МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы русского искусства XIX - начала XX века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 29
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 29 29 29 29
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 48 48 48 48

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы русского искусства XIX - начала XX века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства России ХХ-ХХI вв.
Цели курса:
- формирование у студентов культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, художественного вкуса и оценочных критериев в контесте духовно-нравственных и эстетических мдеалов;
- создать у студентов целостное представление о роли искусства данного периода в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;
-научить понимать развитие и явления отечественного искусства с позиций диалога культур;
-помочь осознать ценности и идеалы, воплощенные в художественных произведений разных видов искусства.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
- приобщение студентов к шедеврам отечественной культуры, лучшим образцам искусства 2-й половины XIX - начала ХХ в.;
- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов студентов;
- развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, умения определять их роль и значение в культурно-историческом контексте развития искусства;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций в сфере культуры и искусства;
- обеспечение условия для сохранения и совершенствования традиций отечественного художесственного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.13

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- развитие изобразительного искусства в контексте культурно-исторических процессов в России II половины XIX-начала XX вв.;
- основные тенденции развития, стили и направления изобразительного искусства и архитектуры России II половины XIX-начала XX вв.;
- общезначимые ценности и нормы культуры;
- знаковую природу искусства, осваивать языки, культурные коды, символические значения различных видов искусства;
- знание основных этапов исторического развития искусства России, его места в художественной истории человечества, общего и особенного в развитии искусства России, фактов, дат, событий;
- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать и соотносить художественные процессы в России начала ХХ века и политической ситуацией;
-определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
-давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века;
-самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой;
-решать исследовательские задачи в области истории отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач;
-навыками стилистического анализа художественных произведений;
-навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией,глубокими и системными знаниями о закономерностях и формах художественной практики в России ХХ в.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Передвижнечество и академизм в художественной жизни России на рубеже веков.
1.1. Новое раскрытие крестьянской темы. А.С. Коровин картина "На миру", С.В. Иванов картина "В дороге. Смерть переселенца", А.Е. Архипов картина "Прачки." Сам. работа 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Предмет и задачи курса "Основы русского искусства XIX - начала XX века". Историографический очерк. Три этапа развития искусства: середина 1890-х гг. до 1905 г.; 1905-1907 гг.; 1908-1917 гг. Лекции 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Новый характер трактовки жанрового сюжета. Новые живописные и композиционные средства. Революционная тема в творчестве жанристов. Картина С.В. Иванова "Расстрел". Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Появления образа рабочего. Творчество Н.А. Касаткина, его работы "Шахтерка", "Углекопы. Смена". Новый взгляд на бытовой жанр художников-академистов. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Реформа Российской академии художеств 1894г. Заявление Г.И. Семирадского. Образование в сосотаве Академии художеств на основе устава 1894 г. высшего художественного училища; преподавательская деятельность в нем членов Товарищества передвижзных выставок И.Е. Репина, В.Е. Маяковского, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.Д. Кузнецова Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Историческая живопись на рубеже веков
2.1. Особенности творчества А.П. Рябушкина, картины "Русские женщины XVII в. в церкви", "Свадебный поезд в Москве. XVII столетие", "Едут". Черты стилизации, декоративности, роль пейзажа в историко-бытовых работах А.П. Рябушкина. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Исторические композиции А.М. Васнецова. Картины, созданные В.И. Суриковым в конце ХIX- начале XX столетий. Творческий метод В.И. Сурикова. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Выставочная деятельность передвижников в рассматриваемый период. Выставки возникшего в 1890 г. "Общества петербугских художников", объединившего академистов. В.В. Стасов о выставочной деятельности передвижников и академистов. Утрата Академией художеств кастовой замкнутости, стремление академистов расширить сферу своего общественного воздествия. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Первый съезд русских художников и любителей художеств, его программа. Дарование галереи П. и С. Третьяковых городу Москве. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Жизнь, творчество и деятельность выдающихся художников конца XIX-XX вв.
3.1. Монументальная живопись М.В. Нестерова, роспись Киевского Владимирского собора. Идеальный образ Древней Руси, лирическое чувство красоты природы, признаки стилизации и модерна. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. К.А. Коровин. Особенности творчества: отсутствие интереса к "концепционному пейзажу", развитие принципов пленэрной живописи, культура этюда, театрализованность, романтическая приподнятость пейзажей, портрета, артистизм натюрморта. Практические 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. В.А. Серов - новатор русской живописи. Отход от "критического реализма" к "реализму поэтическому". Портреты русской художественной интеллигенции. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. М.А. Врубель. Творческий метод. Символическое звучание цвета. Монументальные композиции для Кирилловской церкви в Киеве, росписи Владимирского собора. Экспрессивность, неканоничность. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Художественные объединения рубежа веков.
4.1. Возниконовение, программа А.Н. Бенуа - живописец, график-станковист, иллюстатор, театральный художник, режиссер, автор балетных либретто, теоретик и историк искусства, музыкальный деятель. Лекции 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. К.А. Сомов - ведущий художник "Мира искусства". Сомов-книжный график. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Мирискусник Л.К. Бакст. портреты. Темы анитичности. Декорации и костюмы к "Шахезаде" Римского-Корсакова, "Жар-птице" Стравинского и т.д. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Е.Е. Лансере. Исторические композиции. "Императрица Елизавета Петровна в Царском селе". Серов, Бенуа, Лансере - создатели нового типа исторической картины. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. М.В. Добужинский. Образ города в его рафике. Иллюстрации к "Белым ночам" Достоевского. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Н.К. Рерих. Философия и эстетика русского символизма. Мрнументализм и эпичность работ Н.К. Рериха Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Б.М. Кустодиев. Стилизация народного лубка. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Архитектура на рубеже веков.
5.1. Эклектика. Модерн. Новые типы зданий: заводы, вокзалы, магазины, банки, кинотеатры и т.п. Новые строительные материалы. Лекции 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Ф.О. Шехтель. Доходные дома. Здания торговых фирм. Вокзалы. Асимметричность объемов. Разный характер фасадов. Балкрны, крыльца, эркеры, сандрики, стилизованные лилии и ирисы в декоре, витражи. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Неорусский стиль. Сложная орнаментация в духе Древней Руси. А.В. Щусев - Казанский вокзал в Москве. Неоклассицизм. Стилизация форм русского классицизма. Практические 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Скульптура на рубеже веков
6.1. П.П. Трубецкой. Импрессионистичекий метод. Памятник Александру III. Сам. работа 4 1 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Работа мастеров русского искусства конца XIX - начала XX вв. К. Коровин, К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, С. Виноградов, М. Дурнов, Л. Пастернак, К. Маковский, В. Поленов, А. Рылов, З. Серебрякова, В. Серов, К. Сомов, Н. Ульянов, К. Юон и т.д. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Особенности русского искусства рубежа столетий
7.1. Динамичность художественной жизни. связь с театром, музыкой. Расцвет искусства книги. Влияние русской иконы. Влияние искусства книги. Влияние русской иконы. Влияние искусства Востока. Русско-французские связи в области культуры. Открытие многочисленных музеев. Развитие художественной культуры на Алтае в начале ХХ века. Г.И. Гуркин. А.О. Никулин. Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
7.2. Экзамен 4 9 ОПК-1, ПК-6 Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агратина, Е. Е. Искусство XX века: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Заварихин С.П. Архитектура второй половины XX века: учебник для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Москалюк М.В. Русское искусство конца XIX – начала XX века: учебное пособие СФУ // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364036
Л2.3 Луначарский, А.В Об искусстве. - Т. 2. Русское советское искусство.: учебное пособие Директ-Медия // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271698
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Почепкина Е.В. Отечественная история : Учебно-методическое пособие, ч. 1 Новосибирск: НГТУ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2012 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История искусства авангарда www.krugosvet.ru
Э2 Каземир Малевич www.k-malevich.ru
Э3 Василий Кандинский www.wassilykandinsky.ru
Э4 Произведения П. Кончаловского allpainters.ru
Э5 Русский авангард www.avangardism.ru
Э6 Конструктивизм в архитектуре XX века porusski.me
Э7 Советская живопись dianov-art.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.