МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Заусаева Н.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Политология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, о механизме реализации властных решений, о политических системах и режимах, о политической культуре, многообразии интересов социальных, этнических, конфессиональных групп, о демократии и ее основных принципах, в частности плюрализме и толерантности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-9 способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы устройства и функционирования политической сферы в обществе, политическую стратификацию общества, социальные и институциональные основания политики; особенности политического сознания, понятие политической культуры; содержание демократии как политического режима и ее основные принципы;
о роли личности в политических отношениях и процессах, специфику политической социализации, политические интересы личности, особенности групповой социализации, содержание принципа толерантности, особенности его реализацию в групповой (коллективной деятельности), специфику политической культуры у социальных, этнических, конфессиональных групп.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания для анализа динамики и закономерностей политического процесса для формирования гражданской позиции;
анализировать проблемы человека в политике, политической социализации индивида, политической деятельности различных социальных групп, в том числе людей с ограниченными возможностями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа динамики и закономерностей политического процесса для формирования гражданской позиции;
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека в политике, политической социализации индивида, политической, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в политологияю
1.1. Основные этапы становления политической науки Лекции 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные этапы становления политической науки Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет, методы и функции политической науки Лекции 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Российская политическая традиция Практические 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные политологические школы современности Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Политическая наука в России:эволюция и специфика Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Политика и ее социальные основы
2.1. Социальные группы как субъекты и объекты политики Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Политика как общественное явление Лекции 1 1 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Политические элиты и лидерство Практические 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Политика как общественное явление Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Политические режимы.Демократия Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Политические элиты и лидерство Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Демократия и гражданское общество Практические 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Формирование и функционирование политической власти
3.1. Политическая власть Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Политическая система общества Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Политические режимы. Демократия Лекции 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Избирательные системы Практические 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Политические институты
4.1. Государство как политический институт Практические 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Государство как политический институт Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Политические партии и партийные системы Практические 1 1 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Общественно-политические движения и организации Практические 1 1 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Личность и неинституциональные основания политики
5.1. Личность в политике Практические 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Личность в политических отношениях и процессах Сам. работа 1 4 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Политическое сознание и политическая идеология Лекции 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Политическое сознание Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Политическая культура Практические 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.6. Политические идеологии Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.7. Политическая культура Практические 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.8. Политическая социализация Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Политические процессы
6.1. Понятие политического процесса Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Политический конфликт и кризисы Практические 1 2 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Политическая модернизация и демократизация Лекции 1 0 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Политическая модернизация и демократизация Сам. работа 1 2 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Международные политические процессы Сам. работа 1 2 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.6. Роль России в международных политических процессах. Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.7. Политический менеджмент и технологии Лекции 1 1 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.8. Политический менеджмент и технологии Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные этапы становления политической науки.
2. Политология как наука.
3. Основные политологические школы.
4. Российская политическая традиция.
5. Политика: понятие, свойства, функции, уровни.
6. Социальные группы как субъекты и объекты политики.
7. Политическая элита и лидерство.
8. Политическая власть, ее свойства.
9. Политическая система: понятие, структура, функции, типология.
10. Тоталитарный и авторитарный политические режимы.
11. Демократия и демократический режим. Гражданское общество.
12. Государство: понятие, теории происхождения, признаки, функции и типы.
13. Государственное устройство РФ.
14. Политические партии.
15. Партийная система.
16. Общественно-политические движения и организации.
17. Проблема прав человека.
18. Политическая социализация: определение, этапы, факторы.
19. Политическая культура.
20. Политическое сознание.
21. Политическая идеология.
22. Международные отношения: понятие, структура, виды.
23. Политический процесс: определение, подходы, виды.
24. Политическая модернизация и демократизация.
25. Политический менеджмент.
26. Политические технологии.
27. Политические конфликты.
28. Избирательные системы.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
. Политология как наука.
2. Политика: понятие, свойства, функции, уровни.
3. Власть как социальное явление.
4. Политическая власть.
5. Политическая система: понятие, структура, функции, типология.
6. Системный подход к анализу политической системы (Д. Истон).
7. Тоталитарный политический режим.
8. Авторитарный политический режим.
9. Демократический политический режим.
10. Определение, основные признаки, функции, теории происхождения государства.
11. Формы государственного правления: монархия, республика.
12. Формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
13. Политическая партия: определение, основные признаки, функции, типология.
14. Партийная система: определение, типы.
15. Политическая социализация: определение, этапы, факторы.
16. Политическая культура. Типология политической культуры. Политические субкультуры.
17. Человек как субъект и объект политики.
18. Понятие, сущность, функции, уровни и типы политического сознания.
19. Политическая идеология: определение, сущность, основные течения.
20. Понятие, сущность, функции, теории, типы политического лидерства.
21. Определение, теории и типология политических элит.
22. Функции и системы рекрутирования политической элиты.
23. Понятие, структура и критерии гражданского общества.
24. Определение, виды, принципы организации и проведения выборов.
25. Избирательная система: определение, виды.
26. Международные отношения: понятие, структура, виды.
27. Политический процесс: определение, подходы, виды.
28. Политическая модернизация: определение, виды, этапы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Гаджиев К.С Политическая философия и социология: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гаджиев К.С. Политическая социология: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э4 портал журнала «Полис» www.politstudies.ru
Э5 портал Российской ассоциации политической науки www.rapn.ru
Э6 http://www.polisportal.ru – Сетевой портал журнала «Полис»
Э7 http://www.politstudies.ru – Журнал «Полис» («Политические исследования»)
Э8 Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э9 ЭБС Юрайт
Э10 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по политологии. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу.
Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия.
Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работа над основной и дополнительной литературой;
- работу над статьями ведущих политических теоретиков и аналитиков;
- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- консультация преподавателя дисциплины.
Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.
Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий социального страхования, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.
Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы.
Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос.