МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н, профессор, Аничкин Евгений Сергеевич

Рецензент(ы):
к.ю.н, доцент, Калашник Наталья Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Правоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины правоведение являются профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений, возникающих с их участием, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные нормы, регулирующие общественные отношения, основные правовые категории, используемые в юридической науке.
3.2.Уметь:
3.2.1.юридически правильно квалифицировать общественные отношения в соответствии с отраслевой принадлежностью;
применять нормы соответствующей отрасли права;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными навыками определения подлежащих применению нормативных правовых актов;
основными навыками юридической квалификации фактов и обстоятельств.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории государства и права.
1.1. Основные теории происхождения государства и права. Лекции 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Практические 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Типология государств. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Сам. работа 1 10 ОК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы конституционного права.
2.1. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Лекции 1 4 ОК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Предмет, метод и определение конституционного права Правовые основы конституционного строя. Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления. Практические 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
2.3. Основные виды органов государственной власти. Понятие избирательной системы и избирательного права. Сам. работа 1 12 ОК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основы административного и экологического права.
3.1. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, предмет и метод экологического права. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, предмет и метод экологического права. Лекции 1 4 ОК-4 Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Субъекты и объекты экологического права. Практические 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
3.3. Понятие и состав административного правонарушения.Экологические правонарушения. Сам. работа 1 12 ОК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Основы гражданского права.
4.1. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Понятие и предмет гражданского права. Лекции 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
4.2. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Практические 1 4 ОК-4 Л2.1, Л1.1
4.3. Правоспособность и дееспособность субъектов гражданского права: понятие и содержание. Сам. работа 1 12 ОК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основы социального предпринимательства.
5.1. Понятие, предмет, метод, система и источники социального предпринимательства. Лекции 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
5.2. Виды субъектов предпринимательского права. Практические 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
5.3. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Сам. работа 1 4 ОК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Основы трудового права.
6.1. Понятие, предмет и метод трудового права. Лекции 1 4 ОК-4 Л2.1, Л1.1
6.2. Источники трудового права.Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения. Практические 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
6.3. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Сам. работа 1 12 ОК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Основы уголовного права. Правовые основы защиты защиты информации и государственной тайны.
7.1. Понятие, предмет и метод уголовного права. Лекции 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
7.2. Источники уголовного права. Уголовно-правовые отношения. Преступления:понятия и виды. Практические 1 2 ОК-4 Л2.1, Л1.1
7.3. Правовые основы защиты защиты информации и государственной тайны. Сам. работа 1 10 ОК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Происхождение государства.
2.Понятие и признаки государства.
3.Правовое государство
4.Понятие и признаки права.
7.Понятие, виды и структура норм права.
8.Источники права.
9.Система права.
10.Понятие и структура правоотношения.
11.Реализация права.
12.Конституция Российской Федерации – основной закон государства, её структура, понятие, признаки и черты. Конституционные нормы.
13.Понятие, предмет, метод конституционного права России.
14.Основы конституционного строя.
15.Понятие и система государственных органов.
16.Понятие и основные черты административной ответственности.
17.Понятие, предмет и метод экологического права.
18.Гражданское правоотношение: понятие, структура, основания возникновения.
19.Физические лица как субъекты гражданского права.
20.Юридические лица как субъекты гражданского права: понятие, признаки, виды.
21.Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна.
22.Сделки: понятие, форма, виды. Недействительность сделок. Последствия недействительности сделок.
23.Обязательства в гражданском праве. Способы обеспечения исполнения обязательства.
24.Гражданско-правовой договор как основание возникновения обязательств.
25.Общие положения о наследовании. Наследование по завещанию.
26.Понятие и принципы семейного права.
27.Понятие трудового права.
28.Заключение трудового договора. Оформление приема на работу. Трудовая книжка.
29.Понятие уголовного права.
30.Основы правового регулирования профессиональной деятельности.







5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.С. Пиголкин Теория государства и права : Учебник Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Ф. Мачин История политических и правовых учений : Учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9775C538-54FE-48E4-B4D7-9C5DCD2A4069
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э3 Верховный Суд РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Правоведение» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
Самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Правоведение» на очном отделении завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисцип-лины «Правоведение» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, который активно участвовал в обсуждении теоретических вопросов, решил задачи и тест на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено прохождение тестирования. Тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено». В случае отсутствия положительных оценок по оценочным средствам начального этапа студенту необходимо подготовить вопросы к зачету.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит не-сколько вариантов ответа, только один из которых является правильным. Если правильных ва-риантов ответа несколько, то студента об этом уведомляют. Итоговая оценка за тест выставля-ется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется сту-дентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на се-минарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается от-дельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку отве-та студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа препо-давателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.