Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна
1.1. | формирование компетенций, позволяющих студенту ориентироваться в теории и практике ювенильной журналистики, ориентироваться в различных видах СМИ для детей и технологии создания информационного продукта для детей и подростков |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы создания разножанровых изданий, радио и телепередач для детей; типологию современных детских радио и телепрограмм, печатных и электронных изданий; проблематику современных изданий для детей |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | описывать концепцию детского СМИ; выступать в качестве журналиста, редактора, автора сценария детской передачи; учитывать новые стандарты и новые подходы в подаче информации; соблюдать профессиональные этические нормы на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками подготовки к публикации журналистского текста /медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа; методикой анализа современных детских радио и телепрограмм; методикой анализа печатных и электронных изданий; технологией создания информационного продукта для детей |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в ювенильную журналистику | ||||||
1.1. | Детская тема в журналистике. Функции детской журналистики. Проблемы детского вещания. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Типология социальных проблем детства. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Освещение проблем детства в современных СМИ | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Правовой аспект детской темы. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Детское журналистское творчество. Организация детских журналистских кружков и студий. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Влияние возрастных особенностей детей на характер их творческой деятельности. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Детские печатные издания на рубеже 20-21 веков. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Функционирование проектов «Детиздат», «ЮНПРЕСС», «Окно в детство», «Рука друга». Разнообразие форм детского журналистского творчества. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Новые технологии в развитии детской периодики. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. История и современное состояние ювенильной журналистики | ||||||
2.1. | Педагогические и просветительские идеи в журнале Н.Новикова «Детское чтение для сердца и разума». | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Журналы исторического характера начала XIX века. Детские журналы середины XIX века. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Демократизация детских журналов конца XIX века. Возрастной адрес и специализация журналов 60-80 годов ХХ века. «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер» и «Костер» как явление детской периодической печати. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Проблемы периодических изданий «периода перестройки» и 90-х годов ХХ века. Коммерциализация детских изданий. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Опыт создания радиогазеты на отечественном радио. Радиоспектакли как форма литературного вещания. Радиоигра – загадка «Угадай-ка!»: идея передачи, герои, обратная связь. Образовательная программа для младших школьников «Радионяня». «Дети FM»: опыт создания детского радио. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Жанровые разновидности современных телевизионных передач для детей. Участие телекомпаний в создании детских передач | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Технология ювенильной журналистики | ||||||
3.1. | Технология интервьюирования детей и подростков. Штампы и типичные приемы изображения детей в СМИ. Обзор распространенных жалоб на СМИ. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Сегментация детской аудитории. Психофизические особенности детей и подростков. Познавательный характер детскоюношеского информационного продукта. | Лекции | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Использование методик развивающих, интеллектуальных, а также подвижных, соревновательных игр в создании концептуальных основ радио и телепередач для детей. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Принципы создания произведений в жанре детской прессы. Понятие детской прессы. Характерные черты детской прессы. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Язык и стиль детско-юношеских СМИ. Дизайн детских изданий. Специфика детской прессы с учетом возраста и ведущего вида деятельности целевой аудитории. | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Концепция детского издания. Его основные типоформирующие характеристики. Контент детско-юношеского СМИ. Механизмы и принципы функционирования детской прессы. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Способы создания произведений детской журналистики. Подготовка текстовых материалов в жанре детско-юношеской прессы для публикации в СМИ. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Никитина, Н. Д. | Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности : | Лаборатория книги, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142853 |
Л1.2 | Жилавская, И.В. | Медиаобразование молодежи : | МПГУ, 2018 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500393 |
Л1.3 | Серегина, Д. А. | Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ : | Прометей, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Павленко | Общественное телевидение: российская действительность : | Лаборатория книги, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141522 |
Л2.2 | под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской | Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Профессиональная конференция российских интернет-СМИ | i-comference.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э3 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э4 | Детский журнал "Детская газета" | www.detgazeta.ru | ||
Э5 | Детский журнал "Мурзилка" | www.murzilka.org | ||
Э6 | Детский журнал "Клепа" | www.klepa.ru | ||
Э7 | Детское радио | www.deti.fm | ||
Э8 | Детский телеканал "Карусель" | www.karusel-tv.ru | ||
Э9 | Детский телеканал "Disney" | www.disney.ru/kanal | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оpen office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |