Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Я.Ю. Шашкова
1.1. | Основной целью курса является формирование у студентов целостного понимания назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования общественных отношений, умения ориентироваться в общей системе норм основных отраслей права при решении конкретных практических задач. Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются задачи: научить студента использовать правовые источники в своей деятельности для оценки основ российского государства и социально-политической системы, правового статуса человека и гражданина; анализировать различные модели и принципы правового регулирования, сформировать навыки работы с источниками права и законами, методами анализа моделей нормативного закрепления социально-политического устройства государства, разделения властей, статуса человека и гражданина. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность права, его роль в жизни общества; о закономерностях и особенностях правового регулирования общественных отношений в РФ; основы организации законотворческого процесса;свои права и обязанности как гражданина. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в общей системе основных отраслей права; уметь использовать правовые источники в своей деятельности для оценки основ российского государства и социально-политической системы, правового статуса человека и гражданина; уметь анализировать различные модели и принципы правового регулирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с источниками права и законами; основами анализа моделей нормативного закрепления социально-политического устройства государства, разделения властей, статуса человека и гражданина. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие и сущность права | ||||||
1.1. | Государство и право. Их роль в жизни общества. Функции и социальная ценность права. | Лекции | 1 | 4 | ОК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Взаимосвязь права с обычаями, традициями и моралью. Соотношение политических и юридических норм. Основные теории происхождения права. Типы правопонимания. | Лекции | 1 | 4 | ОК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Государство и право. Их роль в жизни общества. Функции и социальная ценность права. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Взаимосвязь права с обычаями, традициями и моралью. Соотношение политических и юридических норм. Основные теории происхождения права. Типы правопонимания. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.5. | Норма права: понятие и признаки. Структура правовой нормы. Классификация правовых норм. Закон и подзаконные акты. | Лекции | 1 | 4 | ОК-4 | Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Понятие источников (форм) права. Нормативно-правовой акт. Правовой обычай и юридический прецедент. Виды нормативных договоров. | Практические | 1 | 4 | ОК-4 | Л2.2, Л1.2 |
1.7. | Понятие источников (форм) права. Нормативно-правовой акт. Правовой обычай и юридический прецедент. Виды нормативных договоров. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4 | Л2.2, Л1.2 |
1.8. | Правотворчество. Система права и система законодательства. Понятие и признаки правовых систем. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.9. | Система российского права. Источники российского права. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. | Лекции | 1 | 1 | ОК-4 | Л2.2, Л1.1 |
1.10. | Система российского права. Источники российского права. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Реализация норм права | ||||||
2.1. | Понятие и структура правоотношения. Виды правоотношений и их субъекты. | Лекции | 1 | 1 | ОК-4 | Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Понятие и структура правоотношения. Виды правоотношений и их субъекты. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Понятие и виды реализации норм права. Правоприменение. | Практические | 1 | 4 | Л1.1 | |
2.4. | Понятие и виды реализации норм права. Правоприменение. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Правосознание и правовая культура. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. | Лекции | 1 | 4 | ОК-4 | Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Правонарушение. Понятие, признаки и состав правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность. | Практические | 1 | 4 | ОК-4 | Л2.2, Л1.2 |
2.7. | Правонарушение. Понятие, признаки и состав правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность. | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4 | Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкатулла В.И., Шкатулла В.В., Сытинская М.В. | Правоведение: учеб. для высш. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
Л1.2 | Пугинский Б.И. | Правоведение: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лазарев В.В. | Общая теория права и государства: учеб. для вузов | М.: Юристъ, 2007 | |
Л2.2 | В. И. Шкатулла, В. В. Надвикова, М. В. Сытинская | Правоведение: учеб. пособие для неюрид. фак. вузов | М.: Академия, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru; | |||
Э2 | сайт Правительства РФ // http://www.government.ru/; | |||
Э3 | сайт Центральной избирательной комиссии РФ // http://www.cikrf.ru/; | |||
Э4 | сайт Администрации Алтайского края // http://www.altairegion22.ru/; | |||
Э5 | Информационно-правовые системы: «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/; | |||
Э6 | «Гарант» (http://www.garant.ru/), | |||
Э7 | «Кодекс» (http://www.kodeks.ru/). | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Основы правовых знаний в массовых коммуникациях» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем нормативного знания о правовом регулировании общественных отношений. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету. Практические занятия по курсу «Основы правовых знаний в массовых коммуникациях» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению теории нормативно-правового регулирования. При их изучении студенты должны освоить закономерности и особенности правового регулирования общественных отношений, основы законотворческого процесса. Внимание необходимо обратить на модели нормативного закрепления социально-политического устройства государства, разделения властей, статуса человека и гражданина. По результатам изучения студенты должны научиться ориентироваться в общей системе основных отраслей права, использовать правовые источники в своей деятельности для оценки основ российского государства и социально-политической системы, правового статуса человека и гражданина. С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |