Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ ПИвД-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 20 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 0 | 0 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 36 | 36 | 54 | 54 |
Сам. работа | 36 | 36 | 81 | 81 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Жариков А.В., доцент, к.ф.-м.н.
1.1. | - развитие логического и алгоритмического мышления; - овладение методами моделирования и проектирования реляционных баз данных; - овладение навыками построения запросов для извлечения и манипулирования данными с помощью операци реляционной алгебры и языка SQL; - выработка умения самостоятельно анализировать предметную область, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к базе данных с целью построения концептуальной модели базы данных по поставленной задаче. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | •этапы и методы проектирования баз данных; •способы по обеспечения целостности данных; •способы манипулирования данными; •основные понятия и положения семантического моделирования "Сущность-связь"; •определения ключа и видов связей; •методы обеспечения целостности данных; •определения операций реляционной алгебры; •основные положения теории нормализации: определение функциональной зависимости, способы декомпозиции без потерь, схемы приведения базы данных до нормальной формы Бойса-Кодда включительно; •возможности и способы применения языка SQL в реляционных СУБД, синтаксис оператора SELECT в стандарте ANSI, выражение операций реляционной алгебры на языке SQL. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | •проектировать базу данных в заданной предметной области с помощью семантического моделирования "Сущность-связь"; •решать задачи по выборке данных с помощью операций реляционной алгебры; •переносить концептуальную модель данных в схему базы данных реляционной СУБД; •выполнять запросы по определению объектов реляционной базы данных и манипулированию данными на языке SQL в стандарте ANSI. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | •навыками анализа предметной области с целью построения схемы ER-модели; •выявления наиболее распространенных видов нарушений целостности данных; •решения типовых задач по манипулированию данными операциями реляционной алгебры и на языке SQL; •работы с реляционными СУБД файл-серверного класса в решении задач по созданию базы данных и выполнению запросов на выборку данных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Проектирование баз данных | ||||||
1.1. | Базы данных (БД). Системы управления базами данных. Принципы построения. Жизненный цикл БД. Типология БД. Модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная, объектная. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Реляционная модель данных. Реляционные объекты данных. Свойства реляционной базы данных. Ограничения целостности. Реляционная алгебра и исчисление. Этапы проектирования реляционной базы данных. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Семантическое моделирование данных. Сущности, атрибуты, экземпляры сущности, ключи, базовые виды связей. Схема ER-модели. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.4. | Сильные и слабые сущности. Правило миграции атрибутов. Необязательные виды связей. Схемы преобразования связей. Дополнительные виды связей. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.5. | Нарушение целостности данных. Цикличные и противоречивые схемы ER-модели. Методы устранения противоречивости схемы. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.6. | Пример концептуального проектирования базы данных. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.7. | Свойства отношений. Потенциальные и внешние ключи. Правила внешнего ключа. NULL значения. Преобразование концептуальной модели в логическую модель данных. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.8. | Концептуальное проектирование базы данных. Разработка принципиальной схемы ER-модели по заданной постановке задачи. Разработка детализированной схемы ER-модели. Нормализация. | Практические | 3 | 18 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.9. | Разработка первой части семестровой лабораторной работы | Сам. работа | 3 | 36 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Реляционные СУБД и язык SQL | ||||||
2.1. | Реляционные СУБД. Физическое проектирование базы данных. Язык SQL стандарта ANSI. Язык определения данных DDL. Выражения CREATE, ALTER, DROP. Язык манипулирования данными DML. Выражение INSERT. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Синтаксис выражения SELECT. Операции реляционной алгебры и инструкции выражения SELECT. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Специальные условные выражения. Внутренние и внешние соединения. Выражения UPDATE, DELETE. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Примеры решения задач по заданной схеме базы данных с помощью языка SQL. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Физическое проектирование базы данных в выбранной реляционной СУБД по разработанной схеме реляционной базы данных. | Практические | 4 | 12 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Заполнение базы данных тестовыми данными. Контроль целостности данных. | Практические | 4 | 8 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Решение задач по выборке данных с помощью языка SQL. | Практические | 4 | 16 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.8. | Разработка второй части семестровой лабораторной работы | Сам. работа | 4 | 81 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Маркин А.В. | Программирование на SQL в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для вузов | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л1.2 | Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. | Базы данных: Учебник для вузов | Москва: Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л1.3 | Маркин А.В. | Программирование на SQL в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для вузов | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дьяков И. А. | Базы данных. Язык SQL: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Карпова Т. С. | Базы данных : модели, разработка, реализация: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Кузнецов С. | Введение в реляционные базы данных: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э4 | Курс в Moodle "Базы данных" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
СУБД (PostgreSQL) Mircosoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
204Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25 |
206Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
202Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
110М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед. |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Главная задача курса — ознакомить студентов с основами теории баз данных, тенденциями их развития, обучить студентов принципам проектирования баз данных и работы с новейшими системами управления базами данных. Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - усвоить содержание ключевых понятий; - работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические задания (выполнение заданий является основой практических занятий). |