Закреплена за кафедрой | Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Гражданский процесс. Трудовое право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_ГП-с,ТП-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
в том числе инт. | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н. Аничкин Евгений Сергеевич, профессор кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Договоры в трудовом праве» является углубленное изучение теоретических и практических проблем индивидуально-договорного и коллективно-договорного регулирования отношений в сфере трудового права, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в науке трудового права. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.01 |
ПК-9 | способностью принимать оптимальные управленческие решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - терминологию, научные концепции и положения о договорах в трудовом праве; - положения Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, определяющих особенности отдельных видов договоров; - классификацию договоров в трудовом праве; - коллективные и индивидуальные договоры и соглашения в трудовом праве; - порядок заключения, изменения и прекращения различных договоров в трудовом праве; - основы принятия оптимальных управленческих решений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - толковать и применять трудовое законодательство и другие нормативные правовые акты, содержащие особенности отдельных видов трудовых договоров; - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; - подготавливать проекты различных видов договоров в трудовом праве; - давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам толкования и применения норм трудового права; - принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с трудовым законодательством; - принимать оптимальные управленческие решения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - в работе с правовыми актами, содержащими нормы трудового права об особенностях отдельных видов трудовых договоров; - в толковании и применении законодательства о договорах на практике; - в составлении трудоправовых договоров; - в подготовке заключений и консультаций по вопросам применения законодательства о договорах в трудовом праве; - в обобщении и анализе соответствующей правоприменительной практики; - по принятию оптимальных управленческих решений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Договор как средство правового регулирования | ||||||
1.1. | Договор как общеправовая категория. Современное состояние и перспективы развития учения о договоре. Понятие и признаки договора. Классификация договоров. Договор как источник права (нормативный договор). Договор – юридический факт. Функции и значение договора в механизме правового регулирования. Место и роль договоров в системе отраслей российского права. | Лекции | 1 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Договор как общеправовая категория. Современное состояние и перспективы развития учения о договоре. Понятие и признаки договора. Классификация договоров. Договор как источник права (нормативный договор). Договор – юридический факт. Функции и значение договора в механизме правового регулирования. Место и роль договоров в системе отраслей российского права. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Договоры как форма социально-партнерских отношений в сфере труда | ||||||
2.1. | Понятие социального партнерства. Факторы становления социального партнерства. Значение социального партнерства в сфере труда в настоящее время. Принципы социального партнерства. Субъекты социального партнерства, их представители. Коллективные договора и соглашения как разновидность нормативных договоров. Понятие, содержание, порядок заключения коллективных договоров и соглашений. Ответственность сторон коллективных договоров и соглашений. Иные нормативные договоры в трудовом праве. Примирительно-третейские соглашения при разрешении коллективно-трудовых споров. | Практические | 1 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Понятие социального партнерства. Факторы становления социального партнерства. Значение социального партнерства в сфере труда в настоящее время. Принципы социального партнерства. Субъекты социального партнерства, их представители. Коллективные договора и соглашения как разновидность нормативных договоров. Понятие, содержание, порядок заключения коллективных договоров и соглашений. Ответственность сторон коллективных договоров и соглашений. Иные нормативные договоры в трудовом праве. Примирительно-третейские соглашения при разрешении коллективно-трудовых споров. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Договор как юридический факт в трудовом праве | ||||||
3.1. | Понятие и предела индивидуально-договорного регулирования. Понятие договора как юридического факта. Классификация договоров как юридических фактов в трудовом праве. Трудовой договор как основание возникновения правоотношения. Понятие и стороны трудового договора. Отличие трудового договора от смежных договоров о труде. Содержание трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора. | Практические | 1 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Понятие и предела индивидуально-договорного регулирования. Понятие договора как юридического факта. Классификация договоров как юридических фактов в трудовом праве. Трудовой договор как основание возникновения правоотношения. Понятие и стороны трудового договора. Отличие трудового договора от смежных договоров о труде. Содержание трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора. | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Отдельные виды трудовых договоров | ||||||
4.1. | Трудовой договор с руководителем организации. Трудовой договор с работниками в возрасте до восемнадцати лет. Трудовой договор с лицами, работающими по совместительству. Трудовой договор с временными и сезонными работниками. Трудовой договор с лицами, работающими вахтовым методом. Трудовой договор с государственными гражданскими служащими. Трудовой договор с педагогическими работниками. Трудовой договор с работниками религиозных организаций и др. | Практические | 1 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Лабораторный практикум | Лабораторные | 1 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Практическое занятие по решению задач | Практические | 1 | 2 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.4. | Трудовой договор с руководителем организации. Трудовой договор с работниками в возрасте до восемнадцати лет. Трудовой договор с лицами, работающими по совместительству. Трудовой договор с временными и сезонными работниками. Трудовой договор с лицами, работающими вахтовым методом. Трудовой договор с государственными гражданскими служащими. Трудовой договор с педагогическими работниками. Трудовой договор с работниками религиозных организаций и др. | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Ученический и иные договоры о подготовке и дополнительном профессиональном образовании | ||||||
5.1. | Понятие ученического договора. Место ученического договора в отрасли трудового права. Стороны и содержание ученического договора. Заключение ученического договора. Изменение и прекращение ученического договора. Иные договоры о подготовке и дополнительном профессиональном образовании (договор о повышении квалификации, о профессиональной подготовке и переподготовке кадров, о целевой контрактной подготовке и др.). | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Иные индивидуальные соглашения в трудовом праве | ||||||
6.1. | Соглашения между работником и работодателем по поводу рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда. Возможность индивидуально-договорного регулирования вопросов дисциплинарной и материальной ответственности. Договоры в механизме разрешения индивидуальных трудовых споров. | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-9 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Договор как общеправовая категория. Современное состояние и перспективы развития учения о договоре. 2. Понятие и признаки договора. Классификация договоров. 3. Договор как источник права (нормативный договор). 4. Договор – юридический факт. 5. Функции и значение договора в механизме правового регулирования. Место и роль договоров в системе отраслей российского права. 6. Понятие социального партнерства. Факторы становления социального партнерства. Значение социального партнерства в сфере труда в настоящее время. 7. Принципы социального партнерства. 8. Субъекты социального партнерства, их представители. 9. Коллективные договоры и соглашения как разновидность нормативных договоров. 10. Понятие, содержание, порядок заключения коллективных договоров и соглашений. 11. Ответственность сторон коллективных договоров и соглашений. 12. Иные нормативные договоры в трудовом праве. 13. Примирительно-третейские соглашения при разрешении коллективно-трудовых споров. 14. Понятие и предела индивидуально-договорного регулирования. 15. Понятие договора как юридического факта. Классификация договоров как юридических фактов в трудовом праве. Трудовой договор как основание возникновения правоотношения. 16. Понятие и стороны трудового договора. 17. Отличие трудового договора от смежных договоров о труде. 18. Содержание трудового договора. 19. Изменение трудового договора. 20. Прекращение трудового договора. 21. Трудовой договор с руководителем организации. 22. Трудовой договор с работниками в возрасте до восемнадцати лет. 23. Трудовой договор с лицами, работающими по совместительству. 24. Трудовой договор с временными и сезонными работниками. 25. Трудовой договор с лицами, работающими вахтовым методом. 26. Трудовой договор с государственными гражданскими служащими. 27. Трудовой договор с педагогическими работниками. 28. Трудовой договор с работниками религиозных организаций. 29. Понятие ученического договора. 30. Место ученического договора в отрасли трудового права. 31. Стороны и содержание ученического договора. 32. Заключение ученического договора. 33. Изменение и прекращение ученического договора. 34. Иные договоры о подготовке и дополнительном профессиональном образовании. 35. Соглашения между работником и работодателем по поводу рабочего времени. 36. Соглашения между работником и работодателем по поводу времени отдыха. 37. Соглашения между работником и работодателем по оплаты труда. 38. Возможность индивидуально-договорного регулирования вопросов дисциплинарной ответственности. 39. Возможность индивидуально-договорного регулирования вопросов материальной ответственности 40. Договоры в механизме разрешения индивидуальных трудовых споров. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Орловский Ю.П. - отв. ред. | ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Петров А.Я. | ТРУДОВОЙ ДОГОВОР 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Орловский Ю.П. - отв. ред. | ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | |||
Э2 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows, Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека (http://elibrary.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
Освоение дисциплины начинается с посещения лекционных занятий, которые ориентированы на выяснение кардинальных, стержневых проблем учебной дисциплины. После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих трудовые отношения. Обучающиеся должны уяснить, что нормы трудового права направлены на регулирование и охрану наиболее важных отношений в обществе - трудовых, которые касаются большинства его членов, будь они работниками или работодателями; нормы именно трудового права регулируют разрешение социально-трудовых конфликтов, регламентируют забастовки и т.д. Кроме того, обучающимся необходимо научиться ориентироваться в действующем трудовом законодательстве, иных актах, содержащих нормы трудового права, понимать перспективы его дальнейшего развития. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний. Темы практических занятий полностью соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, предложенные задания, задачи представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом. Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими нормы трудового права, научиться применять нормы трудового права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы. Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений. Таким образом, организационные формы обучения включают в себя: • контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий; • самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера. Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено. |