру и т.д.). - Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компью-тере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальней-шему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |