МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Объектно-ориентированный анализ и проектирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Половикова Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин Сергей Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Объектно-ориентированный анализ и проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 224 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Жариков А.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Жариков А.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть этапы и процесс разработки программных продуктов. Базовыми этапами процесса создания программных систем являются анализ и моделирование (проектирование), поэтому вопросам построения проектов посвящен один из основных блоков данного курса.
Главная задача курса сформировать целостное представление о методах и подходах объектно-ориентированного анализа и проектирования программно-аппаратных комплексов, помочь овладеть практическим опытом программирования на языке С++ и проектирования программных продуктов с применением унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language) в среде Rational Rose.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, методологии системной инженерии, системы автоматизации проектирования, электронные библиотеки и коллекции, сетевые технологии, библиотеки и пакеты программ, современные профессиональные стандарты информационных технологий
ОПК-4 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о различных парадигмах программирования и современном уровне развития языков и технологий программирования;
о сложности программных систем и методах ее преодоления;
синтаксис и базовые конструкции языков C и С++, основные возможности и приемы программирования на этих языках;
принципы структурного и объектно-ориентированного программирования;
способы использования библиотеки шаблонов STL;
терминологию (понятийный аппарат) объектно-ориентированного анализа, проектирования, программирования и тестирования программных систем;
этапы и стадии разработки программных продуктов;
базовые принципы объектно-ориентированного моделирования систем и принципы проектирования сложных систем;
технологию разработки проекта программной системы на базе унифицированного языка UML;
синтаксис и семантику языка UML.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать алгоритмы решения типичных задач и реализовывать их на языке C/С++;
вести разработку в терминах объектно-ориентированной парадигмы программирования с использованием языка С++;
использовать различные виды наследования классов, в том числе, виртуального и множественного наследования;
использовать стандартные классы библиотеки STL в качестве базовых для разработки прикладных систем
выполнять объектно-ориентированный анализ различных предметных областей;
применять полученные теоретические знания и практические навыки проектирования программных продуктов в среде Rational Rose;
проверять (анализировать) построенный проект на возможные ошибки (логические).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными интегрированными средами разработки;
методами объектно-ориентированного программирования с использованием языка С++;
современным инструментарием проектирования программных продуктов;
методами объектно-ориентированного анализа при проектировании программных продуктов для различных предметных областей;
технологией анализа проектов программных продуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Унифицированный язык моделирования
1.1. Введение. Этапы и принципы разработки сложных систем. Объектно-ориентированный анализ. Язык UML. Лекции 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение. Этапы и принципы разработки сложных систем. Объектно-ориентированный анализ. Язык UML. Лабораторные 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение. Этапы и принципы разработки сложных систем. Объектно-ориентированный анализ. Язык UML. Сам. работа 4 9 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. Инфологическое проектирование. Диаграмма прецедентов. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Инфологическое проектирование. Диаграмма прецедентов. Лабораторные 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. Инфологическое проектирование. Диаграмма прецедентов. Сам. работа 4 7 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.7. Диаграмма последовательностей. Лекции 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.8. Диаграмма последовательностей. Лабораторные 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.9. Диаграмма последовательностей. Сам. работа 4 10 ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.10. Логическое проектирование. Диаграмма классов. Лабораторные 4 11 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.11. Логическое проектирование. Диаграмма классов. Сам. работа 4 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Диаграмма кооперации. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.13. Диаграмма кооперации. Лабораторные 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.14. Логическое проектирование. Диаграмма классов. Лекции 4 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.15. Диаграмма кооперации. Сам. работа 4 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.16. Физическое проектирование. Диаграмма реализации. Проверка модели. Кодогенерация. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.17. Физическое проектирование. Диаграмма реализации. Проверка модели. Кодогенерация. Лабораторные 4 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.18. Физическое проектирование. Диаграмма реализации. Проверка модели. Кодогенерация. Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.19. Диаграмма состояний. Лекции 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.20. Диаграмма состояний. Лабораторные 4 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.21. Диаграмма состояний. Сам. работа 4 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.22. Итоговая контрольная работа по курсу Экзамен 4 27 ОПК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Слабнов В. Д. Программирование на С++: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Познание, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Подбельский В.В., Фомин С.С. Курс программирования на языке Си: Учебники Издательство "ДМК Пресс", 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы - yandex.ru, google.com
Э2 Свободная энциклопедия Википедия – http://ru.wikipedia.org
Э3 Форум разработчиков программного обеспечения - Stackoverflow.com
Э4 Интернет-университет информационных технологий. – http://www.intuit.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Visual Studio
Rational Rose
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания

Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.
Для успешного изучения данного курса необходимыми и достаточными условиями являются:

+ Посещение всех лекций.

+ Посещение всех лабораторных работ и практических занятий.

+ Сдача коллоквиумов и индивидуальных заданий.

+ Успешное выполнение тестов (по завершению семестра).