МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы политических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.полит.н., зав. кафедрой, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.ф.н. , доцент, Заусаева Н.А.

Рабочая программа дисциплины
Методы политических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Методология и методика научного познания» являются формирование и развитие методологической и методической культуры студента, обеспечивающей успешное ведение научной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности
ОПК-3 Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ПК-3 Способен участвовать в разработке аналитических материалов на базе методик политологического, социологического и политико- психологического анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- логическую структуру и этапы проведения научных исследований, особенности политологических исследований
- возможные источники информации для политологических исследований, принципы их поиска, отбора, анализа, описания
- правила написания научных текстов, оформления тестов и библиографического аппарата курсовых работ и ВКР
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять проектирование научных исследований, выделять их цели, задачи, объект и предмет исследования
- искать, отбирать, анализировать и описывать эмпирические источники и литературу для политологических исследований, используя для этого каталоги и базы библиотек, интернет и другие ресурсы
- писать и оформлять научные тексты, составлять и оформлять библиографический аппарат курсовых работ и ВКР
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- решать стандартные задачи профессиональной деятельности, проектировать научные политологические исследования на основе информационной и библиографической культуры
- участвовать в исследовательском процессе
- писать и оформлять научные тексты, готовить их для публикации в научных изданиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология курсовых работ и ВКР
1.1. Структура и принципы написания научной работы Лекции 5 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Курсовая работа и ВКР как научно-квалификационная работа Лекции 5 4
1.3. Курсовая работа и ВКР как научно-квалификационная работа Сам. работа 5 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Типы научных текстов Практические 5 6
1.5. Типы научных текстов Сам. работа 5 8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.6. Понятие методологии. Требования к методологическим основам научного исследования Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.7. Понятие методологии. Требования к методологическим основам научного исследования Сам. работа 5 7
1.8. Работа с литературой при написании научной работы Практические 5 8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.9. Информационная база научного исследования Практические 5 4
1.10. Информационная база научного исследования Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.11. Проектирование научного исследования Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.12. Проектирование научного исследования Сам. работа 5 6
1.13. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.14. Состояние и степень разработанности темы: критерии оценки Сам. работа 5 6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, темы контрольных работ, задания к зачету.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие М.: ИТК«Дашков и К°», 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Дрещинский В.А. Методология научных исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 И.Н. Кузнецов Основы научных исследований: учебное пособие Москва : ИТК <Дашков и Кш>, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кожухар В.М. Основы научных исследований: Москва : ИТК "Дашков и К", 2013 znanium.com
Л2.2 Ельчанинов В.А. Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология и методика научного познания portal.edu.asu.ru
Э2 Библиотека АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова akunb.altlib.ru
Э4 Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) www.inion.ru
Э5 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э7 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э8 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э9 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э10 Сайт Центра политических технологий www.politcom.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader


6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе освоения курса студент должен освоить основные категории методики и методологии научного исследования. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к формированию когнитивных навыков и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной и аудиторной работе по данной дисциплине формируются и развиваются исследовательские качества обучающегося, его информационная и библиографическая культура.
Для успешного освоения дисциплины студент должен:
1. изучить рекомендованные материалы и литературу, сформировав у себя представление о структуре и логике научных исследований;
2. спроектировать собственную научную работу на основе полученных знаний;
3. подготовить и защитить проект дизайна курсовой работы.
В связи со спецификой дисциплины особое значение приобретает самостоятельная работа студентов, которая проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося в области методики и методологии научного исследования;
2. формирования у него умений и навыком работы с каталогами и ресурсами библиотек, иными источниками данных;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков исследовательской работы.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков, а также работу над собственной научной работой. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету.