МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФизическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ_фх-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Заусаева Н.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Политология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, о механизме реализации властных решений, о политических системах и режимах, о политической культуре, многообразии интересов социальных, этнических, конфессиональных групп, о демократии и ее основных принципах, в частности плюрализме и толерантности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-8 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5 способностью приобретать новые знания с использованием современных научных методов и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы устройства и функционирования политической сферы в обществе, специфику политической социализации, политические интересы личности, политическую стратификацию общества, особенности политического сознания, понятие политической культуры; особенности групповой социализации, содержание демократии как политического режима и ее основные принципы; содержание принципа толерантности, особенности его реализацию в групповой (коллективной деятельности), специфику политической культуры у социальных, этнических, конфессиональных групп;
теоретические и эмпирические методы прикладного политологического исследования, основы политического менеджмента и технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания для эффективной работы в коллективе по реализации общественно-значимых интересов, интересы; вычленять специфические интересы социальных, этнических и конфессиональных групп, выявлять идеологии, отражающие эти групповые интересы; выявлять общие цели и интересы у представителей различных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп, оценивать эффективность коллективных действий;
приобретать новые знания с использованием современных научных методов и применять их в процессе выполнения профессиональных функций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организаторской работы по объединению представителей различных социальных, конфессиональных, этнических и культурных групп; навыками толерантного отношения к коллегам по групповой деятельности в сфере реализации общественно-значимых интересов; навыками просветительской деятельности по формированию толерантных отношений в коллективе;
новыми знаниями и современными научными методами на уровне, необходимом для решения задач, имеющих научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в политологияю
1.1. Основные этапы становления политической науки Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
1.2. Основные этапы становления политической науки Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
1.3. Предмет, методы и функции политической науки Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
1.4. Российская политическая традиция Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
1.5. Основные политологические школы современности Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
1.6. Политическая наука в России:эволюция и специфика Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Политика и ее социальные основы
2.1. Социальные группы как субъекты и объекты политики Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
2.2. Политика как общественное явление Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Политические элиты и лидерство Практические 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
2.4. Политика как общественное явление Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
2.5. Политические режимы.Демократия Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
2.6. Политические элиты и лидерство Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
2.7. Демократия и гражданское общество Практические 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Формирование и функционирование политической власти
3.1. Политическая власть Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
3.2. Политическая система общества Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
3.3. Политические режимы. Демократия Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Избирательные системы Практические 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Политические институты
4.1. Государство как политический институт Практические 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
4.2. Государство как политический институт Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
4.3. Политические партии и партийные системы Практические 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
4.4. Общественно-политические движения и организации Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Личность и неинституциональные основания политики
5.1. Личность в политических отношениях и процессах Сам. работа 4 4 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Политическое сознание и политическая идеология Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
5.3. Политическое сознание Сам. работа 4 1 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
5.4. Политическая культура Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
5.5. Политические идеологии Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
5.6. Политическая культура Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.7. Политическая социализация Практические 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Политические процессы
6.1. Понятие политического процесса Сам. работа 4 1 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
6.2. Политический конфликт и кризисы Практические 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
6.3. Политическая модернизация и демократизация Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
6.4. Политическая модернизация и демократизация Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Международные политические процессы Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
6.6. Роль России в международных политических процессах. Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.7. Политический менеджмент и технологии Лекции 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1
6.8. Политический менеджмент и технологии Сам. работа 4 2 ПК-5, ОПК-8, ОК-6 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные этапы становления политической науки.
2. Политология как наука.
3. Основные политологические школы.
4. Российская политическая традиция.
5. Политика: подходы к пониманию.
6. Свойства и функции политики.
7. Политические элиты.
8. Политическая власть.
9. Политическая система: понятие, структура, функции, типология.
10. Тоталитарный политический режим.
11. Авторитарный политический режим.
12. Демократия и демократический режим. Гражданское общество.
13. Государство: понятие, теории происхождения, признаки, функции и типы.
14. Государственное устройство РФ.
15. Политические партии.
16. Партийные системы.
17. Политическое сознание. Политическая идеология.
18. Основные идеологии современности.
19. Международные отношения: понятие, структура, виды.
20. Политический процесс. Политическая модернизация.
21. Политический процесс. Демократизация.
22. Политический менеджмент и политические технологии.
23. Процесс принятия политических решений.
24. Избирательные системы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
. Политология как наука.
2. Политика: понятие, свойства, функции, уровни.
3. Власть как социальное явление.
4. Политическая власть.
5. Политическая система: понятие, структура, функции, типология.
6. Системный подход к анализу политической системы (Д. Истон).
7. Тоталитарный политический режим.
8. Авторитарный политический режим.
9. Демократический политический режим.
10. Определение, основные признаки, функции, теории происхождения государства.
11. Формы государственного правления: монархия, республика.
12. Формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
13. Политическая партия: определение, основные признаки, функции, типология.
14. Партийная система: определение, типы.
15. Политическая социализация: определение, этапы, факторы.
16. Политическая культура. Типология политической культуры. Политические субкультуры.
17. Человек как субъект и объект политики.
18. Понятие, сущность, функции, уровни и типы политического сознания.
19. Политическая идеология: определение, сущность, основные течения.
20. Понятие, сущность, функции, теории, типы политического лидерства.
21. Определение, теории и типология политических элит.
22. Функции и системы рекрутирования политической элиты.
23. Понятие, структура и критерии гражданского общества.
24. Определение, виды, принципы организации и проведения выборов.
25. Избирательная система: определение, виды.
26. Международные отношения: понятие, структура, виды.
27. Политический процесс: определение, подходы, виды.
28. Политическая модернизация: определение, виды, этапы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Гаджиев К.С Политическая философия и социология: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гаджиев К.С. Политическая социология: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э4 портал журнала «Полис» www.politstudies.ru
Э5 портал Российской ассоциации политической науки www.rapn.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по политологии. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу.
Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия.
Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.
Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины "Политология";
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работа над основной и дополнительной литературой;
- работу над статьями ведущих политических теоретиков и аналитиков;
- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;
- консультация преподавателя дисциплины.
Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности, а также осмысления места своей будущей деятельности в контесте политических процессов в Российском обществе, задач развития, стоящих перед страной.
Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий социального страхования, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.
Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы.
Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы.