МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методологические основы технической эстетики и проектной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильГрафический дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ГД-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.иск., доц., Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Методологические основы технической эстетики и проектной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть закономерности формирования предметного мира человека через изучение основ эстетической ценности товаров и эргономических особенностей человека, в связи с изменяющимся характером потребностей, моды, появлением новых материалов, совершенствованием технологий производства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации учебных курсов, дисциплин (модулей), отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата, ДПП
ПК-6 Способен организовывать научно-исследовательскую, проектную, учебно-профессиональную деятельность обучающихся по программам бакалавриата, ДПП
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы проектной культуры
основы технической эстетики и технологии разработки проектной документации;
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные проблемы и задачи технической эстетики;
находить методологические подходы к решению дизайнерских и эргономических проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и принципами системного проектирования в дизайне в соответствии с требованиями технической эстетики;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Техническая эстетика, дизайн и художественное конструирование
1.1. Техническая эстетика как наука, ее проблемы и основные задачи. Художественное конструирование как вид творческо-конструкторской деятельности Лекции 2 2 ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Сущность проектной культуры. Дизайн как специфическая сфера деятельности по проектированию предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов Практические 2 2 ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Единство эстетики и техники. Тектоника проектируемых объектов. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности Сам. работа 2 26 ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Стиль в дизайне. Стиль как структурное единство системы и приемов художественного выражения в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, технике. Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Самостоятельная проработка темы : Изучение проектной документации для проектирования интерфейсов Сам. работа 2 25 ПК-5, ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теоретические вопросы проектной кулльтуры и эргономического обеспечения
2.1. Эргономика как наука и её предмет Определение и научно-технические предпосылки возникновения эргономики. Основные понятия. Общенаучные ориентации эргономики Лекции 2 2 ПК-5, ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Актуальные направления эргономических исследований. Социальные функции эргономики. Эргономические требования. Структура и номенклатура требований по эргономике Практические 2 2 ПК-5, ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Характеристики человека как элемента системы «человек-машина-среда» Сам. работа 2 24 ПК-5, ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Эргономические требования. Структура и номенклатура требований по эргономике Сам. работа 2 24 ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Разработка дизайн-концепции проектируемого объекта с учетом принципов технической эстетики Практические 2 2 ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Оптимальные условия труда. Социально-психологические, антропометрические, психологические, психофизиологические, физиологические, гигиенические факторы, определяющие эргономические требования и проектной культуры Сам. работа 2 24 ПК-5, ПК-6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Экзамен 2 9 ПК-6 Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курбацкая, Т.Б. Эргономика : учебное пособие Казань : Издательство Казанского университета, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека "Онлайн", 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=353494
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барциц, Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания: монография МПГУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471776
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина включает в себя лекционные и практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу. Решение практической задачи всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум творческих и исследовательских. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.