Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | История отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства) |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_ИИ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины - показать актуальность и постановку проблемы исследования обусловлеными потребностями развития научной теории и практики в условиях динамических процессов формирования и преобразования культуры, в частности - органной музыки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-7 | способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. Историческое значение произведений русской музыкальной органной культуры; 2. Преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох; 3.Традиции исполнения органных сочинений разных стилевых эпох и направлений на соответствующих им моделях органов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. Осознанно воспринимать лекционный материал и углублять его в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий; 2. Понимать историческое значение произведений органной музыкальной культуры; 3. Уметь анализировать музыкальное произведение, находить в нем черты эпохи, стиля и авторского своеобразия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1.Навыками определения понятий, особенностей органной музыки; 2. Некоторыми специфическими приемами органной техники |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Архитектура органа | ||||||
1.1. | Архитектура органа в контексте определённой исторической эпохи, страны, региона, художественного направления (закономерности, стилевые черты и т.д.) | Лекции | 2 | 2 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Закономерности, стилевые черты архитектуры органа | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Роль искусства в архитектуре органа | ||||||
2.1. | Место и значение изобразительного искусства в оформлении органов (например, по видам - скульптура, живопись, элементы дизайна и т.д.) | Лекции | 2 | 2 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Образная сфера искусства. Видовое и жанровое разнообразие русской музыкальной культуры. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Музыкальная культура | ||||||
3.1. | Декоративно-прикладное искусство в оформлении инструмента и его системно организованного пространства (по материалу - металл, дерево, слоновая кость; по технике выполнения - резьба, роспись, орнамент; по функциональным признакам - оформление пульта управления, несущих конструкций и т.д.) | Практические | 2 | 4 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Визуальные средства воздействия органа в аксиологических, социологических, гносеологических аспектах художественного освоения мира | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Орган как полифункциональный центр ценностно-ориентированной деятельности | ||||||
4.1. | Культурно-исторические предпосылки формирования архитектурного образа органа как действенного фактора комплекса выразительных средств | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Культурно-исторические предпосылки формирования архитектурного образа органа как действенного фактора комплекса выразительных средств | ||||||
5.1. | Взаимосвязь между архитектурной теорией Витрувия и принципиальными идеями первоначальных конструкций органа | Лекции | 2 | 2 | ПК-7 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Влияние западной музыкальной культуры на российское профессиональное искусство | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Значимость ордерной системы в архитектурном оформлении органов отдельных стран и творческих направлений эпох барокко, классицизма, романтизма | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.4. | Знаки написания музыки и их эволюция. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 6. Содержание художественного приёма контрапоста как архитектурной метафоры и конкретизировано его применение в архитектуре органа | ||||||
6.1. | Закономерность системно организованного пространства контрапоста, выявленная во взаимосвязях композиций органного фасада, полифонической ткани органных произведений, внутренней компоновки органной конструкции | Лекции | 2 | 2 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Деятели органной музыки | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Специфические функции архитектуры органа, ретранслирующие образы картины мира, взаимодействующие с индивидом и группой | Практические | 2 | 6 | ПК-7 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
6.4. | Этапы и принципы формирования органной архитектуры как отражения картины мира | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-7 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
6.5. | Наиболее значительные композиторы XIX столетия и их вклад в развитие органной музыки | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.6. | Зачет | 2 | 4 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Цытович, В.И. | Традиции и новаторство. Вопросы теории, истории музыки и музыкальной педагогики : учебное пособие | Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018 | https://e.lanbook.com/book/103888. |
Л1.2 | Будкеев, С. М. | Архитектура и дизайн органов Древней Греции, Рима и Византии: монография | Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2181 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Садохин А.П. | Мировая художественная культура: учеб. пособие для учащихся средних проф. учеб. заведений | М.:ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Майкапар А. Е. | О музыке: учебное пособие | М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История музыки: [Электронный ресурс]. | istoriyamuziki.narod.ru | ||
Э2 | Культурная эволюция: [Электронный ресурс]. | yarcenter.ru | ||
Э3 | Архитектура органа как отражение картины мира | cheloveknauka.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - выполнение практических графических художественно-творческих работ; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |