Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.04.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_04_02_ММиИТ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Любовь Анатольевна
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности» является подготовка магистров по направлению 01.04.02 Прикладная математика и информатика: Математические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании к изучению методологических и методических подходов математического и компьютерного моделирования и прогнозирования процессов в сложных социально-экономических и экологических системах, развивающих способности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения и разрабатывать и анализировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.03 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-3 | Способен разрабатывать математические модели и проводить их анализ при решении задач в области профессиональной деятельности |
ПК-2 | способность применять новые методы исследования в области математического моделирования природных процессов и проектирования комплексов программ в сфере профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Методологию системного подхода. Основные методы и принципы математического моделирования, основные проблемы конкретной предметной области, методы математической обработки результатов решения профессиональных задач. Современные методы исследования и новые направления для решения прикладных задач анализа природных процессов и социально-экономических систем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Разрабатывать и содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарных подходов, критически оценивать надежность источников информации, решать задачи, требующие навыков абстрактного мышления. Составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решения и профессионально интерпретировать смысл полученного результата. Использовать навыки рационального выбора и применения методов исследования, соответствующих области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методами анализа и синтеза, логико-методологическим инструментарием. Способностью разрабатывать математические модели и проводить их анализ при решении задач в области профессиональной деятельности. Способностью применять методы исследования при решении задач в области проектирования комплексов программ в сфере науки, техники и технологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы моделирования процессов принятия решений в условиях рисков и неопределенностей | ||||||
1.1. | Классификация и принципы Моделирование процессов и моделирование решений | Практические | 2 | 6 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Комплекс моделей годового и стратегического планирования фирмы на основе производственных функций | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
1.3. | Математические модели поддержки приятия решений в условиях природной неоределенности | Практические | 2 | 6 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
1.4. | Принципы формализации задач обоснования оптимальных решений, включая задачи прогноза, оценки параметров, выбора оптимальных управлений | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Теоретико-игровые модели принятия решений в условиях рисков и неопределенностей | ||||||
2.1. | Примеры математических моделей. Модель контроля с двумя ЛПР. Игра «Государство-Предприниматели» | Практические | 2 | 6 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3 |
2.2. | Принципы выбора оптимальных стратегий в бескоалиционных играх (минимаксные стратегии, ситуации равновесия, устойчивые парето-оптимальные стратегии). | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2 |
Раздел 3. Прикладные модели принятия решений в условиях рисков и неопределенностей | ||||||
3.1. | Устойчивые парето-оптимальные стратегии в играх с непротивоположными интересами. Иерархические игры | Практические | 2 | 6 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
3.2. | Математические модели планирования производства на основе линейного программирования. Примеры | Сам. работа | 2 | 10 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
3.3. | Поле игры. Гипотезы поведения игроков. Построение поля игры на примере игры «Государство-Предприниматели» и на примере антагонистической игры. Обоснование оптимальных стратегий участников системы контроля | Практические | 2 | 12 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
3.4. | Примеры устойчивых и парето-оптимальных стратегий в игре «Государство-Предприниматели». Игры (Г2, Г1). | Сам. работа | 2 | 5 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4 |
3.5. | Итоговый экзамен по курсу | Экзамен | 2 | 27 | УК-1, ОПК-3, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Петрова А.Г., Оскорбин Н.М., Хворова Л.А. и др. | Математическое моделирование: учебное пособие: Основная | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2016. | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3328 |
Л1.2 | Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ | Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] | Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин | Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Воронцовский А.В. | УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Шокин Ю.И. | Современные многосеточные методы. Многоуровневые методы. Применение многомасштабных методов: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2012 | www.studentlibrary.ru |
Л2.4 | О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин | Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов | Изд-во АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности» | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Свободная энциклопедия «Википедия» | ru.wikipedia.org | ||
Э3 | Аналитическо-информационный портал "Финам". | www.finam.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). 2. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/). 3. Электронная база данных «ZBMATH – The database Zentralblatt MATH» (https://zbmath.org/). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
202Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В курсе «Математические модели принятия решений в условиях риска и неопределенности» предусмотрено проведение практических занятий, включая выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала. Теоретические разделы курса представлены в методической литературе, в которой приведены задания на самостоятельную работу, разделы вопросов и описание расчетных работ. В процессе выполнения расчетных работ студенты знакомятся с описанием каждого расчетного задания с примером его выполнения, с файлом задания на содержание расчетной работы, теоретическим материалом по отдельному методическому указанию и используемым программным средствам в среде MS Excel. Смотри ЭУМК (moodle) http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2306 1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать и принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов выполнения практических работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. Перечень вопросов к экзамену представлен в ЭУМК. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на практиках. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |