Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова
1.1. | Целью курса "Политология" является формирование у студентов системных знаний об этапах становления политической науки и развитии политической сферы общественной жизни, о механизме реализации властных решений, о политических системах и режимах, о демократии и гражданском обществе, о многообразии политических процессов, их исторической природе, закономерностях и тенденциях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает: закономерности становления политической науки, исторические традиции российской политики; роль личности в политических режимах и гражданском и гражданском обществе, этапы и факторы социализации личности; основные идеологии современности; исторические этапы и содержание процессов демократизации, политической модернизации, электоральных процессов, их роль в формировании гражданской позиции; роль элит, политических лидеров и личности в истории общества, специфику религиозного фактора в политической сфере на разных этапах развития общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять политические теории для анализа и интерпретации основных этапов и закономерностей исторического развития общества, его политической сферы; использовать методологический инструментарий политологии для исследования роли отдельных политических процессов (становления гражданского общества, политической модернизации и демократизации, политической социализации личности и секуляризации) в формировании гражданской позиции. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества в целом и его политической сферы, в частности; политических процессов современности, их исторических корней и влияния на формирование гражданской позиции, особенностей взаимодействия религиозной и политической сфер в исторической ретроспективе, закономерностей формирования государства и гражданского общества в историческом процессе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в политологияю | ||||||
1.1. | Этапы становления политической науки | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.6, Л2.2, Л1.4, Л1.3 |
1.2. | Основные этапы становления политической науки | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
1.3. | Предмет, методы и функции политической науки | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.3, Л2.6, Л2.10, Л1.4, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
1.4. | Основные политологические школы современности | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.4, Л1.3, Л2.8, Л1.2 |
1.5. | Российская политическая традиция | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
1.6. | Религиозный фактор в политической истории России | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.4, Л1.3, Л2.4, Л2.11 |
1.7. | Американская политологическая школа | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л2.4, Л1.1, Л2.11, Л1.2, Л1.5 |
1.8. | Политическая наука в России:эволюция и специфика | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л2.10, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
Раздел 2. Политика и ее социальные основы | ||||||
2.1. | Социальные группы как субъекты и объекты политики | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
2.2. | Политика как общественное явление | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.7, Л1.3, Л2.8, Л2.4, Л1.2 |
2.3. | Политические лидеры | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
2.4. | Политические элиты в России | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
2.5. | Политические элиты | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.3, Л2.8, Л1.2 |
2.6. | Гражданское общество | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.7, Л1.3, Л2.12, Л1.2 |
2.7. | Проблема формирования гражданского общества в России | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.2, Л1.3, Л2.8, Л1.2 |
Раздел 3. Формирование и функционирование политической власти | ||||||
3.1. | Политическая власть | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л2.10, Л1.4, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
3.2. | Политическая система общества | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 | |
3.3. | Политические режимы: авторитаризм и тоталитаризм | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.7, Л1.3, Л2.4, Л1.2 |
3.4. | Демократия в теории и практике | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.7, Л2.10, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.5 |
Раздел 4. Политические институты | ||||||
4.1. | Государство | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
4.2. | Государственное устройство в РФ | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2 | Л2.10, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л2.11, Л1.2 |
4.3. | Политические партии и партийные системы | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.4, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
4.4. | Избирательные системы | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.3, Л2.8, Л2.4, Л1.2, Л2.9 |
4.5. | Партогенез и его особенности в России | Сам. работа | 3 | 3 | ОК-2 | Л1.4, Л1.3, Л2.8, Л2.4, Л2.9 |
4.6. | Общественно-политические движения и организации | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
4.7. | Электоральный процесс в России | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.3, Л2.4, Л1.2, Л2.9 |
Раздел 5. Личность и неинституциональные основания политики | ||||||
5.1. | Личность в политических отношениях и процессах | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
5.2. | Политическое сознание и политические идеологии | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
5.3. | Основные идеологии современности | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
5.4. | Политическая культура | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л2.7, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
5.5. | Политическая социализация | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
Раздел 6. Политические процессы | ||||||
6.1. | Конфликты и кризисы | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
6.2. | Политическая модернизация и демократизация | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
6.3. | Модернизация и в России | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.7, Л2.2, Л1.3, Л2.8, Л1.1 |
6.4. | Религиозный фактор в политической модернизации | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.7, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л2.11 |
6.5. | Международные политические процессы | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
6.6. | Роль России в международных политических процессах. | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л2.6, Л2.7, Л1.4, Л1.3, Л2.8, Л2.11, Л1.2 |
6.7. | Политический менеджмент и технологии | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л2.10, Л1.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
6.8. | Политический менеджмент и политическое управление в России | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2 | Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л2.8, Л1.2 |
6.9. | Процесс принятия политических решений | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л2.6, Л1.3, Л2.4, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену, вариант тестовых заданий |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении и хранится на кафедре |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мухаев Р.Т. | Политология:: учебник | М. : Проспект, , 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251774 |
Л1.2 | Отв. ред. В.Д. Перевалов | Политология : учебник | М.: Норма; Инфра-М, 2013 | |
Л1.3 | Мухаев Р. Т. | Политология: учебник | Москва: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.4 | В. П. Пугачев | Политология: [учебник] | М.: АСТ, [2010] | |
Л1.5 | Гаджиев К.С. | Политология: базовый курс: учебник для бакалавров | М, Юрайт, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мухаев Р.Т. | Политология: учебник | М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2010 | |
Л2.2 | Лавриненко В.Н. | Политология: учеб. для бакалавров | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.3 | под ред. М. А. Василика | Политология: учеб. для вузов | М.: Гардарики, 2000 | |
Л2.4 | Соловьев А. И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии.: учебник для вузов | Аспект Пресс, 2010 | |
Л2.5 | Мухаев Р. Т. | Политология: учебник | М.: Проспект, 2009 | |
Л2.6 | И. А. Василенко | Политология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.7 | К. С. Гаджиев | Политология: учебник | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E |
Л2.8 | Соловьев А.И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии.: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. | М. : Аспект Пресс, 2010 | |
Л2.9 | Ачкасов В.А. | Сравнительная политология: учеб. для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.10 | Ачкасов В.А. | Сравнительная политология: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.11 | Гаджиев КС | Политология: базовый курс.: учебник для бакалавров | М, Юрайт, 2012 | |
Л2.12 | Ачкасов В. А | Мировая политика и международные отношения : учебник для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций | elibrary.ru | ||
Э2 | электронный каталог библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э3 | электронный каталог Российской государственной библиотеки | www.rsl.ru | ||
Э4 | портал журнала «Полис» | www.politstudies.ru | ||
Э5 | портал Российской ассоциации политической науки | www.rapn.ru | ||
Э6 | ЭБС Юрайт | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по политологии. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу.Как правило, это темы, которые хорошо освещены в учебных пособиях и не представляют больших трудностей в их самостоятельном освоении, например, "Политическое лидерство", "Государство" и др. Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению 47.03.03 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работа над основной и дополнительной литературой; - работу над статьями ведущих политических теоретиков и аналитиков; - изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки); - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; - консультация преподавателя дисциплины. Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности. Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий политической науки, проблемных тем, таких как "Политическая власть", "Политическая модернизация и демократизация". Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем. Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос. |