МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Договоры в трудовом праве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ГП-с,ТП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Киселева Елена Викторовна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Договоры в трудовом праве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 <ЮРИСПРУДЕНЦИЯ> (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. Аничкин Евгений Сергеевич, профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н. Аничкин Евгений Сергеевич, профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Договоры в трудовом праве» является углубленное изучение теоретических и практических проблем индивидуально-договорного и коллективно-договорного регулирования отношений в сфере трудового права, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в науке трудового права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- терминологию, научные концепции и положения о договорах в трудовом праве;
- положения Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, определяющих особенности отдельных видов договоров;
- классификацию договоров в трудовом праве;
- коллективные и индивидуальные договоры и соглашения в трудовом праве;
- порядок заключения, изменения и прекращения различных договоров в трудовом праве;
- основы принятия оптимальных управленческих решений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- толковать и применять трудовое законодательство и другие нормативные правовые акты, содержащие особенности отдельных видов трудовых договоров;
- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- подготавливать проекты различных видов договоров в трудовом праве;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам толкования и применения норм трудового права;
- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с трудовым законодательством;
- принимать оптимальные управленческие решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- в работе с правовыми актами, содержащими нормы трудового права об особенностях отдельных видов трудовых договоров;
- в толковании и применении законодательства о договорах на практике;
- в составлении трудоправовых договоров;
- в подготовке заключений и консультаций по вопросам применения законодательства о договорах в трудовом праве;
- в обобщении и анализе соответствующей правоприменительной практики;
- по принятию оптимальных управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Договор как средство правового регулирования
1.1. Договор как общеправовая категория. Современное состояние и перспективы развития учения о договоре. Понятие и признаки договора. Классификация договоров. Договор как источник права (нормативный договор). Договор – юридический факт. Функции и значение договора в механизме правового регулирования. Место и роль договоров в системе отраслей российского права. Лекции 1 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Договор как общеправовая категория. Современное состояние и перспективы развития учения о договоре. Понятие и признаки договора. Классификация договоров. Договор как источник права (нормативный договор). Договор – юридический факт. Функции и значение договора в механизме правового регулирования. Место и роль договоров в системе отраслей российского права. Сам. работа 1 10 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Договоры как форма социально-партнерских отношений в сфере труда
2.1. Понятие социального партнерства. Факторы становления социального партнерства. Значение социального партнерства в сфере труда в настоящее время. Принципы социального партнерства. Субъекты социального партнерства, их представители. Коллективные договора и соглашения как разновидность нормативных договоров. Понятие, содержание, порядок заключения коллективных договоров и соглашений. Ответственность сторон коллективных договоров и соглашений. Иные нормативные договоры в трудовом праве. Примирительно-третейские соглашения при разрешении коллективно-трудовых споров. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Понятие социального партнерства. Факторы становления социального партнерства. Значение социального партнерства в сфере труда в настоящее время. Принципы социального партнерства. Субъекты социального партнерства, их представители. Коллективные договора и соглашения как разновидность нормативных договоров. Понятие, содержание, порядок заключения коллективных договоров и соглашений. Ответственность сторон коллективных договоров и соглашений. Иные нормативные договоры в трудовом праве. Примирительно-третейские соглашения при разрешении коллективно-трудовых споров. Сам. работа 1 14 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Договор как юридический факт в трудовом праве
3.1. Понятие и предела индивидуально-договорного регулирования. Понятие договора как юридического факта. Классификация договоров как юридических фактов в трудовом праве. Трудовой договор как основание возникновения правоотношения. Понятие и стороны трудового договора. Отличие трудового договора от смежных договоров о труде. Содержание трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Понятие и предела индивидуально-договорного регулирования. Понятие договора как юридического факта. Классификация договоров как юридических фактов в трудовом праве. Трудовой договор как основание возникновения правоотношения. Понятие и стороны трудового договора. Отличие трудового договора от смежных договоров о труде. Содержание трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора. Сам. работа 1 16 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Отдельные виды трудовых договоров
4.1. Трудовой договор с руководителем организации. Трудовой договор с работниками в возрасте до восемнадцати лет. Трудовой договор с лицами, работающими по совместительству. Трудовой договор с временными и сезонными работниками. Трудовой договор с лицами, работающими вахтовым методом. Трудовой договор с государственными гражданскими служащими. Трудовой договор с педагогическими работниками. Трудовой договор с работниками религиозных организаций и др. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Лабораторный практикум Лабораторные 1 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Практическое занятие по решению задач Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Трудовой договор с руководителем организации. Трудовой договор с работниками в возрасте до восемнадцати лет. Трудовой договор с лицами, работающими по совместительству. Трудовой договор с временными и сезонными работниками. Трудовой договор с лицами, работающими вахтовым методом. Трудовой договор с государственными гражданскими служащими. Трудовой договор с педагогическими работниками. Трудовой договор с работниками религиозных организаций и др. Сам. работа 1 16 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Ученический и иные договоры о подготовке и дополнительном профессиональном образовании
5.1. Понятие ученического договора. Место ученического договора в отрасли трудового права. Стороны и содержание ученического договора. Заключение ученического договора. Изменение и прекращение ученического договора. Иные договоры о подготовке и дополнительном профессиональном образовании (договор о повышении квалификации, о профессиональной подготовке и переподготовке кадров, о целевой контрактной подготовке и др.). Сам. работа 1 18 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Иные индивидуальные соглашения в трудовом праве
6.1. Соглашения между работником и работодателем по поводу рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда. Возможность индивидуально-договорного регулирования вопросов дисциплинарной и материальной ответственности. Договоры в механизме разрешения индивидуальных трудовых споров. Сам. работа 1 18 ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Договор как общеправовая категория. Современное состояние и перспективы развития учения о договоре.
2. Понятие и признаки договора. Классификация договоров.
3. Договор как источник права (нормативный договор).
4. Договор – юридический факт.
5. Функции и значение договора в механизме правового регулирования. Место и роль договоров в системе отраслей российского права.
6. Понятие социального партнерства. Факторы становления социального партнерства. Значение социального партнерства в сфере труда в настоящее время.
7. Принципы социального партнерства.
8. Субъекты социального партнерства, их представители.
9. Коллективные договоры и соглашения как разновидность нормативных договоров.
10. Понятие, содержание, порядок заключения коллективных договоров и соглашений.
11. Ответственность сторон коллективных договоров и соглашений.
12. Иные нормативные договоры в трудовом праве.
13. Примирительно-третейские соглашения при разрешении коллективно-трудовых споров.
14. Понятие и предела индивидуально-договорного регулирования.
15. Понятие договора как юридического факта. Классификация договоров как юридических фактов в трудовом праве. Трудовой договор как основание возникновения правоотношения.
16. Понятие и стороны трудового договора.
17. Отличие трудового договора от смежных договоров о труде.
18. Содержание трудового договора.
19. Изменение трудового договора.
20. Прекращение трудового договора.
21. Трудовой договор с руководителем организации.
22. Трудовой договор с работниками в возрасте до восемнадцати лет.
23. Трудовой договор с лицами, работающими по совместительству.
24. Трудовой договор с временными и сезонными работниками.
25. Трудовой договор с лицами, работающими вахтовым методом.
26. Трудовой договор с государственными гражданскими служащими.
27. Трудовой договор с педагогическими работниками.
28. Трудовой договор с работниками религиозных организаций.
29. Понятие ученического договора.
30. Место ученического договора в отрасли трудового права.
31. Стороны и содержание ученического договора.
32. Заключение ученического договора.
33. Изменение и прекращение ученического договора.
34. Иные договоры о подготовке и дополнительном профессиональном образовании.
35. Соглашения между работником и работодателем по поводу рабочего времени.
36. Соглашения между работником и работодателем по поводу времени отдыха.
37. Соглашения между работником и работодателем по оплаты труда.
38. Возможность индивидуально-договорного регулирования вопросов дисциплинарной ответственности.
39. Возможность индивидуально-договорного регулирования вопросов материальной ответственности
40. Договоры в механизме разрешения индивидуальных трудовых споров.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Петров А.Я. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows,
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих трудовые отношения. Обучающиеся должны уяснить, что нормы трудового права направлены на регулирование и охрану наиболее важных отношений в обществе - трудовых, которые касаются большинства его членов, будь они работниками или работодателями; нормы именно трудового права регулируют разрешение социально-трудовых конфликтов, регламентируют забастовки и т.д. Кроме того, обучающимся необходимо научиться ориентироваться в действующем трудовом законодательстве, иных актах, содержащих нормы трудового права, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими нормы трудового права, научиться применять нормы трудового права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.