МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лидерство и командообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 56 60 56 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 76 72 76

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Лидерство и командообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Лидерство и командообразование» является комплексное изучение практических аспектов работы команд, с акцентом на группы и команды с минимумов властных полномочий.
Задача дисциплины состоит в формировании ключевых компетенций участника инновационного процесса – навыков работы в качестве лидера и участника команды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-5 способностью создавать команды профессионалов и эффективно работать в командах, отстаивать свою позицию, убеждать, находить компромиссные и альтернативные решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности различных стилей лидерства; взаимосвязь между лидером и его последователями; свой предпочитаемый стиль лидерства, идентифицировать и наметить план развития своего стиля управления командой, на основе концепции эмоционального интеллекта; принципы применения существующих теорий мотивации; процессы внутренней динамики команды при переходе от одного этапа развития к другому.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать и квалифицировать личные и профессиональные особенности членов команды, обладающих различными стилями, предпочтительными ролями в команде; учитывать особенности членов команды в формировании системы эффективных коммуникаций; предоставлять обратную связь коллегам, обсуждения свой стиль работы в команде; идентифицировать и решать проблемы связанные с плохим исполнением.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа структуры группы, коммуникативных процессов в группе и групповой динамики;
владеть методами корректирования группового взаимодействия исходя из феноменов групповой динамики и задач деятельности;
владеть способностью осознанного выбора стратегий межличностного взаимодействия;
владеть навыками самоуправления и самостоятельного развития лидерских качеств и собственного стиля лидерства и готовностью транслировать их своим коллегам
способностью создавать команды профессионалов и эффективно работать в командах, отстаивать свою позицию, убеждать, находить компромиссные и альтернативные решения
способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
готовностью руководить коллективом в сфере профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Функция лидера в современном обществе. Личностные характеристики лидера
1.1. Функция лидера в современном обществе Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Функция лидера в современном обществе Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Функция лидера в современном обществе Сам. работа 2 14 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. История зарождения и развития психологии лидерства Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. История зарождения и развития психологии лидерства Практические 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. История зарождения и развития психологии лидерства Сам. работа 2 14 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Понятие команды, типы команд.Социально-психологическая структура команды. Формирование эффективных команд.
2.1. Социально-психологическая структура команды Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Социально-психологическая структура команды Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Социально-психологическая структура команды Сам. работа 2 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Управление деятельностью команды Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Управление деятельностью команды Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Управление деятельностью команды Сам. работа 2 12 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ридецкая О.Г. Эффективное лидерство. Хрестоматия. Учебно-методический комплекс : Университетская библиотека online М.: Директ-Медия, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117872
Л1.2 Селезнева Е. В. ЛИДЕРСТВО. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Спивак В. А. Лидерство. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / В. А. Спивак. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6A5F226E-4A1C-4BDE-841B-042BC40824F7.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Живица О. В. Лидерство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Университет «Синергия», 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.