МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы педагогического мастерства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.04.01. Сервис
ПрофильСовременные методы и технологии сервиса в социально-культурной сфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план43_04_01_С-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 101
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 46 46 55 55 101 101
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
д.п.н., профессор Фроловская М.Н.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор Сенько Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы педагогического мастерства

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.04.01 Сервис (квалификация (степень)"магистр")Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 г. N 835

составлена на основании учебного плана:
43.04.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение будущими специалистами основами педагогического мастерства с целью применения полученных знаний и профессиональных компетенций в педагогической деятельности;
формирование умения управлять своим состоянием и взаимодействовать в педагогическом процессе;
самоопределение магистров в мире профессиональной культуры, выработка у них системы профессиональных ценностей преподавателя;
развитие у магистров способности решать типовые педагогические задачи и управлять педагогическими ситуациями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику и содержание педагогического мастерства педагога, сущность его профессиональной культуры, требования к личности и профессиональной компетентности учителя;
основные характеристики профессионально значимых свойств и качеств личности педагога;
критерии педагогического мастерства, способы и приемы его совершенствования;
методы, приемы, техники саморегуляции.
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить идеалы педагогической деятельности с уровнем собственной готовности к этой деятельности;
использовать убеждающие и внушающие воздействия на учащихся в педагогических ситуациях;
организовывать различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса;
анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью выстраивать программу собственного профессионального развития;
навыками решения нестандартные профессиональные задачи;
навыками совершенствования и в профессиональном и личностном планах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Педагогическое мастерство как система
1.1. Специфика педагогической деятельности. Содержание мастерства, пути его становления и реализации Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Специфика педагогической деятельности. Содержание мастерства, пути его становления и реализации Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, студенту предоставляется право выбора темы. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. 2. Гуманистическая направленность современного обучения
2.1. Педагогическая направленность личности педагога. Ценностные ориентации современного обучения. Гуманистические стратегии. Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Педагогическая направленность личности педагога. Ценностные ориентации современного обучения. Гуманистические стратегии. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Педагогическая направленность личности педагога. Ценностные ориентации современного обучения. Гуманистические стратегии. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. 3. Профессиональные знания как основа педагогического мастерства
3.1. Фундаментальная основа педагогического мастерства - профессиональнные знания. Комплексный характер профессиональных знаний. Лекции 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Фундаментальная основа педагогического мастерства - профессиональнные знания. Комплексный характер профессиональных знаний. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Принципы подхода к обучению. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. 4. Понятие о педагогических способностях
4.1. Ведущие способности личности, влияющие на педагогические способности. Коммуникативность.Перцептивные способности. Динамизм личности. Эмоциональная устойчивость. Креативность личности. Лекции 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Понятие о педагогических способностях. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Периоды становления профессионального мастерства. Способы преодоления сложных ситуаций, саморегулирования и самоадаптации. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. 5. Педагогическая техника, ее компоненты
5.1. Педагогическая техника. Педагогическое общение. Негативные модели педагогического общения. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Педагогическая техника. Педагогическое общение. Негативные модели педагогического общения. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. 6. Педагогическое общение, его функции и структура
6.1. Общение как двухсторонний процесс. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Научно-исследовательская работа по формированию собственного стиля педагогического общения. Сам. работа 1 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. 7. Стили руководства и стили педагогического общения
7.1. Основные стили отношения педагога к обучаемым: устойчиво -положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Социально-психологические портреты различных типов руководителей. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Научно-исследовательская работа по формированию собственного стиля педагогического общения. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. 8. Негативные модели педагогического общения
8.1. Причины возникновения негативных моделей общения и их характеристика. Общение - дистинация. Общение - Устрашение. Общение - заигрывание. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием предлагаемых условий и педагогических ситуаций. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. 9. Метод убеждения в педагогическом процессе.
9.1. Убеждение как основной способ коммуникативного воздействия.Логика доказательсва. Внушение как способ педагогического воздействия. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Способы преодоления сложных ситуаций, саморегулирования и самоадаптации. Сам. работа 2 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. 10. Специфические особенности педагогической речи.
10.1. Речь педагога как основной способ педагогического мастерства. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Способы преодоления сложных ситуаций, саморегулирования и самоадаптации. Сам. работа 2 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 11. 11. Функции и коммуникативные качества педагогической речи
11.1. Эстетические чувства как важнейший компонент педагогического мастерства. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
11.2. Эстетические чувства как важнейший компонент педагогического мастерства. Сам. работа 2 9 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 12. 12. Профессиональные качества личности педагога
12.1. Акмеологический подход к образованию в современной педагогике. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
12.2. Акмеологический подход к образованию в современной педагогике. Сам. работа 2 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
12.3. Экзамен 2 27 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. В. Войтенко Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для магистров, обучающихся по спец. "Туризм и туристские рынки" Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Мандель Б. Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Войтенко Основы педагогического мастерства [Электронный ресурс]: практикум : учеб. электронное пособие АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Бермус А. Г. Введение в педагогическую деятельность: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ www.slovarus.ru
Э2 Банк-интернет портфолио педагогов bankportfolio.ru
Э3 Сайт педагога-специалиста bankportfolio.ru
Э4 Педагогика для всех www.pedagogikam.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э6 Курс в Moodle "Основы педагогического мастерства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно- методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета/экзамена) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.