МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы искусства XVIII века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы искусства XVIII века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
- формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов;
- создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;
- научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур;
- помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведениях разных видов искусства.
Задачи курса:
- приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства второй половины XIX века;
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов;
- развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства;
- обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;
- формирование у студентов культурно-исто рической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности.
- ознакомить студентов с творчеством ведущих мастеров живописи, скульптуры и архитектуры России XVIII-первой половины XIX вв;
- развитие навыков стилистического анализа художественных произведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Искусство России XVIII века.
1.1. Предмет и задачи курса. Периодизация. Историография.Искусство первой четверти XVIII в.: архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Историография русского искусства XVIII - первой половины XIX века. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала) Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Искусство первой четверти XVIII в.: архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 3 8 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Искусство середины XVIII в. Учреждение Российской Академии художеств. Архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Искусство середины XVIII в. Учреждение Российской Академии художеств. Архитектура, скульптура, живопись. Ведущие мастера. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 3 16 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. Знакомство с художественными произведениями XVIII века, представленными в постоянной экспозиции музея ГХМАК. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Искусство второй половины XVIII в.: Архитектура, живопись, скульптура. Ведущие мастера. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 3 14 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. Знакомство с художественными произведениями XVIII века, представленными в постоянной экспозиции музея ГХМАК. Практические 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.9. Искуство конца XVIII в. Ведущие мастера. Расцвет портретного искусства. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.10. Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. Знакомство с художественными произведениями XVIII века, представленными в постоянной экспозиции музея ГХМАК Практические 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.11. Основные стили и направления в русском искусстве XVIII в. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Искусство первой половины XIX века.
2.1. Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Общая характеристика русского искусства первой половины XIX в. Периодизация. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Влияние исторических событий на развитие русского искусства в первой четверти XIX века.(Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Стили и направления. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Российская академия художеств в первой четверти XIX века. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.7. О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов (его школа) и др. мастера. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.8. К. Брюллов, П. Федотов и др. мастера. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену Сам. работа 3 3 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.9. Скульптура первой половины XIX века. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.10. Развитие русского пейзажа в певой половины XIX в. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.11. Стили и направления, виды и жанры, ведущие мастера русского искусства первой четверти XIX века. Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.12. Итоги развития русского искусства в первой половине XIX века. Лекции 3 2 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.13. Экзамен 3 9 ОПК-1, ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В. : учебник ЮРАЙТ// ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
Л2.2 Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII-XX вв.: монография Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская А.Г. Русское искусство XVIII века: Программа и учебно-методические материалы Барнаул.- Издательство АГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова www.akunb.altlib.ru
Э3 Государственный художественный музей Алтайского края muzei.ab.ru
Э4 Государственный Эрмитаж www.hermitagemuseum.org
Э5 Русский музей rusmuseum.ru
Э6 История русского искусства: версия 2.0/ И.Э. Грабарь. - М.: БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1о=эл.опт.диск (CD-ROM)/ - (Электронная библиотека)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.