МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_УСП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Каримов Вячеслав Хамитович

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Казанцев Дмитрий Александрович

Рабочая программа дисциплины
Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов Сергей Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов Сергей Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать магистрантам достаточный уровень теоретических знаний, практических умений и навыков, отраженных в компетенциях ФГОС юриспрудения, по использованию специальных познаний и научно-технических средств при раскрытии и расследовании преступлений, розыске лиц, скрывшихся от суда и следствия, пониманию современной системы информационного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4:технико-криминалистические средства и методы, тактику производства следственных действий;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4:самостоятельно применять методы и способы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4:методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, научные методы специальных познаний в процессе раскрытия и расследования преступлений
1.1. Понятие, предмет, научные методы специальных познаний в процессе раскрытия и расследования преступлений Лекции 2 0 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие, предмет, научные методы специальных познаний в процессе раскрытия и расследования преступлений Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие, предмет, научные методы специальных познаний в процессе раскрытия и расследования преступлений Сам. работа 2 28 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Использование специальных познаний в процессе проведения следственных действий
2.1. Использование специальных познаний в процессе проведения следственных действий Лекции 2 0 ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Использование специальных познаний в процессе проведения следственных действий Практические 2 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Использование специальных познаний в процессе проведения следственных действий Сам. работа 2 28 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Использования специальных познаний в ходе производства судебных экспертиз
3.1. Использования специальных познаний в ходе производства судебных экспертиз Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Использования специальных познаний в ходе производства судебных экспертиз Практические 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Использования специальных познаний в ходе производства судебных экспертиз Лабораторные 2 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Использования специальных познаний в ходе производства судебных экспертиз Сам. работа 2 26 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Перспективы развития криминалистической техники, научных методов и методик
4.1. Перспективы развития криминалистической техники, научных методов и методик Практические 2 0 ПК-4 Л1.1, Л2.1
4.2. Перспективы развития криминалистической техники, научных методов и методик Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История возникновения судебной экспертизы в России.
2. Понятие судебной экспертизы, ее основные задачи.
3. Методы и методики судебной экспертизы. Требования, предъявляемые к методам.
4. Формы судебных экспертиз.
5. Классификация судебных экспертиз.
6. Понятие судебного эксперта, его права и обязанности.
7. Допрос эксперта.
8. Система экспертных учреждений России.
9. Структура постановления о назначении экспертизы.
10. Основные стадии процесса экспертного исследования: подготовительная, детального исследования, оценка результатов исследования.
11. Виды задач экспертного исследования.
12. Заключение эксперта и его основные части: вводная, исследовательская, синтезирующая, выводы.
13. Оценка заключения эксперта следователем и судом.
14. Виды образцов для сравнительного исследования.
15. Тактика получения образцов для сравнительного исследования.
16. Участие специалиста в получении образцов, фиксация хода и результатов получения образцов.
17. Взаимодействие следователя и эксперта в ходе производства экспертизы.
18. Процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия с экспертом.
19. Правовое использование экспертных выводов частных экспертов.
20. Объекты трасологической (дактилоскопическая) экспертизы следов рук. Возможности использования следов пальцев рук непригодных для дактило-скопической идентификации.
21. Вопросы, решаемые дактилоскопической экспертизой.
22. Тактика получения образцов для сравнительного исследования при на-значении дактилоскопической экспертизы.
23. Современные возможности дактилоскопической экспертизы (ПАПИЛОН, «Живой сканер»).
24. Объекты трасологической экспертизы следов ног (обуви).
25. Вопросы, решаемые трасологической экспертизой по следам ног (обуви) человека.
26. Получение образцов для сравнительного исследования при производстве трасологической экспертизы по следам ног (обуви) человека.
27. Объекты экспертизы следов транспортных средств.
28. Задачи и вопросы экспертизы следов транспортных средств.
29. Получение образцов для сравнительного исследовния при производстве экспертизы следов транспортных средств.
30. Назначение трасологической экспертизы по следам орудий взлома.
31. Современные возможности трасологической экспертизы.
32. Понятие баллистической экспертизы и ее разновидности.
33. Идентификационные задачи баллистической экспертизы.
34. Диагностические задачи баллистической экспертизы.
35. Виды образцов для сравнительного исследования при назначении балли-стической экспертизы.
36. Достижения судебной баллистики на современном этапе.
37. Экспертиза холодного оружия: понятие, задачи, объекты исследования.
38. Экспертиза метательного оружия: понятие, задачи, объекты исследования.
39. Понятие почерковедческой экспертизы, ее научные основы, задачи.
40. Получение образцов для сравнительного исследования для почерковедче-ской экспертизы.
41. Сложности, возникающие при исследовании текстов малого объема.
42. Идентификационные и диагностические задачи экспертного исследования рукописных текстов.
43. Научные основы судебно-технического исследования документов, задачи и объекты исследования.
44. Идентификационные задачи судебно-технического исследования доку-ментов.
45. Диагностические задачи судебно-технического исследования документов.
46. Судебно-техническое исследование денежных знаков.
47. Судебно-портретная экспертиза, ее объекты и задачи. Вопросы, разре-шаемые портретной экспертизой.
48. Правила предоставления фотоснимков живых лиц, посмертных масок и рентгенограмм трупов для судебно-портретной экспертизы и оценка заклю-чения портретной экспертизы.
49. Понятие экспертизы веществ материалов и изделий и ее виды.
50. Экспертиза наркотических средств.
51. Экспертиза волокон и волокнистых материалов.
52. Экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий.
53. Экспертиза изделий из резины.
54. Экспертиза стекла и керамики.
55. Экспертиза металлов и сплавов.
56. Пищевая экспертиза.
57. Автороведческая экспертиза: понятие, задачи. Образцы для сравнитель-ного исследования и требования предъявляемые к ним.
58. Видеофоноскопическая экспертиза: объекты экспертизы и ее задачи.
59. Вопросы, решаемые фоноскопической экспертизой. Образцы для сравни-тельного исследования и правила их получения.
60. Определение взрывотехнической экспертизы, ее объекты.
61. Экспертиза восстановления уничтоженных номерных знаков и иных мар-кировочных обозначений: понятие, задачи, объекты.
62. Особенности проведения запаховой экспертизы.
63. Правила собирания, хранения и предоставления объектов на экспертизу запаховых следов человека.
64. Инженерно-техническая экспертиза: понятие, задачи, объекты.
65. Класс судебных инженерно-транспортных экспертиз: понятие, задачи, объекты.
66. Класс инженерно-технологических экспертиз: понятие, задачи, объекты.
67. Класс экономических экспертиз: понятие, задачи, объекты.
68. Класс экологических экспертиз: случаи назначения экологических экс-пертиз, комплексные и комиссионные экспертизы, круг привлекаемых спе-циалистов.
69. Класс биологических экспертиз: ботаническая, зоологическая и почво-ведческая.
70. Сельскохозяйственные экспертизы: судебно-агротехническая, судебно-ветеринарная и ветеринарно-токсикологическая экспертизы.
71. Случаи назначения искусствоведческой экспертизы, привлечение спе-циалистов для участия в производстве экспертизы.
72. Современные возможности судебных экспертиз.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Александрова И.В. КРИМИНАЛИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каримов В.Х. Криминалистическая регистрация: Алтайского государственного университета, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
211С лаборатория трасологических исследований – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson модель EB-X14 - 1 единица; монитор: марка ACER модель V233H - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 3 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 4 шт.; прибор для обнаружения и фиксации пылевых следов обуви «ПОС-Т1» - 1 шт.; комплект для выявления следов рук парами йода – 1 шт.; комплект «№2» для выявления следов рук на месте происшествии и дактилоскопированию живых лиц – 32 шт.; лотки с песком для изъятия следов обуви – 2 шт.; плеер LG; экран LIMIEN – 1 шт.; документ-камера AVerMedia – 2 шт. ; МФУ (принтер) HP LaserJet – 1 шт.; верстак – 1 шт.; тиски – 1 шт.; точило -1 шт.; сверлильная установка – 1 шт.; дрель – 1 шт.; лобзик – 1 шт.; пылесос – 1 шт.; штангенциркуль - 16 шт.; комплект для оттисков подошв обуви – 2 шт.; комплект для объемных следов – 1 шт.; комплект химреактивов - 3 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.; съемный стенд – 17 шт.; система звукоусиления - Aver-Vision CP-300
005С лаборатория судебной фотографии и судебной видеозаписи – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; штатив к фото-видеокамере VELBON – 1 шт.; документ-камера AVerMedia – 1 шт.; фотоадаптер к документ-камере – 1 шт.; фотоаппарат Зенит-ТТЛ – 1 шт.; фотоаппарат Зоркий-10 – 1 шт.; фотоаппарат Киев – 1 шт.; фотоаппарат Коника - 1 шт.; фотоаппарат Смена-6 – 1 шт.; фотоаппарат Смена-символ – 1 шт.; фотоаппарат ФЭД-2 - 1 шт.; фотоаппарат ФЭД-5 – 1 шт.; фотоаппарат Чайка-3 – 1 шт.; фотоаппарат POLAROID – 1 шт.; фотоаппарат Зенит-122 – 1 шт.; фомплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 3 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу -1 шт.; МФУ (принтер) HP LaserJet – 1 шт.; фотопринтер EPSON P-50 – 1 шт. съемный; стенды; ЖК-телевизор PHILIPS-42 – 1 шт.; фильтр сетевой – 3 шт.
002С кабинет криминалистики (криминалистический полигон) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест, оборудованный макетами, наглядными пособиями, стендами, схемами, образцами предметов и орудий убийства; проектор; манекен; шкафы для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования в количестве 7 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Криминалистическая регистрация" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе правовых ситуаций необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.