Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель: сформировать у студентов представления о специфике художественного языка искусства, о периодизации и основных эпохах развития мирового искусства. Задачи: дать представления о содержании и основных этапах процесса формирования научных знаний в области истории искусства; о функциях искусствоведения как составной части научной мысли и духовной культуры общества; изучить понятия и термины искусствоведения, основы художественного языка искусства; овладеть знаниями об основных эпохах истории мирового искусства, их хронологии; развить у студентов навыков и приемов искусствоведческого анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. Базовый материал основных учебных циклов по дисциплине 2. Особенности художественного языка различных видов искусства 3. Общую периодизацию истории искусства и сновные черты направлений мирового искусства |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области истории искусства 2. Определять принадлежность памятника искусства определенной эпохе 3. Описывать художественный образ произведения и особенности его выражения в различных языках искусства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. Понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими 2. Применять основы искусствоведческого описания и анализа произведений искусства 3. Владеть способностью понимать,критически анализировать и излагать базовую информацию по истории искусства |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Становление истории искусства как науки. Основы художественного языка искусства | ||||||
1.1. | История искусства как научная и учебная дисциплина | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | История искусства как научная и учебная дисциплина | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Информационная и библиографическая культура искусствоведа. Основные понятия информационной безопасности | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.4. | Графика | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.5. | Живопись | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.6. | Виды и жанры искусства | Сам. работа | 1 | 10 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.7. | Скульптура | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.8. | Архитектура | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Общая периодизация и представление об основных эпохах развития мирового искусства | ||||||
2.1. | Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи, стили | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи, стили | Практические | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи, стили | Сам. работа | 1 | 11 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Художественный стиль | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.5. | Художественный стиль | Практические | 1 | 2 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.6. | Художественный стиль | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.7. | Виды анализа художественных произведений | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.8. | Виды анализа художественных произведений | Практические | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.9. | Виды анализа художественных произведений | Сам. работа | 1 | 14 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.10. | Декоративно-прикладное искусство | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.11. | Экзамен по дисциплине | Экзамен | 1 | 9 | ОПК-1, ПК-6 | Л3.3, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Основные этапы становления истории искусства как научной дисциплины. Природа и сущность искусства. Условия и факторы формирования истории мирового искусства в контексте европейской искусствоведческой науки. Историки искусства в отечественном искусствознании. Основные этапы развития мирового искусства. Стили и основы стилеобразования в искусстве. Специфика изобразительных искусств. Картина как художественный текст. Рисунок как первооснова всех видов изобразительного искусства. Способы, средства и методы построения художественного образа в живописи и скульптуре. Основные теории происхождения искусства. Основные способы построения пространственной перспективы. Основные направления развития западноевропейского искусства в 19 в. Основные направления в искусстве 20 в. Методы искусствоведческого исследования. Описание и анализ как методы искусствоведческого исследования. Художественная форма: понятие, сущность. Основные элементы архитектурной формы. Основные элементы скульптурной формы. Основные элементы живописной формы. Композиция: понятие, сущность. Законы, правила, приемы и средства композиции. Композиция в архитектуре. Композиция в скульптуре. Композиция в живописи. Роль рисунка в творческом процессе графика, живописца, скульптора. Цвет в живописи. Виды живописной техники. Фактура живописного слоя. Работа над этюдом и эскизом композиции. Художественный образ в произведении искусства. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна | Введение в историю искусств: Учебное пособие | Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Т. В. Ильина | Введение в искусствознание : учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Гнедич, П. П. | История искусств : | М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильина Т.В. | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник | М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Пойдина, Татьяна Витальевна | История архитектуры, градостроительства и дизайна: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, ЭБС //"университетская библиотека onlain", 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Жданова, С.Н. | Информационная культура личности: социально-педагогический аспект: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА,, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482645 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
Л3.2 | [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] | Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. : [авт.-сост.Л.И. Нехвядович] Методические указания по выполнению письменных работ по направлению и специальности «Искусствоведение 23 с. | Барнаул : Изд-во АлтГУ., 2012. | elibrary.asu.ru |
Л3.3 | Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова | Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская академия художеств. Люди, события, факты истории | www.rah.ru | ||
Э2 | Всемирная энциклопедия искусства | www.artprojekt.ru | ||
Э3 | Галерея Arttrans [Электронный ресурс]: каталог русских и знаменитейших мировых художников | www.arttrans.com.ua | ||
Э4 | Библиотека изобразительных искусств | www.artlib.ru | ||
Э5 | Современное искусство [Электронный ресурс]: интернет магазин картин | //artnow.ru/ru/index.html | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. полнотекстовые базы данных: -Национальный цифровой ресурс Руконт. Режим доступа [http://www.rucont.ru/]. -ЭБС «Юрайт». Режим доступа [http://www.biblio-online.ru/]. -Ресурс Цифровые учебные материалы. Режим доступа [http://abc.vvsu.ru/] 5. интернет ресурсы: Российская академия художеств. Люди, события, факты истории [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: artprojekt.ru. – Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/ Галерея Arttrans [Электронный ресурс]: каталог русских и знаменитейших мировых художников. – Режим доступа: http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/ Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс]: ArtLib.ru. – Режим доступа:http://www.artlib.ru/ Современное искусство [Электронный ресурс]: интернет магазин картин. – Режим доступа:http://artnow.ru/ru/index.html |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Правила самостоятельной работы с литературой: Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. |