МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в историю искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор, А.Л. Усанова

Рабочая программа дисциплины
Введение в историю искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата)" (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: сформировать у студентов представления о специфике художественного языка искусства, о периодизации и основных эпохах развития мирового искусства.
Задачи:
дать представления о содержании и основных этапах процесса формирования научных знаний в области истории искусства; о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества;
изучить понятия и термины искусствоведения, основы художественного языка искусства;
овладеть знаниями об основных эпохах истории мирового искусства, их хронологии;
развить у студентов навыков и приемов искусствоведческого анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Базовый материал основных учебных циклов по дисциплине
2. Особенности художественного языка различных видов искусства
3. Общую периодизацию истории искусства и сновные черты направлений мирового искусства
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области истории искусства
2. Определять принадлежность памятника искусства определенной эпохе
3. Описывать художественный образ произведения и особенности его выражения в различных языках искусства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими
2. Применять основы искусствоведческого описания и анализа произведений искусства
3. Владеть способностью понимать,критически анализировать и излагать базовую информацию по истории искусства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление истории искусства как науки. Основы художественного языка искусства
1.1. История искусства как научная и учебная дисциплина Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. История искусства как научная и учебная дисциплина Сам. работа 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Информационная и библиографическая культура искусствоведа. Основные понятия информационной безопасности Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Графика Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Живопись Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Виды и жанры искусства Сам. работа 1 10 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Скульптура Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Архитектура Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Общая периодизация и представление об основных эпохах развития мирового искусства
2.1. Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи, стили Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи, стили Практические 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи, стили Сам. работа 1 11 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Художественный стиль Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Художественный стиль Практические 1 2 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Художественный стиль Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Виды анализа художественных произведений Лекции 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Виды анализа художественных произведений Практические 1 1 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Виды анализа художественных произведений Сам. работа 1 14 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Декоративно-прикладное искусство Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Экзамен по дисциплине Экзамен 1 9 ОПК-1, ПК-6 Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Основные этапы становления истории искусства как научной дисциплины.
Природа и сущность искусства.
Условия и факторы формирования истории мирового искусства в контексте европейской искусствоведческой науки.
Историки искусства в отечественном искусствознании.
Основные этапы развития мирового искусства.
Стили и основы стилеобразования в искусстве.
Специфика изобразительных искусств.
Картина как художественный текст.
Рисунок как первооснова всех видов изобразительного искусства.
Способы, средства и методы построения художественного образа в живописи и скульптуре.
Основные теории происхождения искусства.
Основные способы построения пространственной перспективы.
Основные направления развития западноевропейского искусства в 19 в.
Основные направления в искусстве 20 в.
Методы искусствоведческого исследования.
Описание и анализ как методы искусствоведческого исследования.
Художественная форма: понятие, сущность.
Основные элементы архитектурной формы.
Основные элементы скульптурной формы.
Основные элементы живописной формы.
Композиция: понятие, сущность.
Законы, правила, приемы и средства композиции.
Композиция в архитектуре.
Композиция в скульптуре.
Композиция в живописи.
Роль рисунка в творческом процессе графика, живописца, скульптора.
Цвет в живописи.
Виды живописной техники.
Фактура живописного слоя.
Работа над этюдом и эскизом композиции.
Художественный образ в произведении искусства.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна Введение в историю искусств: Учебное пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Т. В. Ильина Введение в искусствознание : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 Гнедич, П. П. История искусств : М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Пойдина, Татьяна Витальевна История архитектуры, градостроительства и дизайна: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, ЭБС //"университетская библиотека onlain", 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Жданова, С.Н. Информационная культура личности: социально-педагогический аспект: учебное пособие Москва : ФЛИНТА,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482645
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
Л3.2 [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. : [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2012. elibrary.asu.ru
Л3.3 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская академия художеств. Люди, события, факты истории www.rah.ru
Э2 Всемирная энциклопедия искусства www.artprojekt.ru
Э3 Галерея Arttrans [Электронный ресурс]: каталог русских и знаменитейших мировых художников www.arttrans.com.ua
Э4 Библиотека изобразительных искусств www.artlib.ru
Э5 Современное искусство [Электронный ресурс]: интернет магазин картин //artnow.ru/ru/index.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. полнотекстовые базы данных:
-Национальный цифровой ресурс Руконт. Режим доступа [http://www.rucont.ru/].
-ЭБС «Юрайт». Режим доступа [http://www.biblio-online.ru/].
-Ресурс Цифровые учебные материалы. Режим доступа [http://abc.vvsu.ru/]
5. интернет ресурсы:
Российская академия художеств. Люди, события, факты истории [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html.
Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: artprojekt.ru. – Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/
Галерея Arttrans [Электронный ресурс]: каталог русских и знаменитейших мировых художников. – Режим доступа: http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/
Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс]: ArtLib.ru. – Режим доступа:http://www.artlib.ru/
Современное искусство [Электронный ресурс]: интернет магазин картин. – Режим доступа:http://artnow.ru/ru/index.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой:
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.