Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цели курса: - формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов; - создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства; - научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур; - помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведениях разных видов искусства. Задачи курса: - приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства второй половины XIX века; - формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов; - развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства; - подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования; - сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства; - обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования; - формирование у студентов культурно-исто рической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; - реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности. - ознакомить студентов с творчеством ведущих мастеров живописи, скульптуры и архитектуры России XVIII-первой половины XIX вв; - развитие навыков стилистического анализа художественных произведений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13 |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства; - знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; - интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; - воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора; - выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства; - воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость; - уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика; - находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; - владение принципами классификации художественных культур народов мира; - владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; - владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров; - самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Искусство России XVIII века. | ||||||
1.1. | Предмет и задачи курса. Периодизация. Историография.Искусство первой четверти XVIII в.: архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Историография русского искусства XVIII - первой половины XIX века. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала) | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Искусство первой четверти XVIII в.: архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Искусство середины XVIII в. Учреждение Российской Академии художеств. Архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Искусство середины XVIII в. Учреждение Российской Академии художеств. Архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. Знакомство с художественными произведениями XVIII века, представленными в постоянной экспозиции музея ГХМАК. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. Знакомство с художественными произведениями XVIII века, представленными в постоянной экспозиции музея ГХМАК. | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.9. | Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.10. | Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. Знакомство с художественными произведениями XVIII века, представленными в постоянной экспозиции музея ГХМАК | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
1.11. | Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Искусство первой половины XIX века. | ||||||
2.1. | Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века.(Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Стили и направления. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Российская академия художеств в первой четверти XIX века. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.7. | О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов (его школа) и др. мастера. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | К. Брюллов, П. Федотов и др. мастера. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 3 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.9. | Скульптура первой половины XIX века. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.10. | Развитие русского пейзажа в певой половины XIX в. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.11. | Стили и направления, виды и жанры, ведущие мастера русского искусства первой четверти XIX века. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.12. | Итоги развития русского искусства в первой половине XIX века. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
2.13. | Экзамен | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-6 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильина Т.В. | : учебник | ЮРАЙТ// ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2018 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
Л2.2 | Степанская Т.М. | Архитектура Алтая XVIII-XX вв.: монография | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2006 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская А.Г. | Русское искусство XVIII века: Программа и учебно-методические материалы | Барнаул.- Издательство АГУ, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова | www.akunb.altlib.ru | ||
Э3 | Государственный художественный музей Алтайского края | muzei.ab.ru | ||
Э4 | Государственный Эрмитаж | www.hermitagemuseum.org | ||
Э5 | Русский музей | rusmuseum.ru | ||
Э6 | История русского искусства: версия 2.0/ И.Э. Грабарь. - М.: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1о=эл.опт.диск (CD-ROM)/ - (Электронная библиотека) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |