МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология и этнология народов мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 186
самостоятельная работа 138
контроль 108
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4, 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15 22 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 24 24 24 24 96 96
Практические 24 24 18 18 24 24 24 24 90 90
Сам. работа 33 33 39 39 33 33 33 33 138 138
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 108 108
Итого 108 108 108 108 108 108 108 108 432 432

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Назаров Иван Иванович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Антропология и этнология народов мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений об антропологическом и этнокультурном составе регионов планеты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-10 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ОПК-7 способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности мирового исторического процесса
Основы научной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать особенности антропологического и этнического состава регионов планеты
Получать информацию из разных источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами изучения закономерностей развития этнических обществ
Навыками генерирования новых идей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Антропология и этнокультурный состав Африки
1.1. Африка как прародина человечества. Основные этапы этнической истории. Миграции населения. Цивилизации и социально-политические образования: Мероэ, Напата, Аксум, Бенин, Сонгай, Конго, Мономатапа и др. Колониальный период в истории Африки. Работорговля и ее последствия. Географо-этнографическое деление Африки. Этнолингвистическая ситуация. Расовая принадлежность населения. Южные европеоиды. Негроиды. Эфиопская переходная раса. Особенности ведения хозяйства. Занятия, основанные на присваивающих формах экономики. Бушмены. Пигмеи. Хозяйства с производящей экономикой с преобладанием скотоводства. Готтентоты. Скотоводческо-земледельческие группы населения Северной и Северо-Восточной Африки. Туареги. Земледельческие народы. Мотыжное земледелие сухих саванн. Народы Западной Африки. Хауса. Ручное земледелие экваториального пояса. Плужное земледелие. Народы Эфиопии (амхара, сидамо, галла и др.). Металлоделательное производство. Ткачество. Плетение. Материальная культура. Традиционные города. Типы поселений и жилищ. Одежда. Пища. Социальная структура. Община и ее основные типы. Характерные черты африканской общины. Брак. Формы семьи. Духовная культура. Традиционные верования. Культы. Мировые религии. Ислам. Христианство. Афрохристианство. Устное народное творчество. Фольклор. Искусство. Лекции 3 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Африка как прародина человечества. Основные этапы этнической истории. Миграции населения. Цивилизации и социально-политические образования: Мероэ, Напата, Аксум, Бенин, Сонгай, Конго, Мономатапа и др. Колониальный период в истории Африки. Работорговля и ее последствия. Географо-этнографическое деление Африки. Этнолингвистическая ситуация. Расовая принадлежность населения. Южные европеоиды. Негроиды. Эфиопская переходная раса. Особенности ведения хозяйства. Занятия, основанные на присваивающих формах экономики. Бушмены. Пигмеи. Хозяйства с производящей экономикой с преобладанием скотоводства. Готтентоты. Скотоводческо-земледельческие группы населения Северной и Северо-Восточной Африки. Туареги. Земледельческие народы. Мотыжное земледелие сухих саванн. Народы Западной Африки. Хауса. Ручное земледелие экваториального пояса. Плужное земледелие. Народы Эфиопии (амхара, сидамо, галла и др.). Металлоделательное производство. Ткачество. Плетение. Материальная культура. Традиционные города. Типы поселений и жилищ. Одежда. Пища. Социальная структура. Община и ее основные типы. Характерные черты африканской общины. Брак. Формы семьи. Духовная культура. Традиционные верования. Культы. Мировые религии. Ислам. Христианство. Афрохристианство. Устное народное творчество. Фольклор. Искусство. Сам. работа 3 11 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Африка как прародина человечества. Основные этапы этнической истории. Миграции населения. Цивилизации и социально-политические образования: Мероэ, Напата, Аксум, Бенин, Сонгай, Конго, Мономатапа и др. Колониальный период в истории Африки. Работорговля и ее последствия. Географо-этнографическое деление Африки. Этнолингвистическая ситуация. Расовая принадлежность населения. Южные европеоиды. Негроиды. Эфиопская переходная раса. Особенности ведения хозяйства. Занятия, основанные на присваивающих формах экономики. Бушмены. Пигмеи. Хозяйства с производящей экономикой с преобладанием скотоводства. Готтентоты. Скотоводческо-земледельческие группы населения Северной и Северо-Восточной Африки. Туареги. Земледельческие народы. Мотыжное земледелие сухих саванн. Народы Западной Африки. Хауса. Ручное земледелие экваториального пояса. Плужное земледелие. Народы Эфиопии (амхара, сидамо, галла и др.). Металлоделательное производство. Ткачество. Плетение. Материальная культура. Традиционные города. Типы поселений и жилищ. Одежда. Пища. Социальная структура. Община и ее основные типы. Характерные черты африканской общины. Брак. Формы семьи. Духовная культура. Традиционные верования. Культы. Мировые религии. Ислам. Христианство. Афрохристианство. Устное народное творчество. Фольклор. Искусство. Практические 3 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Антропология и этнокультурный состав Австралии
2.1. Открытие Австралии и история ее колонизации европейцами. Природно-климатические особенности континента. Проблема происхождения австралийцев и тасманийцев. Языковая и антропологическая характеристика. Хозяйственные занятия. Охота. Собирательство. Орудия производства и оружие. Личное имущество мужчин и женщин. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда и украшения. Пища. Социальная структура. Племена. Локальные группы. Род. Фратрии. Возрастные классы. Инициации. Брачные классы. Взаимоотношение полов. Духовная культура. Религиозные представления. Тотемистическое мировоззрение. Устное народное творчество. Мифология. Изобразительное искусство. Англоавстралийцы, особенности хозяйства и культуры европейских колонистов. Лекции 3 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Открытие Австралии и история ее колонизации европейцами. Природно-климатические особенности континента. Проблема происхождения австралийцев и тасманийцев. Языковая и антропологическая характеристика. Хозяйственные занятия. Охота. Собирательство. Орудия производства и оружие. Личное имущество мужчин и женщин. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда и украшения. Пища. Социальная структура. Племена. Локальные группы. Род. Фратрии. Возрастные классы. Инициации. Брачные классы. Взаимоотношение полов. Духовная культура. Религиозные представления. Тотемистическое мировоззрение. Устное народное творчество. Мифология. Изобразительное искусство. Англоавстралийцы, особенности хозяйства и культуры европейских колонистов. Сам. работа 3 11 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Открытие Австралии и история ее колонизации европейцами. Природно-климатические особенности континента. Проблема происхождения австралийцев и тасманийцев. Языковая и антропологическая характеристика. Хозяйственные занятия. Охота. Собирательство. Орудия производства и оружие. Личное имущество мужчин и женщин. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда и украшения. Пища. Социальная структура. Племена. Локальные группы. Род. Фратрии. Возрастные классы. Инициации. Брачные классы. Взаимоотношение полов. Духовная культура. Религиозные представления. Тотемистическое мировоззрение. Устное народное творчество. Мифология. Изобразительное искусство. Англоавстралийцы, особенности хозяйства и культуры европейских колонистов. Практические 3 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Антропология и этнокультурный состав Океании.
3.1. Историко-этнографические области Океании. Меланезия. Этнические общности. Папуасы Новой Гвинеи. Языковой и антропологический состав населения. Проблемы происхождения и миграций. Хозяйство и материальная культура. Ручное земледелие. Ирригационные сооружения. Животноводство. Присваивающие отрасли экономики. Рыболовство. Ремесла. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Общественная организация. Брак и семейно-брачные отношения. Мужские союзы и дома. Род. Сельская община. Духовная культура. Религиозные представления. Вера в безличную силу «ману». Мифология. Народное творчество. Полинезия. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения их предками островов региона. Язык и физический тип. Традиционные занятия. Полеводство и огородничество. Возделываемые культуры. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Социальная структура. Семейная община. Имущественное и социальное неравенство. Кастовая система. Процессы складывания ранней государственности. Вожди и их роль. Духовная культура. Верования. Зачатки идеографического письма, «Говорящие дощечки». «Дома знаний». Фольклор. Легенды и исторические предания. Этикет. Микронезия. Этнический состав. Языки. Расовая принадлежность. Традиционные отрасли хозяйства. Земледелие. Животноводство. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Компоненты материальной культуры. Общественный строй. Семья и семейно-брачные отношения. Род. Имущественное и социальное расслоение. Духовная культура. Религиозные представления. Культы. Фольклор. Лекции 3 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Историко-этнографические области Океании. Меланезия. Этнические общности. Папуасы Новой Гвинеи. Языковой и антропологический состав населения. Проблемы происхождения и миграций. Хозяйство и материальная культура. Ручное земледелие. Ирригационные сооружения. Животноводство. Присваивающие отрасли экономики. Рыболовство. Ремесла. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Общественная организация. Брак и семейно-брачные отношения. Мужские союзы и дома. Род. Сельская община. Духовная культура. Религиозные представления. Вера в безличную силу «ману». Мифология. Народное творчество. Полинезия. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения их предками островов региона. Язык и физический тип. Традиционные занятия. Полеводство и огородничество. Возделываемые культуры. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Социальная структура. Семейная община. Имущественное и социальное неравенство. Кастовая система. Процессы складывания ранней государственности. Вожди и их роль. Духовная культура. Верования. Зачатки идеографического письма, «Говорящие дощечки». «Дома знаний». Фольклор. Легенды и исторические предания. Этикет. Микронезия. Этнический состав. Языки. Расовая принадлежность. Традиционные отрасли хозяйства. Земледелие. Животноводство. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Компоненты материальной культуры. Общественный строй. Семья и семейно-брачные отношения. Род. Имущественное и социальное расслоение. Духовная культура. Религиозные представления. Культы. Фольклор. Сам. работа 3 11 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Историко-этнографические области Океании. Меланезия. Этнические общности. Папуасы Новой Гвинеи. Языковой и антропологический состав населения. Проблемы происхождения и миграций. Хозяйство и материальная культура. Ручное земледелие. Ирригационные сооружения. Животноводство. Присваивающие отрасли экономики. Рыболовство. Ремесла. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Общественная организация. Брак и семейно-брачные отношения. Мужские союзы и дома. Род. Сельская община. Духовная культура. Религиозные представления. Вера в безличную силу «ману». Мифология. Народное творчество. Полинезия. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения их предками островов региона. Язык и физический тип. Традиционные занятия. Полеводство и огородничество. Возделываемые культуры. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Социальная структура. Семейная община. Имущественное и социальное неравенство. Кастовая система. Процессы складывания ранней государственности. Вожди и их роль. Духовная культура. Верования. Зачатки идеографического письма, «Говорящие дощечки». «Дома знаний». Фольклор. Легенды и исторические предания. Этикет. Микронезия. Этнический состав. Языки. Расовая принадлежность. Традиционные отрасли хозяйства. Земледелие. Животноводство. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Компоненты материальной культуры. Общественный строй. Семья и семейно-брачные отношения. Род. Имущественное и социальное расслоение. Духовная культура. Религиозные представления. Культы. Фольклор. Практические 3 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Антропология и этнокультурный состав Западной Азии.
4.1. Языковой и антропологический состав населения. Основные типы хозяйства. Земледелие. Формы искусственного орошения полей (ирригационные сооружения, плотины и т.д.). Кяризы. Сельскохозяйственные культуры и орудия. Животноводство. Способы содержания скота. Номадизм (кочевничество). Виды кочевания. Материальная культура. Жилища земледельцев и кочевников. Одежда. Пища. Утварь. Средства передвижения. Общественное устройство. Общинно-племенная организация кочевников. Брак. Семья. Духовная культура. Религии. Иудаизм. Ислам. Синкретические верования. Письменность. Устное народное творчество. Искусство. Лекции 4 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Языковой и антропологический состав населения. Основные типы хозяйства. Земледелие. Формы искусственного орошения полей (ирригационные сооружения, плотины и т.д.). Кяризы. Сельскохозяйственные культуры и орудия. Животноводство. Способы содержания скота. Номадизм (кочевничество). Виды кочевания. Материальная культура. Жилища земледельцев и кочевников. Одежда. Пища. Утварь. Средства передвижения. Общественное устройство. Общинно-племенная организация кочевников. Брак. Семья. Духовная культура. Религии. Иудаизм. Ислам. Синкретические верования. Письменность. Устное народное творчество. Искусство. Сам. работа 4 13 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Языковой и антропологический состав населения. Основные типы хозяйства. Земледелие. Формы искусственного орошения полей (ирригационные сооружения, плотины и т.д.). Кяризы. Сельскохозяйственные культуры и орудия. Животноводство. Способы содержания скота. Номадизм (кочевничество). Виды кочевания. Материальная культура. Жилища земледельцев и кочевников. Одежда. Пища. Утварь. Средства передвижения. Общественное устройство. Общинно-племенная организация кочевников. Брак. Семья. Духовная культура. Религии. Иудаизм. Ислам. Синкретические верования. Письменность. Устное народное творчество. Искусство. Практические 4 6 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Антропология и этнокультурный состав Южной Азии.
5.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Кастовая система у народов Индии. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Индуизм. Буддизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Лекции 4 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Кастовая система у народов Индии. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Индуизм. Буддизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Сам. работа 4 13 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Кастовая система у народов Индии. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Индуизм. Буддизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Практические 4 6 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Антропология и этнокультурный состав Юго-Восточной Азии.
6.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Континентальная о островная часть. Хозяйственные занятия. Присваивающие отрасли хозяйства. Ручное и пашенное земледелие. Террасное земледелие. Роль морского рыболовства. Особенности материальной культуры. Социальные отношения. Семья и брак. Религиозные системы. Буддизм. Ислам. Индуизм. Христианство. Устное народное творчество. Театр. Искусство. Лекции 4 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Континентальная о островная часть. Хозяйственные занятия. Присваивающие отрасли хозяйства. Ручное и пашенное земледелие. Террасное земледелие. Роль морского рыболовства. Особенности материальной культуры. Социальные отношения. Семья и брак. Религиозные системы. Буддизм. Ислам. Индуизм. Христианство. Устное народное творчество. Театр. Искусство. Сам. работа 4 13 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.3. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Континентальная о островная часть. Хозяйственные занятия. Присваивающие отрасли хозяйства. Ручное и пашенное земледелие. Террасное земледелие. Роль морского рыболовства. Особенности материальной культуры. Социальные отношения. Семья и брак. Религиозные системы. Буддизм. Ислам. Индуизм. Христианство. Устное народное творчество. Театр. Искусство. Практические 4 6 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Антропология и этнокультурный состав Восточной Азии.
7.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Номадизм. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Пережиточные формы клановой (патронимической) организации у групп населения Восточной Азии. Цзунцзу. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Буддизм. Ислам. Национальные религии. Синтоизм. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Лекции 5 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Номадизм. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Пережиточные формы клановой (патронимической) организации у групп населения Восточной Азии. Цзунцзу. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Буддизм. Ислам. Национальные религии. Синтоизм. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Сам. работа 5 11 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.3. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Номадизм. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Пережиточные формы клановой (патронимической) организации у групп населения Восточной Азии. Цзунцзу. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Буддизм. Ислам. Национальные религии. Синтоизм. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Практические 5 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Антропология и этнокультурный состав Центральной Азии.
8.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ламаизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Лекции 5 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
8.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ламаизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Сам. работа 5 11 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
8.3. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ламаизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Практические 5 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Антропология и этнокультурный состав Средней Азии.
9.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ислам. Реликты доисламских верований. Лекции 5 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
9.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ислам. Реликты доисламских верований. Сам. работа 5 11 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
9.3. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ислам. Реликты доисламских верований. Практические 5 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Антропология и этнокультурный состав Северной Америки.
10.1. Происхождение коренного населения континента. Палеоиндейцы. Языковые семьи. Антропологическая характеристика. Историко-этнографические области. Арктическая область Северной Америки. Эскимосы. Проблема этногенеза. Хозяйственные занятия. Рыболовство. Промысел морского зверя. Звероловство. Орудия охоты. Собирательство. Материальная культура. Общественный строй. Религиозные представления. Северная лесная зона. Алгонкины и атапаски. Охота. Рыболовство. Собирательство. Материальная культура. Социальные отношения. Верования. Северо-Западное (тихоокеанское) побережье Северной Америки. Алеуты, тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши. Рыболовство. Промысел морских животных. Охота. Собирательство. Домашнее производство. Составные части материальной культуры. Общественные отношения. Калифорния. Группы населения индейского происхождения. Особенности хозяйства. Собирательство. Охота. Рыболовство. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная организация. Духовная культура. Шаманизм. Лесные области востока Северной Америки. Индейское население (ирокезы, делавары и др.). Традиционные занятия. Подсечно-огневая система земледелия. Присваивающие отрасли хозяйства. Основные черты материальной культуры. Социальная структура. Овачира. Фратрии. Племена. Союзы племен. Ранние формы религии. Культы. Шаманизм. Прерии. Формирование индейского населения области. Коневодство. Культура конных охотников на бизонов. Общественное устройство. Верования. Юго-запад США и север Мексики. Земледельцы пуэбло. Оросительные системы. Домашнее производство. Ткачество. Общественные отношения. Родо-племенная организация. Религиозные представления. Лекции 6 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
10.2. Происхождение коренного населения континента. Палеоиндейцы. Языковые семьи. Антропологическая характеристика. Историко-этнографические области. Арктическая область Северной Америки. Эскимосы. Проблема этногенеза. Хозяйственные занятия. Рыболовство. Промысел морского зверя. Звероловство. Орудия охоты. Собирательство. Материальная культура. Общественный строй. Религиозные представления. Северная лесная зона. Алгонкины и атапаски. Охота. Рыболовство. Собирательство. Материальная культура. Социальные отношения. Верования. Северо-Западное (тихоокеанское) побережье Северной Америки. Алеуты, тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши. Рыболовство. Промысел морских животных. Охота. Собирательство. Домашнее производство. Составные части материальной культуры. Общественные отношения. Калифорния. Группы населения индейского происхождения. Особенности хозяйства. Собирательство. Охота. Рыболовство. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная организация. Духовная культура. Шаманизм. Лесные области востока Северной Америки. Индейское население (ирокезы, делавары и др.). Традиционные занятия. Подсечно-огневая система земледелия. Присваивающие отрасли хозяйства. Основные черты материальной культуры. Социальная структура. Овачира. Фратрии. Племена. Союзы племен. Ранние формы религии. Культы. Шаманизм. Прерии. Формирование индейского населения области. Коневодство. Культура конных охотников на бизонов. Общественное устройство. Верования. Юго-запад США и север Мексики. Земледельцы пуэбло. Оросительные системы. Домашнее производство. Ткачество. Общественные отношения. Родо-племенная организация. Религиозные представления. Сам. работа 6 11 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
10.3. Происхождение коренного населения континента. Палеоиндейцы. Языковые семьи. Антропологическая характеристика. Историко-этнографические области. Арктическая область Северной Америки. Эскимосы. Проблема этногенеза. Хозяйственные занятия. Рыболовство. Промысел морского зверя. Звероловство. Орудия охоты. Собирательство. Материальная культура. Общественный строй. Религиозные представления. Северная лесная зона. Алгонкины и атапаски. Охота. Рыболовство. Собирательство. Материальная культура. Социальные отношения. Верования. Северо-Западное (тихоокеанское) побережье Северной Америки. Алеуты, тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши. Рыболовство. Промысел морских животных. Охота. Собирательство. Домашнее производство. Составные части материальной культуры. Общественные отношения. Калифорния. Группы населения индейского происхождения. Особенности хозяйства. Собирательство. Охота. Рыболовство. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная организация. Духовная культура. Шаманизм. Лесные области востока Северной Америки. Индейское население (ирокезы, делавары и др.). Традиционные занятия. Подсечно-огневая система земледелия. Присваивающие отрасли хозяйства. Основные черты материальной культуры. Социальная структура. Овачира. Фратрии. Племена. Союзы племен. Ранние формы религии. Культы. Шаманизм. Прерии. Формирование индейского населения области. Коневодство. Культура конных охотников на бизонов. Общественное устройство. Верования. Юго-запад США и север Мексики. Земледельцы пуэбло. Оросительные системы. Домашнее производство. Ткачество. Общественные отношения. Родо-племенная организация. Религиозные представления. Практические 6 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Антропология и этнокультурный состав Южной Америки.
11.1. Историко-этнографические области. Мезоамерика. Этнический и языковой состав населения региона до прихода испанцев. Древние земледельческие цивилизации индейцев. Культуры майя и тольтеков. Астеки (ацтеки). Хозяйство. Ремесла и домашнее производство. Торговля. Материальная культура. Жилища. Одежда. Социальная структура. Имущественное и социальное расслоение. Соседская община. Кланы. Фратрии. Роль вождей. Духовная культура. Религия. Боги и их место в жизни астекского общества. Ритуалы. Письменность. Леса и степи Южной Америки. Автохтонные группы индейского населения и их языки. Хозяйство. Охота. Рыболовство. Собирательство. Образ жизни и культура (общая характеристика). Тропические леса Южной Америки. Этнический состав населения. Языковые семьи. Хозяйство. Земледелие. Присваивающие формы экономики. Материальная культура. Поселения. Жилища и их основные типы. Средства передвижения. Социальная структура земледельцев. Промежуточная область. Этническая и лингвистическая характеристика. Расселение и миграции индейских групп населения. Хозяйственные занятия. Земледелие. Центральные Анды. Древние высокие культуры народов области Анд. Инки и их государство. Хозяйство. Земледелие. Ирригационная система. Животноводство. Металлоделательное производство. Ткачество. Материальная культура. Жилища. Одежда. Утварь. Средства передвижения. Вьючный транспорт. Пути сообщения. Социальная стратификация. Соседская община. Духовная культура. Религиозные воззрения. Тотемизм. Культы. Письменность. Огненная земля. Охотники и собиратели южной оконечности континента (алакалуфы и ягана (ямана)). Оружие и орудия труда. Образ жизни. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная структура. Религиозные представления. Анимизм. Лекции 6 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
11.2. Историко-этнографические области. Мезоамерика. Этнический и языковой состав населения региона до прихода испанцев. Древние земледельческие цивилизации индейцев. Культуры майя и тольтеков. Астеки (ацтеки). Хозяйство. Ремесла и домашнее производство. Торговля. Материальная культура. Жилища. Одежда. Социальная структура. Имущественное и социальное расслоение. Соседская община. Кланы. Фратрии. Роль вождей. Духовная культура. Религия. Боги и их место в жизни астекского общества. Ритуалы. Письменность. Леса и степи Южной Америки. Автохтонные группы индейского населения и их языки. Хозяйство. Охота. Рыболовство. Собирательство. Образ жизни и культура (общая характеристика). Тропические леса Южной Америки. Этнический состав населения. Языковые семьи. Хозяйство. Земледелие. Присваивающие формы экономики. Материальная культура. Поселения. Жилища и их основные типы. Средства передвижения. Социальная структура земледельцев. Промежуточная область. Этническая и лингвистическая характеристика. Расселение и миграции индейских групп населения. Хозяйственные занятия. Земледелие. Центральные Анды. Древние высокие культуры народов области Анд. Инки и их государство. Хозяйство. Земледелие. Ирригационная система. Животноводство. Металлоделательное производство. Ткачество. Материальная культура. Жилища. Одежда. Утварь. Средства передвижения. Вьючный транспорт. Пути сообщения. Социальная стратификация. Соседская община. Духовная культура. Религиозные воззрения. Тотемизм. Культы. Письменность. Огненная земля. Охотники и собиратели южной оконечности континента (алакалуфы и ягана (ямана)). Оружие и орудия труда. Образ жизни. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная структура. Религиозные представления. Анимизм. Сам. работа 6 11 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
11.3. Историко-этнографические области. Мезоамерика. Этнический и языковой состав населения региона до прихода испанцев. Древние земледельческие цивилизации индейцев. Культуры майя и тольтеков. Астеки (ацтеки). Хозяйство. Ремесла и домашнее производство. Торговля. Материальная культура. Жилища. Одежда. Социальная структура. Имущественное и социальное расслоение. Соседская община. Кланы. Фратрии. Роль вождей. Духовная культура. Религия. Боги и их место в жизни астекского общества. Ритуалы. Письменность. Леса и степи Южной Америки. Автохтонные группы индейского населения и их языки. Хозяйство. Охота. Рыболовство. Собирательство. Образ жизни и культура (общая характеристика). Тропические леса Южной Америки. Этнический состав населения. Языковые семьи. Хозяйство. Земледелие. Присваивающие формы экономики. Материальная культура. Поселения. Жилища и их основные типы. Средства передвижения. Социальная структура земледельцев. Промежуточная область. Этническая и лингвистическая характеристика. Расселение и миграции индейских групп населения. Хозяйственные занятия. Земледелие. Центральные Анды. Древние высокие культуры народов области Анд. Инки и их государство. Хозяйство. Земледелие. Ирригационная система. Животноводство. Металлоделательное производство. Ткачество. Материальная культура. Жилища. Одежда. Утварь. Средства передвижения. Вьючный транспорт. Пути сообщения. Социальная стратификация. Соседская община. Духовная культура. Религиозные воззрения. Тотемизм. Культы. Письменность. Огненная земля. Охотники и собиратели южной оконечности континента (алакалуфы и ягана (ямана)). Оружие и орудия труда. Образ жизни. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная структура. Религиозные представления. Анимизм. Практические 6 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Антропология и этнокультурный состав Зарубежной Европы.
12.1. Этническая характеристика Западной и Восточной Европы. Расовый и языковой состав населения. Административное деление региона. Связи региона с другими частями мира. Хозяйственная специализация народов Западной и Восточной Европы. Типы земледельческого хозяйства. Особенности животноводческой деятельности. Материальная культура европейских народов. Поселения, жилища, одежда и пища. Особенности социально-экономического развития народов Европы. Развитие торговли. Складывание крупнейших государств и их дальнейшая интеграция. Специфика религиозной жизни народов Западной и Восточной Европы. Христианство и его ответвления. Особенности миграционных процессов в современной Европе. Лекции 6 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
12.2. Этническая характеристика Западной и Восточной Европы. Расовый и языковой состав населения. Административное деление региона. Связи региона с другими частями мира. Хозяйственная специализация народов Западной и Восточной Европы. Типы земледельческого хозяйства. Особенности животноводческой деятельности. Материальная культура европейских народов. Поселения, жилища, одежда и пища. Особенности социально-экономического развития народов Европы. Развитие торговли. Складывание крупнейших государств и их дальнейшая интеграция. Специфика религиозной жизни народов Западной и Восточной Европы. Христианство и его ответвления. Особенности миграционных процессов в современной Европе. Сам. работа 6 11 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1
12.3. Этническая характеристика Западной и Восточной Европы. Расовый и языковой состав населения. Административное деление региона. Связи региона с другими частями мира. Хозяйственная специализация народов Западной и Восточной Европы. Типы земледельческого хозяйства. Особенности животноводческой деятельности. Материальная культура европейских народов. Поселения, жилища, одежда и пища. Особенности социально-экономического развития народов Европы. Развитие торговли. Складывание крупнейших государств и их дальнейшая интеграция. Специфика религиозной жизни народов Западной и Восточной Европы. Христианство и его ответвления. Особенности миграционных процессов в современной Европе. Практические 6 8 ОК-10, ОПК-7 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Этнический состав современного населения Австралии.
2. Хозяйство и материальная культура коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху.
3. Социальная организация аборигенного населения Австралии до прихода англичан. Половозрастные группы. Инициации.
4. Духовная культура аборигенов Австралии: тотемистическое мировоззрение, обряды, верования и т.д.
5. Общая характеристика народов Океании (народы, языки, антропологические типы).
6. Папуасы Новой Гвинеи (особенности хозяйства и культуры).
7. Современный этнический и антропологический состав населения Северной Америки.
8. Особенности хозяйства и культуры коренного населения Северной Америки (северо-западное побережье; прерии; лесная зона, пуэбло и др.).
9. Современный этнический и антропологический состав населения Южной Америки.
10. Хозяйство, культура и общественный строй цивилизаций доколумбовой Америки (майя, ацтеки, инки).
11. Народы Северной Африки (этнический состав и культура).
12. Туареги-кочевники Северной Африки. Особенности хозяйства и социальной организации.
13. Этническая характеристика населения Южной Африки.
14. Бушмены и готтентоты: особенности хозяйства и культуры.
15. Народы Передней Азии: этнический состав, хозяйство и культура.
16. Этнический состав населения Южной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
17. Этнический состав населения Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
18. Этнический состав населения Юго-Восточной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
19. Этнический состав Центральной Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
20. Особенности хозяйственных занятий и культуры монголов.
21. Этнический состав Средней Азии.
22. Этнический состав населения зарубежной Европы: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные типы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
Что включают в себя понятия «Объект» и «Предмет» этнологии?
Назовите основные методы этнологических исследований.
Какие основные группы источников используются в этнологии?
Назовите основные компоненты этноса.
Назовите основные функции этнической культуры.

Темы рефератов
Кочевничество и его место в истории мировых цивилизаций.
История и культура ацтеков.
История и культура майя.
Основные черты духовной культуры североамериканских индейцев.
Особенности материальной культуры аборигенов Австралии.
Традиционная культура микронезийцев Океании.
Религиозные системы Китая.
Индуизм и его место в современной жизни Индии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В каждом вопросе отметьте один — правильный на Ваш взгляд ответ из предложенных четырех вариантов.
1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.

2. Под этнической эндогамией подразумевается:
1. Преобладание смешанных межэтнических браков.
2. Традиции многоженства.
3.Преобладание этнически однородных семей.
4. Постепенная ассимиляция этноса.

3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин:
1. Обычай.
2. Обряд.
3. Ритуал.
4. Этногенез.

4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены:
1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом.
2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским.
3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым.
4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным.

5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение:
1. «История» Геродота.
2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов.
3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в:
1. Булгар Великий.
2. Сибирь.
3. Монголию.
4. Китай.

7. К Западной Азии НЕ относится:
1. Афганистан.
2. Бахрейн.
3. Израиль.
4. Египет.

8. Новая Гвинея входит в состав:
1. Микронезии.
2. Полинезии.
3. Меланезии.
4. Тасмании.

9. Основным занятием аборигенов Австралии являлось (лись):
1. Рыболовство.
2. Рыболовство и собирательство.
3. Собирательство и охота.
4. Охота и рыболовство.

10. В результате европейской колонизации острова Тасмания его коренные жители – тасманийцы:
1. Европеизировались.
2. Были вытеснены в труднодоступные районы.
3. Сильно сократились в численности.
4. Были истреблены.

11. На северо-востоке Индостана проживают монголоидные по антропологическому типу народы, говорящие на языках:
1. Тибето-бирманских.
2. Тюркских.
3. Протомонгольских.
4. Тунгусо-манчжурских.

12. Головным убором мужчин-сикхов является:
1. Чалма.
2. Тюбетейка.
3. Ушанка.
4. Тюрбан.

13. Полиандрия (многомужество) распространено у:
1. Народов Шри-Ланки.
2. Народов Тибета.
3. Бихарцев, живущих в сельских районах Индии.
4. У народов Тайланда.

14. В Юго-Восточной Азии культура сахарного тростника широко распространена:
1. В Мьянме.
2. В Индонезии.
3. На Филиппинах.
4. В Лаосе.

15. Представления театра теней ваянг пурво издавна пользовались популярностью у жителей:
1. Вьетнама.
2. Лаоса.
3. Тайланда.
4. Индонезии.

16. Подавляющее население Восточной Азии относится к монголоидной расе. Единственным народом здесь, в физическом типе которого преобладают австролоидные черты являются:
1. Айны.
2. Японцы.
3. Шэ.
4. Бай.

17. В Африке к австронезийской языковой семье относится язык малагасийцев, проживающих:
1. На Мадагаскаре.
2. На Коморских островах.
3. На Сейшельских островах.
4. В Эфиопии.

18. Индейские консервы «пеммикан», представлявшие растертое сухое мясо, костный мозг и жир могли храниться:
1. Три года.
2. Два года.
3. Один год.
4. Половину года.

19. Для огнеземельцев НЕ характерен вид деятельности:
1. Морской промысел.
2. Сбор моллюсков.
3. Лов рыбы.
4. Зачаточное земледелие.

20. Процесс утраты этнической группой своей культуры и приобретение культуры другого народа именуется:
1. Этнической парциацией.
2. Этнической интеграцией.
3. Ассимиляцией.
4. Аккультурацией.

21. Экзоэтноним это:
1. Название этноса, используемое членами этого этноса.
2. Название этноса, используемое представителями других (соседних) народов.
3. Шуточное название этноса.
4. Научное название этноса.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова содержит тексты исторических источников и научные публикации по отечественной и всеобщей истории. www.hist.msu.ru
Э2 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru
Э3 Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным наукам (история России, всеобщая история, культурология, философия, история религий и т.д.). www.gumer.info
Э4 Антропология и этнология народов мира portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Инструкция по освоению электронного курса и правила балльно-рейтинговой системы оценивания
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=127
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы семинаров, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 20.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по десятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 50.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест ‑ 30.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, но не набрали необходимого количества баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".