МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_04_03_ПИвУФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.т.н., проф, Оскорбин Н.М.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Юдинцев А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №911)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мамченко Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений» является подготовка магистров по направлению 09.04.03 Прикладная информатика: Прикладная информатика в управлении финансами к изучению методологических и методических подходов математического и компьютерного моделирования и прогнозирования процессов в сложных социально-экономических и экологических системах, развивающих способности и новые принципы руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, разрабатывать и анализировать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности при решении проблем выбранной области профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью на практике применять новые научные принципы и методы исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные принципы и социально- экономические требования обоснования оптимальных решений в выбранной области профессиональной деятельности.
Задачи цикла подготовки, реализации и анализа принимаемых решений в условиях риска и неопределенности в производственно-технологической деятельности в задачах экономики и социальной сфере.
Технические приемы и информационные технологии создания теоретических и прикладных моделей решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности в задачах экономики и социальной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.Классифицировать комплекс научных и социально- экономических требований обоснования оптимальных решений в выбранной области профессиональной деятельности.
Формализовывать и выбирать методы выполнения этапов цикла подготовки, реализации и анализа принимаемых решений в условиях риска и неопределенности.
Применять информационные технологии поддержки принятия и реализации решений в условиях риска и неопределенности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методическими подходами обоснования социально- экономических требований принятия оптимальных решений в выбранной области профессиональной деятельности.
Технологическими приемами применения на практике математических и инструментальных средств обоснования оптимальных решений в задачах экономики и социальной сфере.
Информационными технологиями применения на практике математических и инструментальных средств обоснования оптимальных решений в задачах экономики и социальной сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы моделирования процессов принятия решений в условиях рисков и неопределенностей
1.1. Классификация и принципы Моделирование процессов и моделирование решений Лекции 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Комплекс моделей годового и стратегического планирования фирмы на основе производственных функций Сам. работа 1 20 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Математические модели поддержки приятия решений в условиях природной неоределенности Лабораторные 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Принципы формализации задач обоснования оптимальных решений, включая задачи прогноза, оценки параметров, выбора оптимальных управлений Сам. работа 1 26 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теоретико-игровые модели принятия решений в условиях рисков и неопределенностей
2.1. Примеры математических моделей. Модель контроля с двумя ЛПР. Игра «Государство-Предприниматели» Лабораторные 1 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Принципы выбора оптимальных стратегий в бескоалиционных играх (минимаксные стратегии, ситуации равновесия, устойчивые парето-оптимальные стратегии). Сам. работа 1 10 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Прикладные модели принятия решений в условиях рисков и неопределенностей
3.1. Устойчивые парето-оптимальные стратегии в играх с непротивоположными интересами. Иерархические игры Лабораторные 1 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Математические модели планирования производства на основе линейного программирования. Примеры Сам. работа 1 24 ОПК-5 Л2.1, Л1.2
3.3. Поле игры. Гипотезы поведения игроков. Построение поля игры на примере игры «Государство-Предприниматели» и на примере антагонистической игры. Обоснование оптимальных стратегий участников системы контроля Лабораторные 1 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
3.4. Примеры устойчивых и парето-оптимальных стратегий в игре «Государство-Предприниматели». Игры (Г2, Г1). Сам. работа 1 14 ОПК-5 Л2.1, Л1.2
3.5. Итоговый дифференцированный зачет по курсу Зачет с оценкой 1 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов Изд-во АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Межов И. С., Межов С. И. Инвестиции. Оценка эффективности и принятие решений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Аналитическо-информационный портал "Финам". www.finam.ru
Э2 Свободная энциклопедия «Викпедия» ru.wikipedia.org
Э3 Эконометрические программы. econom.nsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
3. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений» предусмотрено проведение лабораторных работ, выполнение индивидуальных расчетных работ по проблемным вопросам курса, что способствует лучшему и углубленному освоению теоретического материала.
Теоретические разделы курса представлены в методической литературе в составе ЭУМК, в которой приведены задания на самостоятельную работу, разделы вопросов и описание лабораторных работ.
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на лабораторных работах, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Лабораторная работа – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в изучении темы. Темы и варианты лабораторных работ и представлены в ЭУМК. Для защиты результатов работ полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль. Перечень основных и дополнительных вопросов к экзамену для Вашего профиля представлен в ЭУМК. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции и на лабораторных работах. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, лабораторных работах, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.